Гражданское дело № 2-753/2021
УИД: 66RS0032-01-2021-000900-50
В окончательном виде решение
изготовлено 26 октября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировград Свердловской области |
19 октября 2021 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Корюковой Е.С.,
при секретаре Нафиковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-753/2021 по иску открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» к Подтяпурину А.В., Подтяпурину С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» (далее по тексту ОАО «ОТСК») с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с иском к Подтяпурину А.В., Подтяпурину С.В. о солидарном взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 апреля 2018 года по 31 мая 2019 года в размере 48606 рублей 52 копейки, пени за период с 10 мая 2018 года по 05 апреля 2020 года и с 02 января 2021 года по 04 июня 2021 год в размере 11818 рублей 79 копеек, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 2012 рублей 76 копеек..
В обоснование требований указано, что ОАО «ОТСК» является поставщиком коммунальных услуг (энергоснабжения, тепловой энергии в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения) на территории Кировградского городского округа. Ответчикам на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: Свердловская область, г.****. Ответчики оплату за коммунальные услуги вносили не регулярно и не в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность, на которую истцом были начислены пени. Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязанности по внесению платы за коммунальных услуги, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебное заседание представитель истца ОАО «ОТСК» - Новикова И.А., действующая на основании доверенности № 315 от 31 декабря 2020 года, не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, заявленные требования поддерживает в полном объеме, на удовлетворении требований настаивает.
Ответчики Подтяпурин А.В., Подтяпурин С.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, а так же возражения относительно заявленных требований, в которых просили применить срок исковой давности к требованиям, заявленным за период с апреля 2018 года по июль 2018 года с учетом того, что исковое заявление подано истцом в Кировградский городской суд 23 августа 2021 года. Так же просили применить ст.333 ГК РФ и снизить размер пени.
Исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2). Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3).
В соответствии со ст. 31 ч.3 Жилищного кодекса РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя для собственников жилых помещений: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснению, данному в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что ответчик Подтяпурин А.В. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: Свердловская область, г. ****.
Согласно справок УФМС о месте регистрации ответчиков, Подтяпурин А.В. зарегистрирован в квартире по адресу: г. Кировград, ул. **** с 31.03.2000 года по настоящее время, Подтяпурин С.В. зарегистрирован в данной квартире с 14.10.1987 года по настоящее время.
Таким образом, ответчики в силу закона несут солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, на основании постановления администрации Кировградского городского округа № 525 от 15 мая 2018 года ОАО «ОТСК» является поставщиком коммунальных услуг (энергоснабжения, тепловой энергии в виде отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения) на территории Кировградского городского округа.
Из представленной в материалы дела выписки из лицевого счета в отношении жилого помещения – квартиры по адресу: Свердловская область, г. **** следует, что оплата за коммунальные услуги за обозначенный в исковом заявлении период не регулярно и не в полном объеме, в связи с чем возникла указанная в исковом заявлении задолженность.
Согласно расчету истца задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 01 апреля 2018 года по 31 мая 2019 года составила 48783 рубля 20 копеек.
При этом ответчиками заявлен срок исковой давности за период с апреля 2018 года по июль 2018 года с учетом того, что истцом подано исковое заявление в суд 23 августа 2021 года.
Суд, исследовав материалы дела, полагает возможным принять доводы ответчика и применить срок исковой давности по следующим основаниям.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Суд соглашается с доводами ответчиков о применении срока исковой давности за указанный период по следующим основаниям.
Таким образом, размер задолженности за коммунальные услуги, подлежащий солидарному взысканию с ответчиков, составит 39981 рубль 94 копейки (48783,20 - 4829,09 - 2837,49 - 547,88 - 586,80).
Определяя размер, подлежащей взысканию с ответчиков неустойки, суд исходит из следующего.
Согласно статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств является взыскание неустойки.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуг установленных договором за каждый день просрочки, а поскольку у ответчиков имеется задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков неустойки.
Согласно представленному расчету, размер пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за периоды с 10 мая 2018 года по 05 апреля 2020, с 02 января 2021 года по 04 июня 2021 года составил 11818 рублей 79 копеек.
Представленный истцом расчет задолженности проверен в судебном заседании, закону не противоречит.
При этом учитывая, что ответчиками заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, с чем суд согласился, то размер пени за период с 01 августа 2018 года по 05 апреля 2020 года и за период с 02 января 2021 года по 04 июня 2021 год составляет в сумме 8870 рублей 48 копеек (11818,79-1659-936,39-174,12-178,80).
Разрешая вопрос о снижении размера неустойки в соответствии с положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявленный ответчиками суд исходит из следующего.
Положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывают суд установить баланс между применяемой к нарушителю обязательства мерой ответственности и последствиями нарушения обязательства. При этом из содержания данной правовой нормы следует, что законодатель предоставил суду определенную свободу усмотрения при решении вопроса о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие оснований для снижения пени и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 27 июня 2017 года «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 69, 71, 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24 марта 2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). При взыскании неустойки с физических лиц правила статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 263-О от 21 декабря 2000 года, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
В тоже время при определении размера пени должно быть принято во внимание, что неустойка не может быть снижена менее предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание, что заявленный истцом к взысканию размер пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг не превышает пределов, установленных пунктов 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, правовых оснований для уменьшения пени у суда не имеется. Таким образом ко взысканию подлежат пени в размере 8870 рублей 48 копеек.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом удовлетворенных исковых требований истца в размере 48852 рубля 42 копейки, что составляет 80,8%, с ответчиков надлежит взыскать расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 1626 рублей 31 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» кПодтяпурину А.В., Подтяпурину С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Подтяпурина А.В., Подтяпурина С.В. в пользу открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 августа 2018 года по 31 мая 2019 год в размере 39981 рубль 94 копейки, пени за период с 01 августа 2018 года по 05 апреля 2020 года, с 02 января 2021 года по 04 июня 2021 года в размере 8870 рублей 48 копеек.
Взыскать солидарно с Подтяпурина А.В., Подтяпурина С.Владимировича. в пользу открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» расходы по уплате государственной пошлиныв размере 1626 рублей 31 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: |
Е.С. Корюкова |