Дело № 2а-138/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Львовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, ООО «Водоканалсервис» об обязании обеспечить организацию в п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административаным иском к администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, ООО «Водоканалсервис» об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию в п. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Требования административный истец обосновывает тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи поступившим обращением проведена проверка соблюдения Администрацией городского поселения пос. Красное-на Волге природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации водоснабжения населения указанного населенного пункта питьевой водой, в ходе которой установлено следующее. Постановлением администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема городского поселения пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области на период с ДД.ММ.ГГГГ год (далее - Схема). В соответствии с данной Схемой водоснабжение населенного пункта осуществляется из подземных источников: водозаборных скважин, колодцев и родников. Система водоснабжения посёлка Красное-на-Волге состоит из 11 артезианских скважин (№ №, № 1 (р-н. Птицефабрики), 2 (р-н. Птицефабрики), б/н р-н Заготскот), 30146 метров водопроводных сетей, 2 водонапорных башен, 34 водоразборных колонок, 50 пожарных гидрантов. Вода из скважин по трубопроводам поступает к потребителям по системе центрального водоснабжения, а также к водоразборным колонкам и пожарным гидрантам. Перечень рабочих артезианских скважин представлен в таблице 2.1.1.1 вышеуказанной Схемы. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № К и протоколам лабораторных исследований от № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» качество питьевой воды, поставляемой жителям дома № по <адрес> не соответствует требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, а именно: допущено превышение по бору (1,45 мг/дм при гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/дм ).
Бор является биологически активным элементом и в соответствии с гигиенической классификацией относится ко 2 классу опасности (высоко опасный). Кроме того, вода, отобранная из скважины № (водозабор, расположенный вдоль левого берега р. Волга в пос. Красное-на-Волге) в пос. Красное-на-Волге, также не соответствуем требованиям санитарного законодательства по следующим санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 8 мг/дм при норме не более 1,5 мг/дм, железо 5,28 мг/дм при норме не более 0,3 мг/дм ; марганец 0,39 мг/дм при норме не более 0,1 мг/дм3. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиенический норматив - это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека. Гигиенический норматив для бора в питьевой воде не более 0,5 мг/дм. В соответствии с гигиенической классификацией бор относятся к 2 классу опасности, употребление питьевой воды с превышением гигиенического норматива по содержанию бора создает потенциальную угрозу вредного и опасного влияния на здоровье человека, поскольку питьевая вода является неотъемлемой составляющей среды его обитания. Кроме того, проверкой установлено, что постановлением Администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ № статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения городского поселения поселок Красное-на-Волге наделен ООО «Водоканалсервис», зоной деятельности которой является территория городского поселения в пределах границ поселка Красное-на-Волге. На основании вышеуказанного постановления ООО «Водоканалсервис» обеспечивает эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения пос. Красное-на-Волге в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, существующими нормами и правилами. В целях исполнения полномочий гарантирующей организации ООО «Водоканалсервис» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ передан комплекс имущества водопроводно-канализационного хозяйства, необходимого для обеспечения бесперебойного водоснабжения жителей п. Красное-на-Волге. Указанным концессионным соглашением Обществу переданы, помимо прочего, артезианские скважины №-с, №с (водозабор в мкр. «Восточный» пос. Красное-на-Волге»), которые отсутствуют в перечне источников водоснабжения (водозаборных артезианских скважин), указанных в утвержденной Схеме водоснабжения пос. Красное-на-Волге. В соответствии с информацией Управления Роспотребнадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №, питьевое водоснабжение дома № № по ул. Советской в п. Красное-на-Волге осуществляется без участия водозабора, расположенного вдоль левого берега р. Волга в п. Красное-на-Волге (в том числе из скважины № <данные изъяты>), поскольку количественные показатели нормируемых веществ в точках перед поступлением в разводящую сеть после станции обезжелезивания и на вводе в дом № № по ул. Советской в п. Красное-на-Волге имеют значительные расхождения, которые не могут быть обусловлены влиянием наружной разводящей сети. Питьевая вода перед поступлением в разводящую сеть из скважины № (водозабор, расположенный вдоль левого берега р. Волга в п. Красное-на Волге) не имеет превышений по бору, а концентрация марганца и железа составляют 0,1 мг/д и 0,14 мг/л соответственно. При этом в точке перед поступлением в дом № по ул. Советская в <адрес> в питьевой воде отмечается превышение по содержанию бора в 2,9 раза. Учитывая, что бор является природным элементом, увеличение его концентрации при транспортировании питьевой воды по наружной разводящей водопроводной сети невозможно. Кроме того, по результатам лабораторных исследований отмечается значительное снижение концентрации марганца и железа при транспортировании питьевой воды от станции обезжелезивания до дома № № по ул. Советской № № в 5 раз и в 3,5 раза соответственно, что ввиду отсутствия дополнительных систем водоочистки на разводящей водопроводной сети в пос. Красное-на-Волге является невозможным. В ходе ранее проведенных контрольно-надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Костромской области (информация от ДД.ММ.ГГГГ №) неоднократно выявлялись превышения бора в питьевой воде, поставляемой населению из водозабора, расположенного в микрорайоне «Восточный» <адрес>. Также питьевая вода, поставляемая населению из скважин №№-с№-с характеризуется низкими концентрациями железа и марганца. Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о возможном водоснабжении дома № по ул. Советская в п. Красное-на-Волге из артезианских скважин №№-с, №с, переданных ООО «Водоканалсервис» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения, а также лицензия на пользование недрами у ООО «Водоканал сервис» отсутствуют. 11 артезианских скважин (№ №, №, 1 (р-н. Птицефабрики), 2 (р-н. Птицефабрики), б/н р-н Заготскот), включенных в утвержденную Схему, предметом концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ не являются. В соответствии с ч. 1 во взаимосвязи с ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В ст. 8 Устава муниципального образования городское поселение поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения поселок Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплены полномочия по решению вопросов, связанных с водоснабжением населения. Следовательно, обязанность по организации водоснабжения населения вышеуказанного населенного пункта возложена по закону на Администрацию городского поселения пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромского области. Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о водоснабжении население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о водоснабжении под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Закона о водоснабжении на органы местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Вышеуказанные положения закона конкретизируются в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. В соответствии с п. 2.2 «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24, качество питьевой воды, подаваемой посредством указанной системы водоснабжения, должно соответствовать требованиям указанных Санитарных правил. В нарушение требований закона в пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области администрацией городского поселения пос. Красное-на-Волге, а также ООО «Водоканалсервис» как гарантирующей организацией в сфере водоснабжения не принято должных мер по организации водоснабжения населения указанного населенного пункта, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, а именно: допущено превышение по содержанию бора, что негативно влияет на качество жизни граждан, проживающих в пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района и которых, с учетом постоянного и временного пребывания, персонифицировать невозможно. В силу ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Осуществление водоснабжения жителей пос. Красное-на-Волге ненадлежащего качества нарушает права жителей указанного населенного на благоприятные условия жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).В соответствии с пунктом 4.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратуру» Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) предписано осуществлять: - надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Таким образом, в предмет надзора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры" и в ее лице Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, входит надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, а также учитывая, что скважины, указанные в Схеме водоснабжения пос. Красное-на-Волге (№ №, №, 1 (р-н. Птицефабрики), 2 (р-н. Птицефабрики), б/н р-н Заготскот, не являются предметом концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также возможное осуществление водоснабжения жителей <адрес> из скважин №№-с, №, являющихся предметом вышеуказанного концессионного соглашения, но включенных в утвержденную Схему водоснабжения пос. Красное-на-Волге, а также то, что все вышеперечисленные водозаборы используются для беспеберобойного водоснабжения жителей пос. Красное-на-Волге и представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, руководствуясь п. 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просят возложить на Администрацию городского поселения пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области и ООО «Водоканалсервис» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Гумбатова А.З.кызы исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что во исполнение определения суда Управлением Роспотребнадзора при участии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб, что подтверждается составленным актом. Пробы отбирали в пяти точках. Не получилось отобрать во всех точках, которые были указаны в определении суда, поскольку указанные места фактически не эксплуатировались. Из тех мест, из которых удалось отобрать пробы это по ул. Луначарского, д. № по результатам лабораторных исследований вода не соответствует требованиям СанПин. Не соответствует по мутности 2 мг на дециметр кубический при нормативе не более полутора, по железу 0,484 мг на дециметр кубический при гигиеническом нормативе не более 0,3. Марганец 0,4 при нормативе не более 0,1 мг. Далее по улице Садовой у дома № вода также не соответствует требованиям СанПин по показаниям мутности 1,8 при нормативе не более 1,5. По железу 0,4 при гигиеническом нормативе 0,3. По улице переулок Пушкина дом №. Красное-на-Волге там тоже вода не соответствует требованиям по мутности, по железу. Показатель фактически 0,5 при нормативе 0,3, по марганцу в два раза. Далее по Восточному дом № вода не соответствует требованиям СанПин по бору 5,62 мг на дециметр кубический это фактические показатели, а нормативы не более 0,5 что фактически в 11 раз превышает требования СанПин. И по улице Советской дом № не соответствует требованиям по мутности 3,25 фактический показатель при нормативе не более 1,5. По железу 0,6 это почти в в два раза выше нормы. Марганец 0,1 при нормативе 0,1 на дециметр кубический. Все это в совокупности свидетельствует о том, что требования природоохранного прокурора обоснованны, подтверждаются материалами дела, экспертным заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель административного ответчика-администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Смирнова-Ловыгина Ю.А., в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация городского поселения пос. Красное-на-Волге с заявленными требованиями не согласна в связи со следующим: в городское поселение поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области передано не все имущество, участвующее в системе водоснабжения пос. Красное-на-Волге. В частности население поселка снабжают, по данным администрации гордского поселения пос. Красное-на-Волге, две скважины, расположенные в мкр. Восточный в пос. Красное-на-Волге и скважины, находящиеся на берегу р. Волга, принадлежащие Администрации Красносельского муниципального района Костромской области. Данный факт означает, что обеспечить качество воды в точках водозабора из скважин, находящихся на берегу р. Волга перед поступлением ее в распределительную сеть Администрация городского поселения пос. Красное-на-Волге не может и не имеет права тратить на это бюджетные средства. По данным администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге вода из скважин, которые находятся вдоль берега р. Волга и снабжают население поселка Красное-на-Волге, проходит через станцию обезжелезивания, которая была куплена администрацией городского поселения пос. Красное-на-Волге в ДД.ММ.ГГГГ году. Из письма Управления Роспотребнадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что водоснабжение д. № по ул. Советская в пгт. Красное-иа-Волге производится из скважин, расположенных вдоль левого берега р. Волга (по словам представителя ООО «Водоканалсервис»). Превышение бора в воде в данном доме означает, что качество воды нарушено не из-за труб, которые находятся в собственности городского поселения пос. Красное-на-Волге, а именно из-за качества воды из скважин, за которые администрация ГП пос. Красное-на-Волге отвечать не может. Для обезборивания воды в скважинах №с администрацией была в ДД.ММ.ГГГГ году куплена и установлена станция обезборивания, что исключает попадание бора в воду из этих скважин. Станция обезборивания была приобретена из-за плохих анализов воды в них. По ранее имеющимся сведениям администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге скважины №-с не могли обеспечить в полной мере жителей микрорайона Восточный питьевой водой, в связи с чем, эти скважины были подключены в общую сеть. Из чего можно сделать вывод, что вода из этих скважин никак не могла дойти до д№ по ул. Советская. Этот вопрос не изучался как прокуратурой, так и управлением Роспотребнадзора по Костромской области, чтобы делать выводы о снабжении вышеуказанного дома из скважин №-с и №с. Городским поселением заключено концессионное соглашение № в отношении системы коммунальной инфраструктуры (имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению на территории городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области) ДД.ММ.ГГГГ. Согласно
данного соглашения в бюджете городского поселения поселок Красное-на-Волге
запланировано к выделению на ДД.ММ.ГГГГ г. и будет планироваться к выделению ежегодно 1 800 000 руб. (п. 11.3). Согласно ч.19 ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» данные денежные средства должны идти на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, то есть на улучшение качества водоснабжения. Каких либо других действий в рамках существующего концессионного соглашения администрация ГП пос. Красное-на-Волге сделать не может на существующей сети водоснабжения. Согласно указанного соглашения ООО «Водоканалсервис» должен содержать водопроводную сеть. Поставлять потребителю ту воду, которая соответствует нормативам. Администрация городского поселения исполнила свою обязанность, денежные средства они выплачивают, софинансируют. Дальше они уже не могут ничего сделать. Все руках концессионера ООО «Водоканалсервис», они знают, у них есть производственный контроль. Они имеют возможность и денежные средства, подкрепленные администрацией на исполнение надлежащего водоснабжения. По их мнению, причины превышения бора в воде, это просто не подключение станции обезборивания. То, что по мутности, по железу, опять же вопрос к Водоканалсервису. Вероятно станции обезборивания и обезжелезования отключают по мотивам экономии энергоснабжения и денег. 2 скважины расположенные в мкр. Восточный и скважины, находящиеся на берегу Волги, перекрывать и что-то делать- это прерогатива ООО «Водоканалсервиса» в зависимости от потребности воды. По данным администрации вода из скважин вдоль реки Волги, которая снабжает население, проходит через станцию обезжелезивания, которая была куплена администрацией в ДД.ММ.ГГГГ. В мкр. Восточный скважина проходит через станцию обезборивания, которая также обеспечивает отсутствие бора в воде. То есть если их включить, значит бора не должно быть в этой воде. Из непосредственно концессионного соглашения следует, что действительно эксплуатацию всю и приведение в нормативное состояние водоснабжения это непосредственно функции ООО «Водоканалсервис». Также согласно концессионному соглашению предусмотрено выделение денежных средств на реконструкцию данной системы водоснабжения, на улучшение ее качества. Какими еще способами администрация может повлиять на Водоканалсервис не понятно. Администрация городского поселения пос. Красное-на-Волге в полной мере и добросовестно осуществляет обязанности по организации в границах поселения водоснабжения населения. ДД.ММ.ГГГГ Решением Красносельского районного суда Костромской области по делу № уже вынесено решение по тому же предмету, где истцом является орган прокуратуры (прокуратура Красносельского района Костромской области). Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. По делу №№ Администрации Красносельского муниципального района Костромской области было отказано в замене стороны по исполнительному производству (на администрацию городского поселения поселок Красное- на - Волге Красносельского муниципального района Костромской области)- определение от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вышеизложенным администрация городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального радона Костромской области считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры требованиям и просит суд отказать, в удовлетворении заявленных требований в отношении администрации ГП пос. Красное-на-Волге в полном объеме.
Представители административного ответчика ООО «Водоканалсервис» по доверенности Урядина Ю.С., Хряпина Н.В. в судебном заедании исковые требования не признали, пояснив, что с актом отбора проб и заключением по их исследованию они не согласны по следующим основаниям. Во-первых, отбор проб воды производился в использованные мятые пластиковые бутылки из под минеральной воды. В одну бутылку в каждом месте отбора проб объемом полтора литра. А согласно ГОСТ -вода питьевая методы определения запаха, вкуса и мутности, отбор для определения вкуса и запаха производится в стеклянные емкости с плотно завинчивающимися пробками. Во-вторых, использованные для отбора проб бутылки из под минеральной воды имеют маркировку. Пластиковые бутылки с такой маркировкой являются одноразовыми и не могут использоваться вторично также согласно указанному ГОСТу. Так как вторичное использование таких бутылок приводит к выделению токсичных веществ в воду. Далее при отборе проб на станции для скважины №, скважина и станция находились в выключенном состоянии. Для отбора проб они были включены и пробы были отобраны в течение пяти минут после включения путем слива остатков застоялой воды в резервуары чистой воды. Они направили возражения на экспертное заключение Роспотребнадзора. Данные возражения содержат перечисленные замечания на акт отбора проб и непосредственно как производился отбор, с использованием каких методов. Таким образом полагают, что результаты анализа проб питьевой воды, отобранные «Центром гигиены и эпидемиологии в Костромской области» проведены с нарушением требований государственных стандартов. Кроме этого полагают, что экспертное заключение не содержит указания на предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также подробного описания методов и способов проведенного исследования, в рамках дела не назначалось проведение экспертизы. Определением суда было назначено только проведение отбора проб в определенных точках. Экспертиза проводилась Центром гигиены и эпидемиологии Костромской области. Данное учреждение является подконтрольным Управлению Роспотребнадзора по Костромской области, которое является в деле заинтересованным лицом. Также отмечают, что в протоколе результаты анализа от ДД.ММ.ГГГГ № и во всех имеющихся протоколах в материалах дела не указывается погрешность именно по данным результатам. Полагают, что например, по показателю железа, указанного в протоколе №, показатель железа составляет 0,35 когда норма составляет 0,3. Погрешность по данному показателю составляет 20%. Также согласно ГОСТу Межгосударственный стандарт. Вода питьевая. Здесь указаны погрешности показателей и точности по каждому элементу. Что касаемо показания марганца по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ показатель марганца составляет 0,112 при 0,1. Также погрешность составляет 20%. С учетом погрешности показатель составляет 0,896. По данным показателям они укладываются в данные нормативы с учетом погрешности, установленной ГОСТ. Все это подтверждается правовым обоснованием ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ч.4, которая говорит, о том, что питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения считается соответствующей установленным требованиям в случаях, если нормы показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки методов определения. Относительно скважин в м-не Восточный №, № то данные скважины не эксплуатируются, вода поставляется со скважин левого берега р.Волга, которые являются бесхозными и переданы им в пользование главой Красносельского муниципального района. Согласно п.7 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» если снижение качества воды происходит на бесхозных объектах централизованного холодного водоснабжения, то в течение двух лет со дня передачи этих объектов в эксплуатацию допускается несоответствие качества подаваемой воды установленным требованиям. Поэтому считают, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Заинтересованное лицо по делу – Управление Роспотребнадзора по Костромской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительности причин его неявки суду не сообщило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляло. Ранее в судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора по Костромской области Бороздин А.М. пояснил, что в рамках исполнения требований природоохранной прокуратуры в 2019 году, осенью, Управлением Роспотребнадзора был произведен отбор проб воды с привлечением аккредитованной лаборатории на территории поселка Красное-на-Волге. Пробы воды были отобраны из РЧВ(резервуар чистойводы), а также на вводе в жилой дом. По итогам лабораторных исследований было установлено, что имеется превышение по показателям качества, а именно по мутности, железу, марганцу и по бору. По итогам указанных мероприятий, информация была направлена в прокуратуру, в связи с чем был инициирован этот иск. Далее по итогам судебного процесса, который тянется практически год. В прокуратуру со стороны Управления также направлялась дополнительная информация по качеству воды, которая была проведена в рамках мониторинга, где также подтверждались указанные факты. То есть данная позиция по качеству воды уже прослеживается последний десяток лет. По системе водоснабжения в Красном: на территории поселка имеются два водозаборных участка, оба они подземные, это 9 скважин которые находятся вдоль берега Волги. Для природной воды характерны, исходя из практики работы Управления, превышения по мутности, по цветности, железа и марганца. В 2015 году с инициации администрации городского поселения были пробурены 2 скважины, с целью улучшения качества воды в микрорайоне Восточный. Они имеют большую глубину в отличии от тех, которые находятся внизу вдоль берега Волги. Но опять же, они не соответствуют по качеству воды, а именно по превышению бора. Бор в отличии от остальных показателей по превышению, характеризуется токсическим влиянием на организм. Если железо и марганец, цветность и мутность это показатели, которые в первую очередь оказывают влияние на внешние свойства воды и второстепенно могут оказывать влияние на здоровье. То бор не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха и имеет токсическое влияние. С ДД.ММ.ГГГГ года природоохранной прокуратурой проводился целый ряд мероприятий, в том числе были и уголовные дела, в ходе которых эти факты подтверждались. Данный водозабор из двух скважин был приостановлен. Бора из скважин, которые находятся на берегу Волги нет и быть не может, поскольку бор находится в низлежащем горизонте. Исходя из тех лабораторных исследований, пробы воды были отобраны осенью ДД.ММ.ГГГГ года по требованию природоохранной прокуратуры и в рамках СГМ. Материалы по СГМ были направлены в прокуратуру. Имеется стойкая тенденция того, что эти вещества циркулируют в разводящей сети, что говорит о том, что ресурсонабжающая организация эксплуатирует два водозаборных участка одновременно.
Заинтересованное лицо по делу-Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения административного спора, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин его неявки суду не сообщило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, дело рассматривается в отсутствие представителя указанного лица.
Выслушав помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Гумбатову А.З.кызы, представителей административного ответчика, заслушав показания свидетеля Б., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения п. Красное-на-Волге природного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации водоснабжения населения (жителей) п. Красное-на-Волге, питьевой водой.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема городского поселения пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области на период с ДД.ММ.ГГГГ год. ( л.д.87-100)
В соответствии с данной Схемой водоснабжение населенного пункта осуществляется из подземных источников: водозаборных скважин, колодцев и родников. Система водоснабжения посёлка Красное-на-Волге состоит из 11 артезианских скважин (№ №, № (р-н. Птицефабрики), 2 (р-н. Птицефабрики), б/н р-н Заготскот), <данные изъяты> метров водопроводных сетей, 2 водонапорных башен, 34 водоразборных колонок, 50 пожарных гидрантов. Вода из скважин по трубопроводам поступает к потребителям по системе центрального водоснабжения, а также к водоразборным колонкам и пожарным гидрантам.
Постановлением Администрации городского поселения пос. Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ № статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения городского поселения поселок Красное-на-Волге наделен ООО «Водоканалсервис», зоной деятельности которого является территория городского поселения в пределах границ поселка Красное-на-Волге.
Согласно данного постановления ООО «Водоканалсервис» обеспечивает эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения пос. Красное-на-Волге.
ООО «Водоканалсервис» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ передан комплекс имущества водопроводно-канализационного хозяйства, необходимого для обеспечения бесперебойного водоснабжения жителей п. Красное-на-Волге. Указанным концессионным соглашением Обществу переданы, помимо прочего, артезианские скважины №-с, № (водозабор в мкр. «Восточный» <адрес>»), которые отсутствуют в перечне источников водоснабжения (водозаборных артезианских скважин), указанных в утвержденной Схеме водоснабжения пос. Красное-на-Волге.
Согласно ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 года за № 52-ФЗ (в ред. от 13.07.2020 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09. 2001 года за №24).
В соответствии п.п.1.3, 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ: часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение(п.3.4.1) (таблица 2); поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения ( п.3.4.2) (таблица 3); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека( п.3.4.3).
В соответствии с п.34 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации; осуществлять производственный контроль качества питьевой воды;
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства ООО «Водоканалсервис», как гарантирующей организацией в сфере водоснабжения, не принято должных мер по обеспечению потребителей п. Красное-на-Волге питьевой водой надлежащего качества.
Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов указанным административным ответчиком подтверждаются материалами дела: актом отбора проб воды ОТ ДД.ММ.ГГГГ, протоколами лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключением по результатам исследования проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области, из которого следует, что вода из скважины, отобранная по адресу: п. Красное-на-Волге, с кважна № не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 8 мг/дм при норме не более 1,5 мг/дм, железо 5,28 мг/дм при норме не более 0,3 мг/дм ; марганец 0,39 мг/дм при норме не более 0,1 мг/дм3; вода водопроводная холодная, отобранная по адресу: п.Красное-на-Волге, <данные изъяты>, д№, ввод в дом, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим показателям( бор-1,45 мг/ дм3, при норме не более 0,5 мг/дм3); вода водопроводная холодная, отобранная по адресу: п.Красное-на-Волге, ул. <данные изъяты> д.№, кран- не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим показателям( бор-1,45 мг/ дм3, при норме не более 0,5 мг/дм3). Бор является биологически активным элементом и в соответствии с гигиенической классификацией относится ко 2 классу опасности( высоко опасны). Лимитирующий показатель вредности для бора- санитарно-токсилогический. Гигиенический норматив для бора в питьевой воде не более 0,5 мг/дм3, фактическое содержание бора в питьевой воде составляет 1,45 мг/дм3.Гигиеничкский норматив-это минимальное количественное значение показателя, характеризующего его безопасность и безвредность для человека. В случае превышения гигиенического норматива по содержанию бора в воде возможно вредное и опасное его влияние на человека. Вредное воздействие на человека-это воздействие химического социального фактора среды обитания( в данной ситуации повышенное содержание бора в питьевой воде), создающего угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Оценивая указанное заключение, суд находит его относимым, допустимым и достоверным доказательством, поскольку проведено аккредитованным учреждением, пробы воды были отобраны в присутствии представителей концедента и концессионера.
Факт того, что централизованное водоснабжение потребителей п.Красное-на-Волге административным ответчиком осуществляется с нарушением санитарных и гигиенических требований также подтверждается повторным исследованием проб воды, произведенным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» по поручению Управления Роспотребнадзора по Костромской области на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от ДД.ММ.ГГГГ за №- К по результату лабораторных испытаний(протоколы лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №) отобранных в п.Красное-на-Волге проб воды(акт отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ года):
1) - вода водопроводная холодная - выход с РЧВ в распределительную сеть, отобранная по адресу: Костромская область, п.г.т. Красное-на-Волге, ул. <данные изъяты>, д. № не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по органолептическим, санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 2,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм3, железо 0,484 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3, марганец 0,383 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дм3 (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № от ДД.ММ.ГГГГ.)
2) - вода водопроводная холодная - уличная водоразборная колонка, отобранная по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, ул. <данные изъяты> у д. № не соответствует вышеуказанным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим, санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 1,85 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм3, железо 0,35 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3 (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № от ДД.ММ.ГГГГ)
3) - вода водопроводная холодная - уличная водоразборная колонка, отобранная по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, пер. <данные изъяты> <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим, санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 2,93 мг/дм при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм3, железо 0,530 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3, марганец 0,20 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дм3 (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № от ДД.ММ.ГГГГ)
4) - вода водопроводная холодная - станция водоподготовки (с<адрес> перед поступлением в сеть, отобранная по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, м-н <данные изъяты>, <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям: бор 5,62 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/дм3 (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № от ДД.ММ.ГГГГ)
5) - вода водопроводная холодная - ввод в дом (подвал кран после счетчика), отобранная по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, ул. Советская, № не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим, санитарно-химическим показателям: мутность (по каолину) 3,25 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм, железо 0,574 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дм3, марганец 0,112 мг/дм3 при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дм (протокол лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» № от ДД.ММ.ГГГГ)
Гигиенический норматив - это минимальное количественное значение показателя характеризующего его безопасность и безвредность для человека.
Железо и марганец в соответствии с гигиенической классификацией относятся к 3 классу опасности (умеренно опасный). Лимитирующий показатель вредности для железа и марганца - органолептический, придает воде окраску, увеличивает мутность и цветность, что снижает потребительское качество воды.
По результатам проведенных лабораторных исследований воды, отобранной в п.г.т. Красное-на-Волге содержание железа и марганца превышает гигиенический норматив. Гигиенический норматив для железа в питьевой воде не более 0,3 мг/дм3, фактически содержание железа в воде составляет от 0,35 до 0,574 мг/дм3. Гигиенический норматив для марганца в питьевой воде не более 0,1 мг/дм3, фактически содержание марганца в воде составляет от 0,112 до 0,383 мг/дм3.
По результатам проведенных лабораторных исследований воды, отобранной на станции водоподготовки (с<адрес> перед поступлением в сеть), отобранная по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, м-н Восточный, д. № содержание бора превышает гигиенический норматив.
Бор является биологически активным элементом и в соответствии с гигиенической классификацией относится ко 2 классу опасности (высоко опасный). Лимитирующий показатель вредности для бора -санитарно-токсикологический. Гигиенический норматив для бора в питьевой воде не более 0,5 мг/дм, фактически содержание бора в воде составляет 5,62 мг/дм3.
Оценивая данное заключение, суд находит его относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу.
Довод представителя ООО «Водоканалсервис» о том, что данное заключение является недопустимым доказательством по делу, так как эксперты не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а суд поручал лишь произвести отбор проб воды, суд находит несостоятельным, поскольку судом не назначалась судебная химическая экспертиза. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на Управление Роспотребнадзора по Костромской области возлагалась обязанность поручить ФБУЗ «Центр гигиены и благополучия в Костромской области произвести отбор проб воды в местах, согласованных сторонами административного спора, указанных в определении суда, и провести органолептический анализ отобранных проб воды(мутность, цветность, вкус, запах), а также количественный химический анализ проб воды( бор, марганец, железо).
Сомневаться в выводах проведенного исследования у суда оснований не имеется. Исследование проведено квалифицированными специалистами Федерального бюджетного учреждения, имеющего соответствующую аккредитацию, отбор проб воды был произведен в точках отбора, согласованных сторонами в ходе судебного заседания, с участием представителей сторон.
Суд также не принимает во внимание доводы административных ответчиков о недопустимости указанного заключения как доказательства по причине того, что отбор проб воды производился в пластиковые бутылки из под минеральной воды в нарушение ГОСТ Р 57164-16 «Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» и ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб», согласно которых отбор проб производится в стеклянные емкости с притертыми или плотно завинчивающими пробками.
Согласно п.4.1 ГОСТ Р 57164-16 «Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности» отбор и хранение проб для определения мутности допускается проводить в пластиковые емкости.
В соответствии с п.7.1 ГОСТ Р 56237-2014(ИСО 5667-5:2006) «Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах» отбор проб для физического, химического и радиологического анализов отбор проб производится в емкости, изготовленные из химически стойкого стекла с притертыми пробками или из полимерных материалов, разрешенных для контакта с водой. Пробы, предназначенные для определения содержания органических веществ в воде, отбираются только в стеклянные емкости.
Согласно ГОСТ 32686-2014 «Бутылки из полиэтилентерефталата для пищевых жидкостей. Общие технические условия» пластиковые бутылки изготавливаются из полимерного вещества- полиэтилентерефталата.
Таким образом, отобрание проб воды в пластиковые бутылки из под минеральной воды для их органолептического(мутность) и химического анализов( бор, марганец, железо) не противоречит требованиям указанных выше ГОСТ Р 57164-16, ГОСТ Р 56237-2014(ИСО 5667-5:2006).
Кроме того, суд принимает во внимание пояснение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» о том, что в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к продукции(товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору(контролю)(решение Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №), ТР №»О безопасности упаковки» для бутылок из полиэтилентерефталата указано о возможности выделения следующих веществ: ацетальдегида, этиленгликоль, диметилтерефталат, формальдегид, спирты метиловый, изобутиловый, бутиловый, ацетон. Перечисленные выше вещества для определения в отобранных пробах воды исследованию не подлежали.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что обнаруженный в пробах воды бор является природным элементом и образоваться, так же как железо и марганец, в результате взаимодействия с материалом емкости для отбора проб воды из полимерного материала(полиэтилентерефталата) не может.
Несостоятельными суд находит и доводы представителей ООО «Водоканалсервис» о поставке потребителям питьевой воды, соответствующей установленным нормативам с учетом допустимой погрешности 20%.
Как следует из результатов лабораторных испытаний и заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от ДД.ММ.ГГГГ за № с учетом погрешности 20% допустимым является только содержание железа в пробе воды, отобранной из уличной водоразборной колонки по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, ул. Садовая, у д. №, а также марганцу, содержащему в пробе воды, отобранной при вводе в дом по адресу: <адрес>, п.г.т. Красное-на-Волге, ул. Советская, №
Суд также не может согласиться с доводами представителей ООО «Водоканалсервис» о допустимости в силу п.7 ст.8 Федерального закона от 17.12.2011года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» поставки питьевой холодной воды потребителям при снижении её качества из четырех бесхозных артезианских скважин, переданных им во временную эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Главой Красносельского муниципального района.
В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п.7 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Доказательств того, что переданные в пользование ООО «Водоканалсервис» главой Красносельского района указанные выше четыре скважины являются бесхозными и только путем эксплуатации именно данных скважин обеспечивается водоснабжение потребителей питьевой воды п.Красное-на-Волге, суду не представлено. Указанные скважины ни администрацией Красносельского района и администрацией городского поселения п.Красное-на-Волге не поставлены на кадастровый учет как бесхозные.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения городского поселения п.Красное-на-Волге Костромской области, утвержденной постановлением главы администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, в схему водоснабжения включены 11 рабочих артезианских скважин: №(р-н Заготскот), №, №, №, №, №, №, №, №, №( р-н Птицефабрика), №(р-н Птицефабрика).
Данных о том, что указанные скважины законсервированы или затампонированы, суду не представлено.
Суд также находит несостоятельными доводы представителей ООО «Водоканалсервис» о том, что скважины № и № в м-не Восточный <адрес> не эксплуатируются, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих даны факт, суду не представлено.
К показаниям свидетеля Б..В., подтверждающего доводы представителей административного ответчика о не эксплуатации указанных скважин, суд относится критически, поскольку он является главным инженером ООО «Водоканал» и заинтересован в исходе дела.
Кроме того, указанный довод стороны административного ответчика и показания свидетеля Б. противоречат материалам дела.
Так, из письменной информации Управляющего директора ООО «Водоканалсервис» Жукова С.В., направленной на имя главы администрации городского поселения <адрес> Красносельского муниципального района Недорезова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ООО «Водоканалсервис» со ДД.ММ.ГГГГ оказывает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения на территории п.Красное-на-Волге на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Все переданное имущество ВКХ эксплуатируется в соответствии с нормативными требованиями и находится в работоспособном состоянии. В состав объекта соглашения, Обществу из источников водоснабжения переданы две артезианские скважины, расположенные в микрорайоне Восточный, суммарным дебитом 18,2 м3 в час( 436,8 м3 в сутки). Данные скважины находятся в рабочем состоянии, техническое обслуживание скважин производится регулярно, используется по мере необходимости( особенно в летний период) совместно со станцией водоподготовки( производительностью 120 м3 в сутки( л.д. 176, т.2).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца и удовлетворении его требований в отношении ООО «Водоканал».
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в отношении Администрации городского поселения п.Красное-на-Волге:
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 24.04.2020) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. от 01.04.2020 года) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" ( в ред. от 01.04.2020 года) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 8 Устава муниципального образования городское поселение поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения поселок Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплены полномочия по решению вопросов, связанных с водоснабжением населения.
Следовательно, обязанность по организации водоснабжения населения вышеуказанного населенного пункта возложена по закону на Администрацию городского поселения пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромского области.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Администрацией городского поселения п.Красное-на-Волге в исполнение указанных выше норм федерального законодательства и выполнения уставных задач, организовано водоснабжение городского поселения: утверждена схема водоснабжения городского поселения, с целью организации надлежащего и бесперебойного централизованного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения определена гарантирующая организация-ООО «Водоканалсервис», с которой ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение, по условиям которого концессионеру( ООО «Водоканалсервис») передан комплекс имущества водопроводно-канализационного хозяйства для выполнения им его производственных задач по бесперебойному водоснабжению жителей п.Красное-на-Волге.
В соответствии с п.3.1 Постановления администрации городского поселения п.Красное-на-Волге от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения и определения зоны её деятельности на территории городского поселения поселок Красное-на-Волге», подп. «б» п.1.1. Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоканалсерис» обеспечивает эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения п.Красное-на-Волге в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, существующими нормами и правилами.
В соответствии с условиями концессионного соглашения( п.8.12) Администрация городского поселения в рамках своих полномочий оказывает необходимое содействие, в том числе и финансовое, концессионеру ООО «Водоканалсервис» в его потребностях, что не оспаривается самим административным ответчиком.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения ООО «Водоканалсервис» своих обязательств по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, а также отказа указанной организаций от исполнений своих обязательств, которые бы влекли возложение обязанности по организации водоснабжения населения на Администрацию городского поселения, судом не установлено.
Администрация городского поселения п.Красное-на-Волге осуществляет контроль за выполнением обязательств ООО «Водоканалсервис» по концессионному соглашению, что подтверждается материалами соответствующей переписки, представленными в судебное заседание.
Таким образом, в данном случае ответственным за обеспечение населения п.Красное-на-Волге питьевой водой надлежащего качества является гарантирующий поставщик-ООО «Водоканалсервис».
Руководствуясь ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, ООО «Водоканалсервис» удовлетворить частично.
Возложить на ООО «Водоканалсервис» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в пос. Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области централизованное водоснабжение, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
В остальной части административных исковых требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора отказать.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2020 года