09 апреля 2015 года Дело №33 - 5729/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Нурмухаметовой Р.Р.,
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре ...
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш.А.Ж. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш.А.Ж. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан во включении в специальный трудовой стаж Ш.А.Ж., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; со дата по дата.
Включить в специальный трудовой стаж Ш.А.Ж., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; в льготном исчислении, (...), общей продолжительностью ....
Включить в специальный трудовой стаж Ш.А.Ж., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации исчислении со дата по дата в календарном исчислении, продолжительностью ... дней.
В удовлетворении исковых требований Ш.А.Ж. о включении в её специальный трудовой стаж периода с дата по дата в должности медицинской сестры и главной медицинской сестры государственном учреждении «... адрес», отказать.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.А.Ж. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании решения ответчика незаконным в части отказа во включении период работы в специальный трудовой стаж с дата по дата в должности медицинской сестры и главной медицинской сестры в Государственном учреждении «... адрес», периода нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата в календарном исчислении, в части календарного исчисления периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, полагав данный период нахождения на курсах повышения исчислению в льготном порядке.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ш.А.Ж. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа удовлетворения исковых требований ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указано, что наименование ее должности, а именно «...» соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность. Указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения адрес» не является учреждением социального обслуживания, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В указанных Списках поименованы должности среднего медицинского персонала и учреждения, работа в которых дает право на назначение указанной пенсии досрочно, а также врачи-специалисты всех наименований, и в Правилах определен порядок исчисления стажа в льготном порядке в некоторых подразделениях учреждений здравоохранения.
Постановлением Конституционного суда РФ №2-П от 29 января 2004 года установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что период работы истицы в ГУ «... адрес РБ» не может быть засчитан в специальный трудовой стаж, поскольку лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности указанного учреждения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах пенсионного законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Анализируя представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что период работы истицы в ГУ «... адрес Республики Башкортостан» не подлежит включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку, согласно Уставу ГУ «...», целью Учреждения являются оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Лечебная деятельность не входит в перечень основных видов деятельности данного Центра, основная направленность которого заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что наименование должности в указанном центре соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, нельзя признать обоснованными.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях.
Однако, согласно пункту 1.1 Устава МУ "...", названное учреждение осуществляет на территории района организационную и практическую деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, пожилого возраста, инвалидам и другим группам населения, нуждающимися в социальной поддержке.
Приказом Минздрава России от 06 августа 2013 года № 529 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, включая Центры, в том числе научно-практические. Ранее действовала Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627
В данный перечень учреждений здравоохранения комплексные центры социального обслуживания населения не включены.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.
Комплексные центры являются учреждениями социального обслуживания и их основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.
Наличие у ГУ "......" отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают основания считать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
Время работы в соответствующих должностях, в том числе медицинской сестры, в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, но лишь в том случае, когда они включены в перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный пунктом 31 Списка. Центры и комплексные центры социального обслуживания населения в данном пункте Списка 2002 года не поименованы, а в Список 1999 года учреждения социального обслуживания вообще включены не были.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что истица в период работы в ГУ "..." занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, несостоятелен, поскольку достоверными доказательствами он не подтвержден, ГУ "..." не является медицинским лечебным учреждением.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: Р.Р. Нурмухаметова
Д.С. Хайрутдинов
Справка: судья Галиев А.Х.