Судья: Михайлова Т.А.
Докладчик: Батенёва Н.А. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Лимановой Н.П.,
судей: Батенёвой Н.А., Давыдовой И.В.,
при секретаре Гонекер А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> «06 ноября» 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе филиала № ГУ НРО ФСС РФ на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Обязать ОАО «ФПК» предоставить ГУ НРО ФСС РФ документы, необходимые для назначения и выплаты КЕА пособий по листам нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по факту передачи листов нетрудоспособности КЕА, после чего обязать ГУ НРО ФСС РФ осуществить КЕА назначение и выплату пособия.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Батенёвой Н.А., объяснения представителя ОАО « Федеральная Пассажирская компания» ВЗГ, КЕА, ее представителя КСА, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КЕА обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия ГУ НРО ФСС РФ и ОАО «Федеральная Пассажирская Компания», в результате которых ей не выплачено пособие по социальному страхованию.
В обоснование заявления указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была временно нетрудоспособна (находилась на лечении), после лечения она получила два листка нетрудоспособности: № и №. В октябре 2013 года ей стало известно, что ее работодатель направил указанные листки нетрудоспособности в ГУ НРО ФСС РФ (филиал 2) с целью проверки указанных листков. Далее - ДД.ММ.ГГГГ - ГУ НРО ФСС РФ (филиал 2) обратилось в ОП № «Железнодорожный» с заявлением о возбуждении в отношении неё уголовного дела, подозревая её в искажении листков нетрудоспособности. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении неё уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
До настоящего времени пособие по временной нетрудоспособности согласно листкам нетрудоспособности № и № она не получила.
Просит суд признать бездействие ГУ НРО ФСС РФ незаконным, обязать ГУ НРО ФСС РФ выплатить причитающиеся ей денежные средства по листкам нетрудоспособности № и №, обязать Вагонный участок Новосибирск - Главный Западно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная Пассажирская компания» произвести расчет пособия по временной нетрудоспособности за заявленный период.
Железнодорожным районным судом <адрес> постановлено указанное решение.
С данным решением не согласен представитель филиала № ГУ НРО ФСС РФ. В апелляционной жалобе просит решение в части возложения на ГУ – НРО ФСС РФ обязанности осуществить назначение и выплату КЕА пособия - отказать.
Апеллянт не согласен с выводом суда о доказанности факта отказа Филиалом № КЕА в назначении и выплате пособия, поскольку в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что электронный реестр сведений, содержащий сведения необходимые для назначения и выплаты КЕА соответствующего вида пособия по листам нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в Филиал № не направлялся и вследствие этого, Филиал № не мог не осуществить, не отказать в назначении и выплате соответствующего вида пособия. Кроме того, в судебном заседании установлено, что оригиналы листков нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ находятся у КЕА
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 183 ТК РФ, при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства нетрудоспособности истца подтверждены, факт внесения изменений в листы нетрудоспособности кем-либо (изменение кода 1 на код 4) в ходе доследственной проверки, в том числе экспертным путем, достоверно не установлен, более того, установлено, что правильным кодом нетрудоспособности является код 4, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу, что оснований для невыплаты истцу страхового обеспечения не имеется и обязал работодателя совершить все необходимые для этого действия согласно представленным истцом надлежащим образом оформленным листам нетрудоспособности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
В соответствии со ст. 1.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством": 1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Статьи 2, 2.1 и 2.2 Закона определяют субъектный состав обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. В соответствии со ст. 2.2 Закона обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 настоящей статьи.
При этом страховщик (ФСС РФ), в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 4.2 Закона не только имеет право, но обязан осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. В связи с чем, согласно ст. 4.2 Закона он имеет право: 1) проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; 2) запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; 4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; 5) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.
Застрахованные лица для своевременного и в полном объеме получения страхового обеспечения и для реализации других своих прав в системе отношений обязательного социального страхования, в соответствии со ст. 4.3 Закона, обязаны: 1) представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы, на основании которых выплачивается страховое обеспечение; 2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения; 3) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях; 4) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом, в случае невыполнения застрахованными лицами обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи, страховщик вправе взыскать с них причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 Закона, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
При этом, согласно п. 5 ст. 13 Закона императивным условием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является предоставление застрахованным лицом перечня документов, в том числе и листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 624н.
Согласно п. 5 данного Порядка, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником только после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы. Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Оформление листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с главой IX настоящего Порядка.
Как следует из п. 10 Порядка, проверка соблюдения установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, наступление страхового случая по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" фиксируется после осмотра гражданина соответствующими врачами в первичной медицинской документации, в том числе в обязательном порядке - в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы и являющейся основным первичным медицинским документом больного.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец КЕА была временно нетрудоспособна (находилась на лечении), что подтверждается выписным эпикризом №, ответом ОАО «ФПК». ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена третья группа инвалидности по причине общего заболевания.
После лечения истец получила два листка нетрудоспособности: № и №, которые ею были переданы работодателю.
Отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности был мотивирован тем, что в листки нетрудоспособности были внесены изменения. Как следует из справки №, находящейся в отказном материале КУСП №, установить первоначальное содержание знака не представляется возможным, то есть факт изменения кода на листе нетрудоспособности достоверно не установлен. Кроме того, исходя из объяснений лечащего врача КЕА – ХМВ, установлено, что правильным необходимо считать код причины нетрудоспособности -04 – последствия несчастного случая на производстве. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в выплате истцу страхового обеспечения не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что Филиал № не мог осуществить или отказать в назначении и выплате соответствующего вида пособия, так как сведения, необходимые для назначения и выплаты КЕА пособия по листам нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ к ним не направлялись, не может являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку суд, возложив на ГУ НРО ФСС РФ обязанность осуществить КЕА назначение и выплату пособия, какими-либо дополнительными обязанностями, не предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ответчиков не обременил.
Указание в жалобе, что оригиналы листков нетрудоспособности находятся у истицы, также не влечет отмену принятого решения, так как истицей обязанность по передаче данных документов работодателю была исполнена, а в дальнейшем листки нетрудоспособности были переданы следственными органами КЕА, проводившими проверку по заявлению ФСС, факта удержания данных документов истицей не установлено. Более того в настоящем судебном заседании КЕА пояснила, что работодатель отказывается принимать у нее данные документы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала № ГУ Новосибирского РО Фонда социального страхования РФ – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: