Решение по делу № 2-2888/2015 от 25.09.2015

Дело № 2-2888/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тверь 22 октября 2015 года

Московский районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Н.Ю.Туруткиной,

при секретаре Соловых Е.А.,

с участием помощника Прокурора Московского района г.Твери Иванченко Ю.А., действующей на основании удостоверения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при участии представителя ответчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа » - Александровой Н.И., действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ; представителя ответчика – Управления образования администрации г.Твери – Никитиной Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по иску Прокурора Московского района г.Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа », Управлению образования администрации г.Твери о возложении обязанности по установке пандуса с поручнями,

Установил:

Прокурор Московского района г.Твери, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа », Управлению образования администрации г.Твери о возложении обязанности по установке пандуса с поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников) на крыльце здания (входе) школы, расположенной по адресу: <адрес> срок до 01.09.2016 года в соответствии с требованиями, установленными СНиП 35-01-2001.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г.Твери проведена проверка исполнения законодательства об образовании и о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа ».

В ходе проведенной 13 августа 2015 года проверки установлено, что крыльцо здания (вход) МОУ «Средняя общеобразовательная школа » не оборудовано пандусом, что является нарушением норм законодательства Российской Федерации, так как ограничивает беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) заданий и сооружений для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года №605 «Об утверждении свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в ведены в действие с 01 января 2013 года.

Указанное нарушение закона ограничивает законные права и интересы людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (инвалидов-колясочников), которые не могут быть привлечены в качестве истца по гражданскому делу, поскольку представляют собой неопределенный круг лиц.

Поскольку средняя общеобразовательная школа является муниципальным образовательным учреждением, то органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений при недостаточности средств у последних.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Иванченко Ю.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по тем доводам и основаниям, которые изложены в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования администрации г.Твери – Никитина Н.А. возражала против заявленных исковых требований, ссылаясь на отсутствие финансовой возможности.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа » Александрова Н.И., возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время из 1227 обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа » на индивидуальном обучении находятся 11 школьников первых и девятых классов. Все эти школьники посещают учебные занятия в соответствии с расписанием в школе. На дому обучается один школьник. Инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов-колясочников среди них нет. Инвалидов по зрению и с нарушением слуха среди обучающихся также нет. В настоящее время нет достаточного финансирования для установки пандуса с поручнями. Для установки пандуса с поручнями необходимо около 500000 руб. Кроме того, установление пандуса не обеспечивает в полной мере условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, поскольку на первом этаже школы нет кабинетов для обучения. Если будет установлен пандус, то дети-инвалиды не смогут подняться выше первого этажа. Установление пандуса с поручнями в полном объеме не обеспечивает инвалидам равные с другими учениками возможностей в реализации своих прав. Данную проблему необходимо решать комплексно.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что предъявленный прокурором иск обоснован, и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.7) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации).

В статье 29 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Во вводной части Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Указанным Законом предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Так же, указным выше Законом предусмотрены обязанности Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружения, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) и другим объектам.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии с введеными в действие с 01 января 2013 года техническими требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605 «Об утверждении свода правил СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Занимаемое Муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа » здание по адресу: <адрес> является объектом социальной инфраструктуры.

В соответствии с п.п.4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 4.1.16 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4м, высоту подступенка от 0,12 до 0,15м. все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъёма ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъёмными устройствами. Наружные лестницы и пандуса должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 0,9 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручными пандуса должна быть в пределах 0,9-10 м. Пандус с расчётной длиной 36,0 м. и более или высотой более 3,0 следует заменять подъёмными устройствами.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручными на высоте 0,9 м. и 0,7 м. с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручными должно быть в пределах 0,9-1,0м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

Поверхность пандуса должна быть не скользкой, отчётливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В соответствии с п.5.1.1 СНиП 35-01-2001 наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В соответствии с п.5.1.9 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъёмные платформы для инвалидов или лифты. Пункт 5.2.13 СНиП 25-01-2001 предусматривает, что пандусы при перепаде высот более 3,0м следует заменять лифтами, подъёмными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должны быть не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5х1,5 м.

В ходе проверки по соблюдению законодательства об образовании в МОУ «Средняя общеобразовательная школа », проведенной 13 февраля 2015 года помощниками прокурора Московского района г.Твери Иванченко Ю.А. и А.В.Тимофеевой установлено, что крыльцо входа в здание МОУ СОШ г.Твери по адресу: <адрес> не оборудовано пандусом для маломобильных групп граждан, что является нарушением указанных выше норм законодательства Российской Федерации.

Судом также установлено, что вход в указанное здание в нарушение законодательства РФ, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605 «Об утверждении свода правил СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», не приспособлен для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: входная лестница не оборудована пандусом с поручнями или другими средствами подъёма для беспрепятственного доступа маломобильных групп.

В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Управление образования наделено статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, является распорядителем бюджетных средств. Управление обладает всеми правами учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, Управление образования и основанная общеобразовательная школа, являясь муниципальными учреждениями в силу ст.120 ГК РФ и ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений при недостаточности средств у последних.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на ответчиков обязанности по установлению пандуса с поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников), так как данное нарушение ограничивает законные права и интересы людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » и Управление образования администрации города Твери установить пандус с поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников) на крыльце здания (входе) школы, расположенной по адресу: <адрес> срок до 01 сентября 2016 года в соответствии с требованиями, установленными СНиП 35-01-2001.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья Н.Ю.Туруткина

2-2888/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Московского района г.Твери
Ответчики
Управление образования администрации г.Твери
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 43"
Суд
Московский районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
moskovsky.twr.sudrf.ru
25.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2015Передача материалов судье
28.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2015Дело оформлено
27.11.2015Дело передано в архив
27.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее