Дело №а-5386/2021 13 августа 2021 года
47RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>, в обоснование требований указав, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: что ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В районе местонахождения указанного жилого дома в микрорайоне Новый Оккервиль <адрес> ФИО5 <адрес> расположены <адрес>, являющиеся частью внутриквартальной дорожной сети микрорайона Новый Оккервиль <адрес>.
Указанные <адрес>, на них осуществляется движение пешеходов и автотранспорта, в том числе общественного.
Строительство указанных улиц квартальной дорожной сети микрорайона Новый Оккервиль <адрес> ранее осуществляло в качестве застройщика ООО «КУДРОВО-ГРАД» на основании разрешения на строительство № RU7504303-134 от ДД.ММ.ГГГГ, выданное застройщику ООО «КУДРОВО-ГРАД» на строительство улично-дорожной сети магистральной улицы городского значения, магистральных улиц районного значения, подземных инженерных коммуникаций, наружного освещения, системы связи, сигнализации и телевидения по адресу: <адрес>, массив Кудрово (разрешение было выдано сроком до ДД.ММ.ГГГГ).
По мнению административного истца, на момент принятия указанных улиц в собственность муниципального образования данные объекты дорожного хозяйства микрорайона Новый Оккервиль <адрес> - часть <адрес> являлись и являются объектами незавершенного строительства; их строительство не было завершено.
В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, строительство улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово Заневского городского поселения ФИО5 <адрес> осуществлялось ООО «КУДРОВО-ГРАД».
Административный истец указывает, что ранее комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> в отношении застройщика указанных автодорог общего назначения ООО «Кудрово-Град» проводились проверки в части строительного надзора по объекту капитального строительства «Улично-дорожная сеть на территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово» (магистральная улица городского значения №, магистральная улица районного значения №), расположенного по адресу: <адрес>». В ходе проведения указанных проверок было установлено, что строительство указанных дорог было выполнено с нарушением требований проектной документации, технических регламентов - ширина дорог заужена почти в 1,5 раза, качество и толщина асфальта также не соответствуют проекту.
Предписание Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> №П118-ПЕ-19 от ДД.ММ.ГГГГ застройщиком выполнено не было.
Ненадлежащее состояние указанных улиц (включая проезжую часть и тротуары) - улиц Областной и Ленинградской в <адрес> городского поселения ФИО5 муниципального района <адрес> не соответствующее требованиям проектной (технической) документации и действующего законодательства создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федеральных законов "О безопасности дорожного движения" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения, и является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, создает угрозу безопасности взрослых и детей (с учетом наличия детских образовательных учреждений - школы и детских садов, парка), указанное бездействие администрации МО «Заневское городское поселение» нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения, безопасных условий проживания, в связи с чем просит суд:
- Признать незаконным бездействие администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 <адрес> по приведению улиц Областная и Ленинградская в <адрес> городского поселения ФИО5 муниципального района <адрес> в нормативное состояние согласно проектной документации указанных объектов, кадастровый № и №;
- Обязать администрацию МО «Заневское городское поселение» ФИО5 <адрес> привести <адрес> ФИО5 <адрес> в соответствие с проектной документацией строительства улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово Заневского городского поселения ФИО5 <адрес>, получившей положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- на <адрес> обеспечить ширину проезжей части 16 метров, в которую входит 2 полосы по 7 метров каждая и разделительная полоса 2 метра шириной с конструкцией дорожной одежды из 3-х слоев асфальтобетонного покрытия толщиной 5, 8 и 8 см и обеспечить ширину тротуара в размере 3 метра.
- на <адрес> обеспечить ширину проезжей части 14 метров, в которую входит 2 полосы по 7 метров каждая с конструкцией дорожной одежды из 3-х слоев асфальтобетонного покрытия толщиной 5, 8 и 8 см и обеспечить ширину тротуара в размере 3 метра.
ФИО2 городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело передано на рассмотрение судье Береза С.В.
В настоящем судебном заседании административный истец поддержал заявленные уточненные административные исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО «Кудрово-Град», извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления судебной повестки почтовым отправлением 18864070052630, ДД.ММ.ГГГГ возвращено в связи с истечением срока хранения, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в частности, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
По мнению административного истца, состояние автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> не соответствуют проекту строительства автомобильных дорог, который получил положительное заключение экспертизы. В подтверждение несоответствия автомобильных дорог проекту административный истец ссылается на предписания, выданные исполнителю работ по строительству автомобильных дорог – ООО «Кудрово-Град».
Поскольку административный истец является собственником жилого помещения, распложенном в многоквартирном доме на <адрес> в <адрес>, он имеет безусловное право на свободное перемещение по дорогам общего пользования, состояние которых должно отвечать требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих дорожную деятельность, проекту строительства (реконструкции) автомобильных дорог, с учетом их расположения и социальной значимости.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что административный истец является участником возникших правоотношений постольку, поскольку нарушение требований законодательства в сфере эксплуатации автомобильных дорог нарушает право ФИО3 на безопасность дорожного движения, а потому ФИО3 вправе обратиться в суд с настоящим административным иском в защиту своих интересов.
Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог (п.п. 6, 12).
Из материалов административного дела следует, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> городского поселения ФИО5 муниципального района <адрес> представляет собой следующие участки дороги: кадастровый номер №, наименование Автомобильная дорога общего пользования "Подъезд к Кудрово", участок от <адрес> до <адрес>, кадастровый номер №, наименование Магистральная улица городского значения, являющаяся внутриквартальным проездом (карманом) вблизи многоквартирных домов по <адрес>, кадастровый №, наименование Автомобильная дорога в д. Кудрово, от перекрестка <адрес> и <адрес> до ж/д переезда в <адрес>.
Автомобильная дорога по <адрес> с кадастровым номером № принята в муниципальную собственность МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> из государственной собственности <адрес> на основании ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О безвозмездной передаче государственного имущества <адрес>, закрепленного за Государственным казенным учреждением <адрес> «Управление автомобильных дорог <адрес>» на праве оперативного управления, в муниципальную собственность муниципального образования «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>.
Согласно приложению к ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в муниципальную собственность МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> была передана автомобильная дорога со следующими характеристиками: автомобильная дорога общего пользования «Подъезд к Кудрово» по адресу нахождения имущества <адрес> Заневское городское поселение д. Кудрово с кадастровым номером № протяженностью 3102 м.
<адрес> от многоквартирных жилых домов, расположенных по <адрес>: сооружение с кадастровым номером № передан в муниципальную собственность МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> от ООО «Кудрово-Град» в соответствии с договором пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ №, решением совета депутатов МО «Заневское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в казну МО «Заневское городское поселение» имущества».
ООО «Кудрово-Град» передало в муниципальную собственность части улично-дорожной сети на <адрес> с кадастровым номером № на основании договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ №, со следующими характеристиками: Магистральная улица городского значения, сооружение дорожного транспорта кадастровый номер №, адрес нахождения <адрес> Всеволожский муниципальный район массив Кудрово, протяженность 994 м.
Автомобильная дорога с кадастровым номером 47:07:0000000:93421, принята в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством о принятии бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением об организации учета муниципального имущества и порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>, утвержденного решение Совета депутатов МО «Заневское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании проведенной государственной регистрации права муниципальной собственности МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>, запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании отчета об оценке недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, <адрес> № Н-111118 от ДД.ММ.ГГГГ, решением совета депутатов МО «Заневское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № часть улично-дорожной сети Автомобильная дорога в д. Кудрово, от перекрестка <адрес> и <адрес> до ж/д переезда в <адрес>, расположенная по адресу <адрес>, Всеволожский муниципальный район, <адрес>, кадастровый №, площадь 324 м. была принята в муниципальную собственность.
Автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> городского поселения ФИО5 муниципального района <адрес> представляет собой автомобильную дорогу кадастровый №, наименование Магистральная улица районного значения №.
Улично-дорожная сеть по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 47:07:1044001:60930 передана в муниципальную собственность МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> от ООО «Кудрово-Град» в соответствии с договором пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ № и решением совета депутатов МО «Заневское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ.№ «О принятии в казну МО «Заневское городское поселение» имущества».
ООО «Кудрово-Град» передало в муниципальную собственность улично-дорожную сеть на <адрес> с кадастровым номером 47:07:1044001:60930 на основании договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ №, со следующими характеристиками: Магистральная улица районного значения №, сооружение дорожного транспорта кадастровый №, адрес нахождения <адрес> Всеволожский муниципальный район массив Кудрово, протяженность 1 416 м.
Административным ответчиком не оспаривалось, что автомобильные дороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> являются муниципальной собственностью МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>, в доказательство чего были представлены вышеизложенные документы.
Согласно решению совета депутатов МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильные дороги в <адрес> улица районного значения № и Магистральная <адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении указанных автомобильных дорог относится к полномочиям администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес>, которая является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ государственный кадастровый учет производится в отношении объектов недвижимости.
В силу п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства – объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба невозможно. Признаки недвижимого имущества (прочная связь с землей и несоразмерный ущерб) указаны также и в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие понятия:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
11) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
В соответствии с п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в реестре (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Пунктом 23 ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Из приведенных выше норм следует, что автомобильная дорога является объектом капитального строительства, линейным объектом, сооружением. Автомобильная дорога имеет надземную и подземную часть. Автомобильная дорога и объекты, входящие в состав автомобильной дороги, создаются с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (приобретение земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, ввод в эксплуатацию и т.д.).
Учитывая положения статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов.
Изложенная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 2.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации г. № (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пункт 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания (в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), а также с учетом наличия самостоятельного назначения этого имущества (по отношению к земельному участку, на котором такое имущество расположено) и способности выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно ст.48 Градостроительного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден проект планировки многофункциональной территории, распложенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово ФИО5 <адрес> площадью 114,16 га.
Постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Кудрово-Град» разрешено проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры жилого комплекса на территории <адрес> ФИО5 <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 47:07:10-44-001:0256 площадью 46794 кв.м., 47:07:10-44-001:0284 площадью 4001 кв.м., 47:07:10-44-001:0269 площадью 52609 кв.м., на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, микрорайон Новый Оккервиль, строительная позиция 27 (лот 27), сроком на 5 лет.
По запросу суда Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы по <адрес> были представлены подлинник проектной документации строительства автомобильных дорог по <адрес>, разработанного ЗАО «Проектное агентство», а именно, проекта «Улично-дорожная сеть на территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово, Заневского сельского поселения, ФИО5 <адрес>, том 1, том 2 разделы 2.1, 2.2, 2.3, том 3, том 4, том 5 разделы 5.2, 5.2, том 6.
Из тома 1 следует, что дорожная одежда проезжей части магистралей принята следующая: устройство верхнего слоя трехслойного асфальтобетонного покрытия из асфальтобетона горячего мелкозернистого плотного типа А марки 1 толщиной 0,05 м.; устройство среднего слоя трехслойного асфальтобетонного покрытия из асфальтобетона горячего крупнозернистого пористого марки 1 толщиной 0,08 м.; устройство среднего слоя трехслойного асфальтобетонного покрытия из асфальтобетона горячего крупнозернистого пористого марки 1 толщиной 0,08 м; щебень фракции 40-70 мм с расклинкой мелким щебнем – 0,04 м.; песок мелкозернистый – 0,70 м. Также проектом установлены требования используемым материалам.
Магистральная улица городского значения имеет следующие характеристики: значение улицы - главная магистральная улица с регулируемым движением; протяженность улицы – 0,995 м.; расчетная скорость движения (улица регулируемого движения) – 80 км/ч, ширина проезжей части 14 м., ширина тротуара с южной стороны дороги – 3 м., ширина тротуара с северной стороны – от 3 м. до 6 м.
Согласно положениям тома 5 проектной документации для магистральной улицы городского значения предусмотрено обустройство двух проезжих частей, разделенных разделительной полосой шириной 2 м. Каждая проезжая часть должна иметь ширину 7 м. – 2 полосы для движения шириной 3,5 м.
Магистральная улица районного значения № имеет следующие характеристики: значение улицы - магистральная улица районного значения с регулируемым движением; протяженность улицы – 1,416 м.; расчетная скорость движения (улица регулируемого движения) – 70 км/ч, ширина проезжей части 14 м.
Согласно положениям тома 5 проектной документации для магистральной улицы районного значения № предусмотрено обустройство одной проезжей части шириной от 14 м до 15 м., а в местах обустройства автобусных остановок – до 18 м., тротуаров шириной по 3 м. с каждой стороны дороги.
ГАУ «Леноблгосэкспертиза» ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О создании государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы <адрес>» путем изменения типа существующего государственного учреждения «Ленинградское областное управление государственной вневедомственной экспертизы» было уполномочено на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации по всем объектам, подлежащим государственной экспертизе, строительство которых осуществляется на территории <адрес>.
Проектная документация строительства улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово, Заневского сельского поселения ФИО5 <адрес> получила положительное заключение ГАУ «Леноблгосэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого была представлена административным истцом, и которое не оспаривалось сторонами.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство Магистральной <адрес> улицы районного значения № осуществлялось ООО «Кудрово-Град» на основании разрешения на строительство №RU7504303-134 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.
На дату выдачи разрешения на строительство применялись СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
При проектировании вышеуказанных дорог были применены нормативы таблицы 8 СНиПа ДД.ММ.ГГГГ-89*
Указанные нормативны предусмотрены также в утративших силу СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (таблица 8), и в настоящее время действующих СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (таблица 11.2).
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В материалы административного дела не представлены разрешения на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Магистральной <адрес> улицы районного значения №, расположенных в <адрес>. Из письма комитета государственного надзора и строительной экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на запрос администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> следует, что разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Улично-дорожная сеть, расположенная севернее реки Оккервиль в жилом районе <адрес>» по адресу: <адрес>, массив Кудрово, комитетом не выдавалисью
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ Магистральной улицы городского значения, подготовленного ООО «РУСТЕХРЕЕСТР», следует, что автомобильная дорога отнесена к IV категории, имеет три слоя асфальтобетонного покрытия: мелкозернистый плотный тип А марки 1 толщиной 0,05 м., крупнозернистый пористый марки 1 толщиной 0,08 м., крупнозернистый пористый тип А марки 1 толщиной 0,08 м., ширина проезжей части от 11,1 до 14,0 м. Ширина тротуаров в техническом паспорте не указана.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ автомобильной дороги в <адрес> от перекрестка <адрес> и <адрес> до ж/д переезда в <адрес>, подготовленного ООО «Система МКЗ», следует, что автомобильная дорога имеет протяженность 324 м., ширина проезжей части от 7,5 до 8,4 м., имеет асфальтобетонное покрытие 10 см. Ширина тротуаров в техническом паспорте не указана.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ Магистральной улицы районного значения №, подготовленного ООО «РУСТЕХРЕЕСТР», следует, что автомобильная дорога отнесена к IV категории, имеет три слоя асфальтобетонного покрытия: мелкозернистый плотный тип А марки 1 толщиной 0,05 м., крупнозернистый пористый марки 1 толщиной 0,08 м., крупнозернистый пористый тип А марки 1 толщиной 0,08 м.. ширина проезжей части от 11,1 до 14,0 м. Ширина тротуаров в техническом паспорте не указана.
Из предписания Комитета государственного надзора и государственной экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №П-118-ПЕ-19, выданного ООО «Кудрово-Град», следует, что автомобильные дороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> не соответствовали проекту «Улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово». Автомобильная дорога по <адрес> в соответствии с проектом должна иметь ширину проезжей части 16 м., в которую входит 2 полосы по 7 м. и разделительная полоса 2 м. шириной. Фактически проезжая часть выполнена шириной 10,5 м., и не имеет разделительной полосы. Автомобильная дорога по <адрес> в соответствии с проектом должна иметь ширину проезжей части 14 м., в которую входит 2 полосы по 7 м. Фактически проезжая часть выполнена шириной 10,5 м. Также имелись нарушения в конструкции дорожной одежды.
В письменных возражениях административный ответчик указывает, что ООО «Кудрово-Град» во исполнение предписания комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> произвело замену верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
Административным ответчиком представлено заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное ООО «Ассоциация независимых судебных экспертов», которое суд не может принять в качестве доказательства, подтверждающего доводы административного ответчика, по следующим основаниям.
Из заключения следует, что исследования проводились лишь в присутствии представителя заказчика – административного ответчика. Административный истец не извещался о времени и месте проведения исследования. На <адрес> была произведена одна вырубка, на <адрес> – одна вырубка, в кармане по <адрес> – одна вырубка. Вместе с тем, из заключения не усматривается, где именно были произведены вырубки: в колее, у обочины или в межколейности. Из заключения следует, что по <адрес> у жилого <адрес> тротуар имеет ширину 2,5 м., ширину проезжей части 10,52 м. По <адрес> у жилого <адрес> корпус 1 ширина проезжей части составляет 12,01 м., ширина тротуара 3 м.
Произведение замеров лишь в одном месте на рассматриваемых линейных объектах определенно мало для объективной оценки состояния автомобильных дорог.
Административным ответчиком перед специалистами был поставлен вопрос о соответствии автомобильных дорог требованиям федерального законодательства, действующим в настоящее время, однако административный истец указывает на несоответствие автомобильных дорог требованиям утвержденной проектной документации, которая была разработана на основании ранее действующих нормативно-правовых актов, с перспективой развития квартала жилой застройки.
Довод административного ответчика о том, что в ФИО2 администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> не предоставлялся проект строительства автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес>, и в ответ на запросы получен не был, не состоятелен. Из представленных в материалы административного дела документов следует, что административный ответчик, действуя с должной осмотрительностью, имел возможность сделать запросы в комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, в ГАУ «Управление государственной экспертизы <адрес>» с целью получения проекта строительства автомобильных дорог.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ст.62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства завершения строительства автомобильных дорог, их соответствия требованиям проектной документации.
Позиция административного ответчика сводится к тому, что принятие в казну муниципального образования автомобильных дорог в существующем состоянии исключает обязанность администрации по приведению автомобильных дорог в соответствие с проектной документацией, поскольку администрация не являлась заказчиком работ, застройщиком, приняла автомобильные дороги в казну в силу предписывающих положений законодательства.
Суд не может согласится с данной позицией. Такой подход к исполнению хозяйствующими субъектами своих обязательств предопределяет возможность застройщика при строительстве автомобильной дороги нарушить конструктивные решения, предусмотренные проектом строительства, отказаться от права собственности на вновь возведенную вещь (автомобильную дорогу) или объект незавершенного строительства, пользование которыми (их эксплуатация) должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан – участников дорожного движения. Указанный подход к исполнению публично-властных полномочий органами местного самоуправления предопределяет право органа местного самоуправления не достраивать объект незавершенного строительства, принятый от застройщика в собственность муниципального образования, и не приводить такой объект в соответствие с требованиями законодательства, требованиями генерального плана поселения, правилами землепользования и застройки, проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Вышеуказанные документы разрабатываются в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, благоприятной для жизни среды, в целях устойчивого развития поселения, рационального использования земель и ресурсов.
При видимом качестве автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> (отсутствие выбоин, обустройство тротуаров, ограждений, дорожных знаков и иных элементов), такие автомобильные дороги нельзя признать соответствующими требованиям законодательства, поскольку уполномоченными органами была проведена экспертиза проекта и выдано разрешение на строительство автомобильных дорог с иными потребительскими свойствами и характеристиками.
Из представленных документов усматривается, что администрацией МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> не предпринимались действия для приведения автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> ФИО5 <адрес> в соответствие с проектной документацией.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 <адрес>, выразившееся в не приведении автомобильных дорог по <адрес> (кадастровый №) и <адрес> (кадастровый номер №) в <адрес> ФИО5 <адрес> в соответствие с проектной документацией указанных объектов является незаконным, в связи с чем административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 178, 227 КАС РФ в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд полагает нужным обязать администрацию МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> в течение двух лет с даты вступления в силу настоящего решения суда провести реконструкцию автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> ФИО5 <адрес> в целях их приведения в соответствие с проектной документацией строительства улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово Заневского городского поселения ФИО5 <адрес>, получившей положительное заключение ГАУ «Управление государственной экспертизы <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 к администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании произвести действия –удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Заневское городское поселение» ФИО5 <адрес>, выразившееся в не приведении автомобильных дорог по <адрес> (кадастровый №) и <адрес> (кадастровый номер №) в <адрес> ФИО5 <адрес> в соответствие с проектной документацией указанных объектов.
Обязать администрацию МО «Заневское городское поселение» ФИО5 муниципального района <адрес> в течение двух лет с даты вступления в силу настоящего решения суда провести реконструкцию автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес> ФИО5 <адрес> в целях их приведения в соответствие с проектной документацией строительства улично-дорожной сети территории, расположенной севернее реки Оккервиль в жилом районе Кудрово Заневского городского поселения ФИО5 <адрес>, получившей положительное заключение ГАУ «Управление государственной экспертизы <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: