РЕШЕНИЕ
город Черкесск 17 июня 2013 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Булгаровой С.М.,
с участием представителя истца (Заверза М.Г.) – Заверза О.М., являющейся
также третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований,
представителя ответчика (Министерства экономического развития
Карачаево-Черкесской Республики) – Урусовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело
№ по иску Заверза ФИО1 к Министерству
экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Управлению
Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
о признании недействительной выдачи государственного жилищного
сертификата, о признании права на обеспечение жилым помещением и
о возврате денежной субсидии, полученной по государственному жилищному
сертификату,
установил:
Заверза М.Г. обратился в Черкесский городской суд с иском Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительной выдачи государственного жилищного сертификата, о признании права на обеспечение жилым помещением и о возврате денежной субсидии, полученной по государственному жилищному сертификату. В исковом заявлении истец указал, что он относится к категории граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях. ДД.ММ.ГГГГ Министерством экономического развития КЧР ему и членам его семьи был выдан государственный жилищный сертификат серии ГУ № от ДД.ММ.ГГГГ (ГЖС), который был реализован. По действующему в то время законодательству граждане, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ и уволенные с военной службы до этой даты, имели лишь право на получение ГЖС как единственно возможную форму обеспечения жильём. Порядок реализации данного права был определён Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Иных форм обеспечения жильём, кроме как посредством выдачи ГЖС, законодательство не предусматривало. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения ГЖС» пункты 2 и 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, ограничивается выдачей ГЖС органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учёт. Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Шалаева Н.Н. об официальном разъяснении пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П», пересмотр состоявшихся по делам граждан - заявителей по данному делу правоприменительных решений возможен только после внесения вытекающих из названного Постановления изменений в действующее законодательство. В настоящее время в действующее законодательство внесены изменения, касающиеся форм обеспечения жильём граждан, уволенных с военной службы, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях. Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Поскольку на момент получения ГЖС он не имел возможности выбора формы обеспечения жильём, были нарушены его права. С признанием неконституционными положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», он приобрёл право на выбор формы обеспечения жильём. Реализация данного права возможна путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст.12 ГК РФ). Размер субсидии по выданному ему ГЖС ДД.ММ.ГГГГ года составлял 804 600 руб. Поскольку денежных средств было недостаточно для приобретения полноценного жилья в черте города, он не смог полноценно обеспечить себя и свою семью жилым помещением по желаемому выбранному месту постоянного жительства. Уполномоченным органом на выдачу ГЖС в то время являлось Министерство экономического развития КЧР. В настоящее время Министерство экономического развития КЧР (ответчик) также является уполномоченным органом исполнительной власти республики по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории КЧР (п.2 Постановления Правительства КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, вставшим на учёт в органах местного самоуправ-ления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории КЧР)». Субсидия предоставлялась ему как владельцу сертификата в безналичной форме путём зачисления средств федерального бюджета на банковский счёт, открытый в Сберегательном банке РФ № <адрес>. При этом операцию по перечислению средств на банковский счёт, открытый владельцу сертификата, осуществлял территориальный орган Федерального казначейства (п.59 Порядка). Истец просил суд: 1) признать выдачу ему государственного жилищного сертификата серии ГУ № от ДД.ММ.ГГГГ недействительной; 2) признать за ним право на обеспечение жилым помещением в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»); 3) обязать территориальный орган Федерального казначейства принять от него денежную сумму субсидии выделяемой по именному государственному жилищному сертификату серии ГУ № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 804 600 руб.
Ответчик – Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики представил письменные возражения на иск, в которых указал, что в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы истцу был выдан государственный жилищный сертификат серии ГУ № на сумму 804 600 руб. Истец приобрёл жилое помещение общей площадью 82 кв.м. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ 76-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Гражданам - участникам подпрограммы, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в подпрограмме, субсидия предоставляется в размере, равном расчётной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности. В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях её реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней. Участие в подпрограмме добровольное. Граждане - участники подпрограммы могут реализовать своё право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, только один раз. В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан-участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец добровольно принял решение участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путём получения субсидии для приобретения жилья, согласился со всеми её условиями и с использованием субсидии приобрёл жилое помещение общей площадью 82 кв.м. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
В судебном заседании представитель истца – Заверза О.М., являющаяся также третьим лицом и представляющая по доверенности другое третье лицо - Заверза В.М., поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Объяснила, что у истца должен был быть выбор способа реализации права на обеспечение жильём, а он права выбора был лишён. С ДД.ММ.ГГГГ года истец состоял на учёте в качестве нуждающегося в получении жилья. В ДД.ММ.ГГГГ года законодательство предусматривало только одну форму обеспечения жильём - выдачу сертификата. Однако ДД.ММ.ГГГГ году Конституционный Суд России признал неконституционной норму, ограничивающую граждан в праве выбора способа обеспечения жильём. И лишь ДД.ММ.ГГГГ году был изменён федеральный закон. Истец получил сертификат вынужденно, так как на тот момент был лишён возможности получить жильё. Даже получив деньги по сертификату, истец не решил свою жилищную проблему в полном объёме, так как хотел жить в <адрес>, но стоимость жилья в <адрес> была намного больше, чем сумма по сертификату. Истец долго не соглашался на сертификат, но вынужден был его получить, так как иного варианта улучшения жилищных условий на то время не было.
Представитель ответчика (Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики) – Урусова А.М. в судебном заседании иск не признала, просила в иске истцу отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Объяснила, что истцу ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный жилищный сертификат. На тот момент для истца это была единственная форма реализации права на жильё. Истец сам подал заявление о выдаче сертификата, добровольно согласился на его получение. Истец имел право на улучшение жилищных условий один раз, и он это право реализовал, получив по сертификату деньги, на которые приобрёл жильё площадью 82 кв.м.
Представители Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и Мэрии муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о правомерности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П и др.). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относятся граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Истец – майор запаса Заверза М.Г. ДД.ММ.ГГГГ года проходил действительную военную службу в Вооружённых Силах России, и ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращением штатов). Общая продолжительности военной службы истца в календарном исчислении составила 14 лет 2 месяца, в льготном исчислении – 22 года 2 месяца. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилья). На основании заявлений истца и собранных им документов ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан государственный жилищный сертификат серии ГУ № для получения субсидии в сумме 804600 руб на приобретение жилья. Указанная в сертификате сумма истцу была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ путём зачисления на специальный банковский счёт в Сбербанке России. Истец просил суд признать выдачу ему государственного жилищного сертификата недействительной и признать за ним право на обеспечение жилым помещением. Данные требования подлежат удовлетворению по следующим причинам.
На момент получения истцом государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ абзац 12 п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» действовал в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ и предусматривал, что военнослужащим при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В пункте 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ также говорилось о предоставлении военнослужащим жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, не смотря на эти законодательные установления, единственно возможной формой реализации принадлежавшего истцу права на улучшение жилищных условий (на получение жилья) являлось получение им денежной субсидии по государственному жилищному сертификату в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Никаких других вариантов обеспечения истца жильём, за исключением выдачи ему государственного жилищного сертификата, в 2006 году не имелось.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на ДД.ММ.ГГГГ, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с жалобами ряда граждан» пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учёт.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учёт. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Тем самым с ДД.ММ.ГГГГ граждане, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета. Такое положение дел Конституционный Суд Российской Федерации признал противоречащим Конституции Российской Федерации.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильём граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы. Здесь же Конституционный Суд указал, что признание им пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации и внесение вытекающих из настоящего постановления изменений в действующее законодательство влечёт необходимость пересмотра состоявшихся по делам граждан - заявителей по настоящему делу правоприменительных решений на основании распространения на них возможности использования всех других предусмотренных законом форм обеспечения жилым помещением. Тем самым Конституционный Суд прямо указал на возможность распространения положений нового (изменённого) законодательства об обеспечении военнослу-жащих жилыми помещениями на правоотношения, возникшие до принятия законодателем соответствующих норм (изменений в законодательство).
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Шалаева Н.Н. об официальном разъяснении пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П», пересмотр состоявшихся по делам граждан - заявителей по данному делу правоприменительных решений возможен после внесения вытекающих из названного постановления изменений в действующее законодательство.
Изменения в законодательство, о необходимости которых было указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» прямо предусматривает право бывших военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий (на получение жилья) на выбор способа реализации этого права: 1) путём бесплатного предоставления жилого помещения в собственность; 2) путём предоставления жилого помещения по договору социального найма; 3) путём единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ возможность выбора истцом способа реализации своего права на улучшение жилищных условий была ограничена теми положе-ниями федерального законодательства, которые Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, с учётом изменений, внесённых в это законодательство с ДД.ММ.ГГГГ и действующих по настоящее время, и принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную им в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р, суд считает необходимым защитить нарушенные права истца путём удовлетворения его требований.
Ссылки ответчика на то, что истец добровольно согласился на получение государственного жилищного сертификата, судом отклоняются, поскольку, как уже сказано выше, улучшить свои жилищные условия каким-либо иным спосо-бом на тот момент у истца не было возможности. Истец был лишён права вы-бора способа улучшения своих жилищных условий положениями федерального законодательства, противоречащими Конституции Российской Федерации.
За истцом необходимо признать право обеспечение жилым помещением в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 и статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ.
Поскольку в соответствии с настоящим решением за истцом признаётся право на получение жилого помещения, ранее полученные им денежные средства по государственному жилищному сертификату в сумме 804600 руб истцу необходимо возвратить в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике. Соответственно, на это Управление следует возложить обязанность принять от истца указанную сумму.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Заверза ФИО1 к Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительной выдачи государственного жилищного сертификата, о признании права на обеспечение жилым помещением и о возврате денежной субсидии, полученной по государственному жилищному сертификату, удовлетворить.
Признать недействительной выдачу Заверза ФИО1 государ-ственного жилищного сертификата серии ГУ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за гражданином Заверза ФИО1 право на обеспечение жилым помещением в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 и статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»).
Обязать Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике принять от Заверза ФИО1 денежную сумму субсидии в размере 804600 рублей, выделенных ему по государственному жилищному сертификату серии ГУ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин