Дело № 2-665/2017
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Усинск 30 октября 2017 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Лозинской М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стукалец А.В. к администрации МО ГО «Усинск» об отмене постановления о снятии с учета и исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛ:
Стукалец А.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» об обязании признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке. В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом детства. С дд.мм.гггг. состоял в администрации МО ГО «Усинск» на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 27,62 кв.м. Вместе с тем в настоящее время он проживает в жилом помещении по адресу: ..., состоящем из двух комнат размером 21,3 кв. м. и 22,6 кв.м., общей площадью 57,2 кв.м., то есть более учетной нормы для постановки на учет. Однако указанная жилая площадь не обеспечивает жилой площадью всех членов его семьи, состоящей из 4-х человек. До дд.мм.гггг. он проживал в жилом помещении по адресу: ..., но так как данное жилое помещение находилось в аварийном состоянии, ему, как инвалиду, невозможно было в нем проживать, он вынужден был приобрести жилое помещение по адресу: .... Данное жилое помещение он приобрел частично на кредитные денежные средства, часть денег ему дала его мать Гроссу Е.А. Дом находился в аварийном состоянии, пришлось его ремонтировать, менять полы, печку. Это жилье с печным отоплением, воду необходимо носить ведрами с колонки, туалет находится на улице. Государственная поддержка на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней не оказывалась, в связи с чем считает, что приобретя дом без коммунальных удобств, он не перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, считает, что он и члены его семьи, в связи с наличием заболеваний, имеют право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилья.
В ходе рассмотрения дела Стукалец А.В. исковые требования увеличил. Просил отменить постановление администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № о его снятии с учета и исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец Стукалец А.В. не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителей - Гроссу Е.А. и адвоката Дьячкова А.Н.
Представитель истца Гроссу Е.А., действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг., удостоверенной руководителем администрации ..., и адвокат Дьячков А.Н., действующий на основании ордера № от дд.мм.гггг., исковые требования поддержали.
Представитель истца Гроссу Е.А. пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., (в последующем адрес был изменен на ...) было предоставлено ей в ... году. Она прожила в нем со своими детьми 14 лет. В ... году она выехала из данного жилого помещения, в доме остался проживать ее сын - истец со своей семьей, который является инвалидом детства III группы по зрению. В ... году истец был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В указанном жилом помещении семья истца проживала до дд.мм.гггг.. Дом расположен на болоте, в нем постоянно холодно, сгорел котел, дом фактически разрушен, ввиду невозможности проживания в нем дд.мм.гггг. истец купил дом № по ... за 400 000,00 рублей, который также пришлось ремонтировать. В настоящее время истец зарегистрирован в доме № по ..., а его супруга и несовершеннолетние дети зарегистрированы по ..., так как в летний период они проживают в данном доме, когда делают ремонт в доме № по .... При этом представитель истца пояснила, что жилое помещение по ... не признавалось в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания. Истец узнал о том, что снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ... году, но ей об этом не сказал. Семья истца не признана малоимущей. Истец отказался от получения единовременной выплаты на приобретение жилья, так как у него не было денежных средств, чтобы выплатить разницу в размере 500 000,00 рублей, поскольку он выплачивал кредит за купленный дом № по ....
Представитель ответчика Шкребенок О.А., действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг., исковые требования не признала, мотивируя тем, что ст. 56 ЖК РФ предусматривает снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № истец был снят с указанного учета, поскольку его семья занимает два жилых помещения в ..., являющимся муниципальным и предоставленным истцу и его семье по договору социального найма, и по ..., который приобретен истцом в собственность. Таким образом, норма жилой площади на одного члена семьи истца составляет 27,62 кв.м., при установленной норме - 15 кв.м. Жилое помещение по ... не признавалось аварийным и непригодным для проживания. Семья истца малоимущей не является.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Стукалец Н.А. и Стукалец А.А., которые в судебное заседание не явились. Направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования поддержали.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился. Представил возражение на иск, указав, что Министерство не осуществляет реализацию жилищного законодательства.
Заслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и следует из материалов дела, постановлением Усинской городской администрации от дд.мм.гггг. № на основании заявления от дд.мм.гггг. Стукалец А.В. по заболеванию (инвалид детства) принят на учет для улучшения жилищных условий в льготную очередь, с составом семьи 3 человека.
Из сообщения администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № следует, что по результатам переучета ... года очередность Стукалец А.В. на улучшение жилищных условий из первоочередной категории (инвалид II группы) переведена в общую очередь (инвалид III группы) (л.д. 82).
Администрацией с. Усть-Уса ГО «Усинск», в лице руководителя администрации К., действующей на основании доверенности главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг., с истцом Стукалец А.В. дд.мм.гггг. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., состоящего из двух комнат, общей площадью 53,3 кв.м., в том числе жилой площадью 25,4 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена - Стукалец Н.А., дочь - Стукалец А.А. (л.д. 18-20).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ) установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи, обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет федерального бюджета, формой предоставления данной меры социальной поддержки, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, является единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, внеочередной порядок обеспечения жилым помещением таких лиц не предусмотрен.
В соответствии с Законом Республики Коми от 07.12.2011 № 147-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», полномочия по предоставлению единовременной денежной выплаты на предоставление жилого помещения ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, переданы органам местного самоуправления.
В силу п. 9 ст. 1 указанного Закона Республики Коми органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан Российской Федерации, установленных федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
Закон Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяет правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов (ст. 1 указанного Закона).
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как следует из материалов дела, в связи с выделением субвенций в соответствии с Соглашением между администрацией МО ГО «Усинск» и Министерством труда и социальной защиты Республики Коми о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Усинск» на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств, поступающих из федерального бюджета, администрацией МО ГО «Усинск» неоднократно предлагалось Стукалец А.В. представить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий и право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с целью выделения ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 73, 76, 77, 78, 79, 80), от получения которой Стукалец А.В. отказался (л.д. 74-75), определив для себя право на получение в порядке очереди жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 4 Закона Республики Коми от 06.10.2005 № 100-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Частью 2 статьи 58 ЖК РФ определено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Стукалец А.В. является инвалидом детства III группы по зрению (л.д. 11, 81, 83).
Медицинских документов о том, что истец Стукалец А.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания суду не представлено, в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, хроническое заболевание по зрению не входит, в связи с чем суд находит несостоятельными его доводы о том, что он имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений Закона, Стукалец А.В., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В силу требований ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи, согласно которой граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Стукалец А.В. в ... года приобрел в собственность жилой дом по адресу: ..., общей площадью 57, 2 кв.м., не поставив об этом в известность администрацию МО ГО «Усинск» и сохранив тем самым за собой вместе с другими членами семьи право состоять на жилищном учете. Право собственности Стукалец А.В. на указанный дом подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выданного дд.мм.гггг. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (л.д. 26). В указанном жилом помещении Стукалец А.В. зарегистрировался дд.мм.гггг. (л.д. 59).
В жилом помещении, расположенном по адресу: ..., общей площадью 53,3 кв.м., ранее предоставленном истцу Стукалец А.В. и членам его семьи по договору социального найма, в настоящее время зарегистрированы: супруга истца - Стукалец Н.А., его дочь Стукалец А.А., дд.мм.гггг. года рождения, и сын С., дд.мм.гггг. года рождения (л.д. 60). Указанное жилое помещение не признано в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания.
Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.
В силу п. 1 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления жилого помещения, согласно п. 2 ст. 50 ЖК РФ, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
Решением Совета муниципального образования «Город Усинск» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Из изложенного следует, что приобретенное в собственность Стукалец А.В. жилое помещение подлежало учету.
Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составляет 110,5 кв. м. (53,3 кв. м. + 57,2 кв. м), то есть более учетной нормы в размере 15 кв. м., приходящейся на истца, его супругу и двух детей по 27,6 кв.м. на каждого, что не позволяло Стукалец А.В. с ... года находиться на жилищном учете, то вывод администрации МО ГО «Усинск» об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № Стукалец А.В., состоявший на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях (инвалид III группы) с дд.мм.гггг., снят с указанного учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (л.д. 61).
По общему правилу (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с вышеупомянутыми нормативными предписаниями, суд приходит к выводу, что утратой Стукалец А.В. оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, является обеспеченность жилой площадью выше нормы предоставления.
Тот факт, что Стукалец А.В. принят на учет до дд.мм.гггг., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого администрацией МО ГО «Усинск» постановления, поскольку обеспеченность истца и его семьи жилой площадью на одного члена семьи после приобретения им в собственность жилого помещения стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия его с жилищного учета (аналогичная позиция высказана Верховным Судом РФ в кассационном определении от 15.10.2015 № 207-КГ15-5).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что постановление администрации МО ГО «Усинск» является законным и обоснованным, в связи с чем находит исковые требования Стукалец А.В. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стукалец А.В. к администрации МО ГО «Усинск» об отмене постановления о снятии с учета и исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017.
Председательствующий Л.В. Ларина