Судья Бутенко Е.А. УИД 11RS0001-01-2024-012172-49
Дело № 12-274/2024
(дело в городском суде № 5-1390/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Плесовская Н.В., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Чернышева Д.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышева Д.В.,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2024 года, с учетом определения от 19 августа 2024 года об исправлении описки, Чернышева Д.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Чернышева Д.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного судебного акта как незаконного и необоснованного, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на непричастность к вмененному правонарушению.
Управление Роскомнадзора по Республике Коми в письменных возражениях просит жалобу Чернышевой Д.В. оставить без удовлетворения.
Чернышева Д.В., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании по рассмотрению жалобы не приняла, направила для участия в деле своего защитника.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кудряшов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил ее удовлетворить.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство материалов и (или) их распространение учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении ими вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", материалов, направляемых указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением ими вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 4, часть 1 статьи 5, частью 6 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность: 1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов; 3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 4 (часть 1 статьи 1,). В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении ими вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, материалы, направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
Форма указания, предусмотренного частью 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», требования к размещению и порядок размещения такого указания установлены Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года <Номер обезличен> (вступило в силу 01 декабря 2022 года и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу).
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами (текстовое указание).
Согласно требованиям Правил текстовое указание должно размещаться на русском языке. Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала. Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается. Текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком, либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого материала. Не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты.
Материалы, распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) (фамилия, имя, отчество (при наличии)), являющимся (учредителем, членом, участником, руководителем или лицом, входящим в состав органа лиц, указанных в части 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), включенного в реестр иностранных агентов.».
Как установлено при рассмотрении дела и следует из реестра иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Минюста России, «...» включено в реестр иностранных агентов под номером <Номер обезличен> с 22 июля 2023 года (участники - ФИО1, ФИО2, Чернышева Д.В.).
Чернышева Д.В., являющаяся участником иностранного агента «...» с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 18 октября 2023 года в 11 часов 18 минут, допустила распространение в мессенджере «...» по ссылке - ... материала «...» без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены участником «...», включенного в реестр иностранных агентов, допустив нарушение вышеприведенных требований Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18 июля 2024 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Коми в отношении Чернышевой Д.В. протокола об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства административного правонарушения, совершенного Чернышевой Д.В. подтверждаются достаточной совокупностью допустимых доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 18 июля 2024 года № АП-<Номер обезличен>, актом <Номер обезличен> об изготовлении скриншотов от 03 июля 2024 года, самими скриншотами, которыми зафиксированы обстоятельства совершенного административного правонарушения; сведениями из реестра иностранных агентов; сведениями ГУ МВД России по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> от 20 мая 2024 года об администраторе ... (включено в список доменных имен интернет-ресурса «...») - Чернышева Д.В.; выписками из ЕГРЮЛ в отношении ООО «...», согласно которым Чернышева Д.В. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (дата исключения общества из ЕГРЮЛ) являлась генеральным директором общества, а также другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, согласуются между собой в совокупности и достаточны для признания достоверным описанного в протоколе об административном правонарушении события административного правонарушения.
Вывод судьи городского суда о наличии в деянии Чернышевой Д.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Чернышевой Д.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что согласно договору от 31 марта 2022 года ФИО1 передало ФИО3 исключительные права, связанные с функционированием «...», и с указанного периода Чернышева Д.В. не имеет никакого отношения к данному иностранному агенту, подлежат отклонению, поскольку «...» признан иностранным агентом 21 июля 2023 года и из соответствующего реестра в установленном порядке не исключен, Чернышева Д.В. на день размещения спорных материалов являлась участником иностранного агента «...», сведения о передаче исключительных прав до сведения Минюста России, Управления Роскомнадзора по Республике Коми на день размещения спорных материалов доведены не были, следовательно, Чернышева Д.В., являющаяся участником иностранного агента, обязана нести полноту ответственности за допущенные нарушения в сфере исполнения требований Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» при распространении материалов на информационном ресурсе иностранного агента.
Процедура присвоения статуса иностранного агента регламентирована федеральным законом. Вопреки доводам защитника Чернышевой Д.В., в реестре иностранных агентов содержится основание включения в такой реестр в качестве иностранного агента «ФИО12» и Чернышевой Д.В. как участника иностранного агента – статья 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В случае если Чернышева Д.В. не согласна с включением ее как генерального директора ФИО1 в реестр иностранных агентов, она не лишена возможности оспорить в суде решение уполномоченного органа о включении в реестр в соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Доводы жалобы о нарушении прав Чернышевой Д.В. на свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, являются несостоятельными, поскольку само по себе право Чернышевой Д.В. на распространение ею информационных сообщений не ограничено, вместе с тем, установление федеральным законодателем дополнительной обязанности по маркировке сообщений в связи с включением в реестр иностранных агентов, является мерой соразмерной и допустимой, связанной с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.
При этом установление для «...» статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, транслируемой информации.
В целом доводы жалобы Чернышевой Д.В. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 5 статьи 19.34 названного Кодекса в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от 19 августа 2024 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышева Д.В. оставить без изменения, жалобу Чернышева Д.В. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Плесовская