Решение по делу № 2-4004/2021 от 27.09.2021

Дело № 2- 4004/2021

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой Т.В.,

при секретаре Ивановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 14 декабря 2021 года дело по иску Чернышева Анатолия Валерьевича к ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж о признании незаконным приказа об отстранении от работы, начислении заработной платы за период вынужденного простоя, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Чернышев А.В. обратились в суд с учетом дополнительного искового заявления (на л.д. 41) к ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж с требованиями:

- признать незаконным приказ об отстранении от работы от ДД.ММ.ГГГГ., - обязать начислить заработную плату за период вынужденного простоя,

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000,00 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец работает в организации ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж в должности <данные изъяты>. Трудовой договор заключен на условиях совместительства.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был отстранен от работы на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 №43, пункта 2 статьи Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, подтверждающих вакцинацию от коронавирусной инфекции, медицинского документа о перенесенном заболевании Covid-19 в течение последних 6 месяцев, медицинского документа, подтверждающего медотвод от проведения прививки от коронавирусной инфекции. Хотя до 1 октября в регионе по инициативе Ярославской областной организации общероссийского профсоюза образования действовал мораторий на отстранение от работы сотрудников сферы образования, не прошедших вакцинацию от коронавирусной инфекции. С приказом ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Считает приказ об отстранении от работы незаконным, поскольку отказ от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами, проходящими в настоящий момент, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств, клинические исследования (испытания) сроком до 31.12.2022, является правомерным, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В качестве правовых оснований ссылается на ст. 391 ТК РФ.

В судебном заседании истец Чернышев А.В. и его представитель по устному ходатайству Чернышева М.Е. поддержали требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что оспариваемый приказ является незаконным, поскольку работодатель не вправе был принимать решение об отстранении работника, не получив отказ от вакцинации. С заявлением об отказе от вакцинации работник не обращался. Нелегитимность приказа также усматривали из-за отсутствия печати на документе. Просили учесть, что по месту основной работы в <данные изъяты> ни истец, ни его представитель не отстранены от работы.

Представитель ответчика ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж по доверенности Степанова Е.Ю. возражала против удовлетворения требований. Дополнительно пояснила, что работодатель со своей стороны принял все меры, необходимые для выполнения требований закона. Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 N 43 было размещено на сайте колледжа, ДД.ММ.ГГГГ, чтобы работники имели возможность с ним ознакомиться. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ, обязывающий работников предоставить документы о прохождении вакцинации. С Чернышевым велась разъяснительная работа, ему неоднократно звонили. В связи с отказом истца поставить роспись за полученное уведомление были составлены акты об отказе от подписи. Прививка против ковид-19 внесена в календарь профилактических прививок. Должность, замещаемая истцом, подпадает под перечень должностей, подлежащих обязательной вакцинации (п. 12 и п. 8 Постановления Правительства № 825 от 1999 года), которым утвержден перечень должностей, подлежащих обязательной вакцинации по национальному календарю. В сложившейся ситуации для работодателя также возникает проблема по обеспечению функционирования зданий колледжа в отсутствие необходимого для этого работника.

Третьи лица Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, Территориальное управление Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г.Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе в судебное заседание представителей не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Судом установлено, что Чернышев А.В. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу по совместительству в ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж на должность <данные изъяты>.

Согласно п.8.1, 8.2 трудового договора Чернышеву А.В. установлен следующий режим рабочего времени: неполная продолжительность рабочего времени согласно установленному графику работы; 20-часовая рабочая неделя.

Приказом заместителя директора ГПОАУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа от ДД.ММ.ГГГГ всем работникам колледжа необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ. предоставить медицинский документ, подтверждающий вакцинацию от коронавирусной инфекции, или медицинский документ о перенесенном заболевании Covid-19 в течение последних 6 месяцев, или медицинский документ, подтверждающий медотвод от проведения прививки от коронавирусной инфекции.

Приказом директора ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж от ДД.ММ.ГГГГ Чернышев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ отстранен на период эпиднеблагополучия или до предоставления медицинского документа о вакцинации, или медицинского документа, подтверждающего медотвод, или документа, подтверждающего перенесенное заболевание Covid-19 в течение последних 6 месяцев.

Приказом также установлено:

- бухгалтерии в период отстранения от работы Чернушеву А.В. заработную плату не начислять;

- допуск к работе осуществлять после окончания периода эпиднеблагополучия в соответствии с нормативными документами либо по письменному заявлению Чернышева А.В. с приложением медицинского документа, указанного выше.

Приказ об отстранении от работы издан на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 N 43, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», абз.8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышев А.В. был ознакомлен с приказом об отстранении от работы.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевым А.В. на имя работодателя было написано заявление, в котором он указал, что отказывается от вакцинации от коронавирусной инфекции.

Заявляя о незаконности вышеуказанного приказа, истец указывает, что приказ не соответствует требованиям закона, сославшись на добровольность вакцинации.

Суд считает эти доводы не обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями, далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Федеральный закон № 157-ФЗ).

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ).

Постановлением Правительства Ярославской области от 07.02.2020 № 100-п (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Ярославской области введен режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями, далее- Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, утвержденного приказом Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 673 (ред. от 01.06.2017) (далее- Положение), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Ярославской области (пункт 11 Положения).

Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID- 19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

В соответствии со статьей 5 пункта 2 Федеральным законом N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет:

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании пункта 8 Постановления N 825 от 15.07.1999 "Об утверждения перечня работ, выполнения которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", относят работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ, статья 1 Федерального закона № 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж является образовательной организацией.

Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 № 43 работодателем ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж Приказом от ДД.ММ.ГГГГ доведено до сведения, в том числе работника Чернышева А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить медицинский документ, подтверждающий вакцинацию от коронавирусной инфекции, или медицинский документ о перенесенном заболевании Covid-19 в течение последних 6 месяцев, или медицинский документ, подтверждающий медотвод от проведения прививки от коронавирусной инфекции.

Суд, вопреки доводам истца, расценивает такое уведомление не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, что и было сделано истцом.

ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановленем Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 № 43 устанавливалась ее обязательность для всех работников, осуществляющих деятельность в сфере образования.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышев А.В. сообщил ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца.

Поскольку работник Чернышев А.В. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж издал оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ об его отстранении от работы.

Суд приходит к выводу, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы при отказе вакцинироваться от СOVID-19 является законным.

Трудовая функция Чернышевым А.В. не может выполняться дистанционно, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.

За время отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата по общему правилу работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Кроме того, этот период не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чернышева А.В. к ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж о признании незаконным приказа об отстранении от работы, и соответственно производных требований об обязании начислить заработную плату и взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Чернышева Анатолия Валерьевича к ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

УИД 76RS0013-02-2021-003785-56

2-4004/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышев Анатолий Валерьевич
Ответчики
ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Другие
Чернышева Мария Евгеньевна
Управление Роспотребнадзора по Ярославской области
Территориальное управление Роспотребнадзора по Ярославской обл. в ГО г. Рыбинск и РМР
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Медведева Т.В.
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2021Передача материалов судье
28.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2021Дело оформлено
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее