Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея Бейского района Республики Хакасия 16 декабря 2015 г.
Бейский районный суд в составе
председательствующего Захаровой А.А.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлевой Е.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственной казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянно проживавшей в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, обязании выплатить единовременную материальную помощь,
У С Т А Н О В И Л:
Журавлева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянного проживавшей в жилом помещении, расположенном по <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, обязании выплатить единовременную материальную помощь.
В обоснование своих требований указала, что в зону чрезвычайной ситуации попало принадлежащее ей имущество, расположенное по <адрес>, где она не была зарегистрирована. Сгорели забор, постройки, загон для скота. Признание постоянного проживания в жилом помещении и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации необходимо для получения мер социальной защиты в виде единовременной материальной помощи.
Определением Бейского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Сабинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития РХ Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Истец Журавлева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, в их обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что проживала по указанному адресу с середины < > г. с супругом и его семьей, состоящей из родителей, дедушки, бабушки и брата супруга. Дом принадлежит дедушке супруга, состоит из четырех комнат (две кухни и две комнаты).
Представитель ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия Протасова А.Ю. в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН Бейского района» Стряпков Е.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Сабинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из п. 1 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации, который также был введен на основании распоряжения главы Бейского района Республики Хакасия от 12 апреля 2015 г. № 110 режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года на территории МО Бейский район Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом «м» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Постановление Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158) предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании материальной и (или) финансовой помощи.
Как установлено в судебном заседании, Журавлева Е.В. постоянно проживала по <адрес>.
Факт постоянного проживания истца, в том числе на момент ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу подтверждается совокупностью приобщенных к делу документов, в том числе справкой с отделения почтовой связи о получении ею корреспонденции по <адрес>, автобиографией из МБДОУ «< > № < >, а также показаниями свидетелей Е.А., М.К.
Так, свидетель Е.А. в судебном заседании пояснила, что Журавлеву Е.В. знает с ДД.ММ.ГГГГ, последняя проживает по <адрес>, с супругом, родителями супруга, дедушкой и бабушкой супруга. Дом принадлежит деду – П.Н.. При пожаре сгорели заборы, хозяйственные постройки.
Свидетель М.К. суду пояснила, что Журавлеву Е.В. знает около полутора лет, последняя состоит в браке со С.И., после свадьбы он привез ее в <адрес> в дом по <адрес>, №. Проживали с дедушкой, бабушкой и родителями супруга. Журавлева Е.В. работает в детском саду в <адрес> с начала ДД.ММ.ГГГГ
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они полностью согласуются между собой и с письменными материалами дела, в связи с чем, суд принимает их в качестве доказательств по настоящему гражданскому делу.
Жилое помещение, расположенное по указанному адресу, находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации, что следует из Списка улиц и домов населенных пунктов Бейского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, утвержденному Распоряжением Главы Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об установлении границ зоны чрезвычайной ситуации и утверждении списков улиц и домов населенных пунктов Бейского района Республики Хакасия».
Как установлено в судебном заседании в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г., - природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия утрачены забор, постройки навес, загон, предметы первой необходимости не утрачены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате чрезвычайной ситуации было уничтожено имущество, расположенное по адресу, где проживала Журавлева Е.В.
В связи с чем исковые требования Журавлевой Е.В. о признании постоянно проживавшей, пострадавшей от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия природных пожаров.
В соответствии с пунктом 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470, предусмотрено, что на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2,3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 N 158, главы муниципальных образований после составления списков граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, составляют и представляют указанные списки в государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов. После этого государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов передают сведения в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Как указано в п. 5 вышеприведенного Постановления, на основании поступивших списков граждан Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно, а также через государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов, осуществляет выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах, учитывая то обстоятельство, что истец Журавлева Е.В. постоянно проживала в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, исковые требования истца Журавлевой Е.В. об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, обязании выплатить единовременную материальную помощь подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в результате чрезвычайной ситуации было уничтожено имущество истца Журавлевой Е.В., вследствие чего она нуждается в оказании материальной помощи, суд приходит к выводу о том, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя, и считает необходимым в соответствии со ст. 212 ГРК РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Журавлевой Е.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о признании постоянно проживавшей в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, обязании выплатить единовременную материальную помощь удовлетворить.
Признать Журавлеву Е.В. постоянно проживавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, и пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшей на территории Бейского района Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия включить Журавлеву Е.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере < > рублей.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» выплатить Журавлевой Е.В. на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджетаединовременную материальную помощь в размере < > рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Захарова
Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 21 декабря 2015 г.
Судья: А.А. Захарова