22RS0047-01-2023-000082-28
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Солонешное 01 августа 2023г.
Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Смирнова В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении:
Мелешкиной Елены Сергеевны, <данные изъяты>, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.03.2023 г. № 059903/0390000100, составленному УУП ГУУП и ПДН ПП по Солонешенскому району Шевцовым В.П., 31.07.2023 г., в 10.20 часов по адресу: с. Солонешное, ул. Красноармейская, 53 «а», обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: выявлена гражданка <адрес> Мелешкина Елена Сергеевна, которая 18.11.2013 г. в УФМС РФ по Алтайскому краю в г. Барнаул получила вид на жительство иностранного гражданина в РФ №, сроком действия до 18.10.2018 г., была зарегистрирована по адресу: <адрес>, сроком с 22.04.2014 г. до 18.10.2018 г., фактически пребывает в настоящее время по адресу: <адрес>, без регистрации и постановки на миграционный учет. Тем самым Мелешкина Е.С. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Мелешкина Е.С. вину в совершении правонарушении признала полностью, суду пояснила, что на СВО ушел ее родной брат ФИО1, который обещал ее забрать к себе и решить вопрос с гражданством. В настоящее время она состоит в официальном браке с ФИО3, желает расторгнуть брак. Сожительствует с ФИО2, он устроился на работу, <данные изъяты>. Мелешкина Е.С. также устраивалась <данные изъяты>, но работать не смогла, так как это для нее тяжело. После 29.03.2023 г. ходила в Миграционную службу, где ей сказали, что единственный выход – это уехать. С матерью ФИО2 она пыталась взять кредит на оформление документов, но кредит не дали. Завтра планирует ехать в <адрес> для трудоустройства, поедет одна без сожителя. Штрафы не оплачивает.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В силу п.1, п.2 ст.5 данного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вина Мелешкиной Е.С. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31.07.2023 г., объяснениями Мелешкиной Е.С., согласно которым 18.07.2010 г. она прибыла на территорию Российской Федерации из <адрес> к своим родителям, которые в настоящее время умерли, <данные изъяты>. 24.08.2012 г. вышла замуж за ФИО3 13.03.2921 г. приехала в <адрес> и стала проживать с ФИО2 трудовой деятельностью не занимается, домохозяйка, денежных средств не получает, на регистрационный учет по месту пребывания в Солонешенском районе, как иностранный гражданин, не встала, вину в нарушении признает; иными материалами дела.
Таким образом, подтверждается вина Мелешкиной Е.С. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Законных оснований пребывания Мелешкиной Е.С. на территории Российской Федерации не установлено.
Суд квалифицирует действия Мелешкиной Е.С. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает и учитывает Мелешкиной Е.С. признание вины.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Мелешкиной Е.С., суд признает и учитывает совершение однородного административного правонарушения.
Оснований для освобождения Мелешкиной Е.С. от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, при назначении административного наказания необходимо учитывать следующее.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что на территории Российской Федерации у Мелешкиной Е.С. проживает супруг ФИО3 – гражданин РФ, с которым она состоит в зарегистрированном браке. В настоящее время Мелешкина Е.С. сожительствует с ФИО2 Также, из объяснения Мелешкиной Е.С. следует, что на территории РФ у нее умерли родители, и имеются родственники. Суду поясняла, что в <адрес> живет родной брат ФИО1, <данные изъяты>.
Из объяснения ФИО2 от 31.07.2023 г. установлено, что он с марта 2023 г. действительно проживает в <адрес>, с Мелешкиной Е.С.
Из справки-телефонограммы от 31.07.2023 г., составленной УУП ГУУП и ПДН В.П. Шевцовым, следует, что произошла беседа с ФИО3 – супругом Мелешкиной Е.С., который пояснил, состоит в браке с Мелешкиной Е.С., отношения восстанавливать с ней не планирует, собирается обратиться в Отделение ЗАГС с заявлением о расторжении брака.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Мелешкиной Е.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мелешкиной Е.С. следует назначить административное наказание в виде административного штрафа, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Мелешкину Елену Сергеевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 3500 (трех тысяч пятисот) рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу путем внесения или перечисления суммы штрафа в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
Наименование получателя: УФК по Алтайскому краю (ОП по Солонешенскому району Алтайского края)
КПП 226401001
ИНН 2264012203 ОП по Солонешенскому району Алтайского края
ОКТМО 01633000
Счет получателя платежа: 03100643000000011700 Отделение Барнаул Банка России/УФК по Алтайскому краю г. Барнаул
БИК 010173001
Кор/сч: 40102810045370000009
Наименование платежа: штраф
КБК: 18811601181019000140
УИН 18880422230000599033
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно направить судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья В.В. Смирнова