РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации29 января 2013 г. с. Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующей Кузнецовой Ю. М.
при секретаре Шабалиной Ю. В.
с участием:
истца помощника прокурора Успенского района Костюк А. И.
представителя призывной комиссии муниципального образования Успенского района Казинов Р. Л.
представителя отдела военного комиссариата КК по Новокубанскому и Успенскому району Цыганкова Р. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Успенского района о признании решения призывной комиссии незаконным
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Успенского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Успенский район от 15.10.2012 в части призыва на военную службу Николаева А. С.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что решением призывной комиссии муниципального образования Успенский район от 15.10.2012 № 1 Николаев А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконно призван на военную службу в вооруженные силы РФ. Призывник Николаев А. С., состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам с 02.02.2011. Решением призывной комиссии от 15.10.2012 Николаев А.С. призван на военную службу. 26.11.2012 убыл в Российскую армию в составе команды № 1011-1 в соответствии с приказом № от 23.11.2012.
В ходе проведенной проверки установлено, что в отношении призывника Николаева А.С., 28.05.2012 старшим следователем Новокубанского МРСО СУ СК РФ по КК ФИО1 возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>
Согласно п. 5 ст. 4 Закона № 53-ФЗ органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
В нарушение п. 5 ст. 4 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» старший следователь Новокубанского МРСО СУ СК РФ по КК ФИО1 в двухнедельный срок не проинформировал военный комиссариат о возбуждении уголовного дела в отношении Николаева А.С.
Также военным комиссариатом в нарушение п. 32 приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе») до 15 марта (15 сентября) от органов дознания и предварительного следствия списки лиц, в отношении которых возбуждались или возбуждены уголовные дела, подлежащих очередному призыву на военную службу, не запрашивались, необходимые сверки не проводились.
В результате допущенных органом предварительного следствия и военным комиссариатом нарушений закона решением призывной комиссии Николаев А.С. призван на военную службу, а приказом начальника отдела военного комиссариата по Новокубанскому и Успенскому районам отправлен в вооруженные силы РФ для несения службы.
Данное заявление направлено в интересах Российской Федерации, поскольку принятие противоречащих закону решений призывной комиссией о призыве на военную службу, освобождении от военной службы, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности, зачислении в запас подрывает оборону Российской Федерации.
В связи с изложенным прокурор Успенского района Краснодарского края просит суд признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Успенский район от 15.10.2012 в части призыва на военную службу Николаева А. С.. Признать незаконным приказ начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам от 23.11.2012 № «Об отправке граждан, призванных на военную службу и направленных на краевой сборный пункт г. Краснодара 26.11.2012 г.» в части отправки Николаева А.С. на военную службу.
В судебном заседании помощник прокурора Успенского района Краснодарского края Костюк А. И. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель призывной комиссии муниципального образования Успенский район Козинов Р. Л. с заявлением согласен.
Представитель отдела военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам Цыганков Р. С. не возражал против удовлетворения заявления. Пояснил суду, что перед призывом они истребовали сведения о судимости Николаева А. С., а при заполнении листа призывника Николаев А. С. указал, что он судимостей и приводов в полицию не имеет.
Николаев А. С. или его представитель в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно. О причинах не явки суду не сообщили. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд выслушав стороны, рассмотрев заявление, суд приходит к выводу, что заявление обоснованное и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении РФ находятся оборона и безопасность.
Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ст. 1, 10, 12) предусмотрено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими, в том числе путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества принят Закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.
Статьей 1 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.
В соответствии со ст. 26 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ст. 28 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В судебном заседании установлено, что призывник Николаев А. С., состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам с 02.02.2011. (л.д.5-6).
28 мая 2012 года старшим следователем Новокубанского МРСО СУ СК РФ по КК ФИО1 возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> в отношении призывника Николаева А. С. В ходе предварительного следствия установлено, что <данные изъяты>
Решением призывной комиссии от 15 октября 2012 года Николаев А.С. призван на военную службу. 26 ноября 2012 года убыл в Российскую армию в составе команды № 1011-1 в соответствии с приказом № от 23.11.2012.(л. д. 13-16).
Согласно п. 5 ст. 4 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
В нарушение указанной нормы закона старший следователь Новокубанского МРСО СУ СК РФ по КК ФИО1 в двухнедельный срок не проинформировал военный комиссариат о возбуждении уголовного дела в отношении Николаева А.С.
Также, военным комиссариатом в нарушение п. 32 приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе») до 15 марта (15 сентября) от органов дознания и предварительного следствия списки лиц, в отношении которых возбуждались или возбуждены уголовные дела, подлежащих очередному призыву на военную службу, не запрашивались, необходимые сверки не проводились.
В результате допущенных органом предварительного следствия и военным комиссариатом нарушений закона решением призывной комиссии Николаев А.С. призван на военную службу, а приказом начальника отдела военного комиссариата по Новокубанскому и Успенскому районам отправлен в вооруженные силы РФ для несения службы. (л.д.17).
В силу п. «в» ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Таким образом, указанные нарушения закона повлекли принятие незаконного решения призывной комиссией Успенского района о призыве Николаева А.С. на военную службу.
На основании п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в суд. Выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с положениями ст. 212 ГПК РФ суд может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд считает, необходимым обратить к немедленному исполнению решение суда, поскольку решение призывной комиссии в части призыва на военную службу Николаева А.С. от 15.10.2012 существенным образом влияет на неотвратимость наказания, соблюдение принципов УПК РФ, в том числе положений о разумности срока предварительного расследования.
Кроме того, в результате принятия незаконного решения призывной комиссии в первую очередь нарушаются интересы Российской Федерации в части обеспечения обороны страны, государственной безопасности, поскольку воинская обязанность граждан Российской Федерации устанавливается в целях обороны, ее составляющей основы – Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими, в том числе путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу, а военнослужащие призваны исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Успенский район от 15 октября 2012 года в части призыва на военную службу Николаева А. С..
Признать незаконным приказ начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по Новокубанскому и Успенскому районам от 23.11.2012 № «Об отправке граждан, призванных на военную службу и направленных на краевой сборный пункт г. Краснодара 26.11.2012 г.» в части отправки Николаева А.С. на военную службу.
Решение суда обратить к немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд Краснодарского края в течение месяца.
Председательствующий: