Дело № 2а-332/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г. Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Бородиной А.С.,
с участием административного истца Асаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асаевой Аллы Владимировны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании устранить нарушение прав и назначить лечение методом заместительной (поддерживающей) терапии,
у с т а н о в и л:
Асаева А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения требований, просила обязать Министерство здравоохранения РФ и Министерство здравоохранения Оренбургской области устранить в полном объёме препятствия к осуществлению права, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ, а также устранить в полном объёме допущенное нарушение её прав, предусмотренных ст. 19, 21 и 23 Конституции РФ, приняв меры к назначению лечения методом опиоидной заместительной (поддерживающей) терапии с использованием <данные изъяты> или <данные изъяты>.
Требования мотивировала тем, что приговором Ленинского районного суда г. Орска от 17.10.2018 года на неё была возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медико-социальную реабилитацию. Министерством здравоохранения РФ, а также Министерством здравоохранения Оренбургской области отказано в назначении лечения методом опиоидной заместительной (поддерживающей) терапии с применением <данные изъяты>.
Данный отказ означает, что государство принуждает административного истца к неэффективному лечению, препятствуя доступу к лечению с международно-доказанной эффективностью. Эти действия государственных органов являются жестоким обращением по отношению к человеку с хроническим заболеванием, нарушают следующие права: право не подвергаться дискриминации (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), не подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
Впервые Асаева А.В. попробовала употребление наркотического средства в 1998 года (в возрасте 26 лет). Начиная с 2004 года, стала употреблять его систематически. Иногда делала перерывы, но всё равно не могла избавиться от зависимости. В июне-августе 2018 года прошла судебно-психиатрическую и наркологическую экспертизу, независимое психиатрическое обследование у профессора Менделевича В.Д., который подтвердил наличие как <данные изъяты>, так и <данные изъяты>.
Исходя из рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) заместительная терапия является более эффективным и научно-обоснованным методом лечения зависимости от <данные изъяты>, чем основанные на медленном и полном отказе от употребления наркосодержащих препаратов. Разрешённые в России методы лечения опасны для жизни человека, связаны с высоким риском передозировки и возвращения к употреблению наркотических веществ. В документах ВОЗ метод поддерживающего лечения опиоидными агонистами признан самым эффективным из рассмотренных методов фармакологического лечения опиоидной зависимости и включает в себя целый комплекс услуг, в том числе психосоциальное сопровождение. Как <данные изъяты>, так и <данные изъяты> обладают достаточно продолжительным действием, что позволяет принимать их раз в сутки, при необходимости - под надзором.
Ссылаясь на все вышеназванные обстоятельства и нормы действующего законодательства в рассматриваемой сфере, административный истец просит удовлетворить иск в полном объёме.
Определением суда от 28.02.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Филиал ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» - «Орский наркологический диспансер».
В судебном заседании административный истец Асаева А.В. на своих требованиях настаивала по тем основаниям, что ею изложены в иске.
Представители административных ответчиков по делу - Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения Оренбургской области в суд не прибыли, извещались надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» - «Орский наркологический диспансер» также не явился. В письменном отзыве просил отказать Асаевой А.В. в удовлетворении административного иска. Свою позицию мотивировал тем, что <данные изъяты> входит в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в России запрещён, <данные изъяты> - в список препаратов, оборот которых ограничен, как представляющих опасность для здоровья и благополучия человека. Соответственно, Асаева А.В. не может рассчитывать на лечение с использованием данных медицинских препаратов, её права со стороны административных ответчиков не нарушены.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. При этом, выслушав административного истца и исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Приговором Ленинского районного суда г. Орска от 17.10.2018 года на Асаеву А.В., страдающую <данные изъяты>, возложена обязанность в порядке ч. 1 ст. 72.1 УК РФ пройти лечение от наркомании и медико-социальную реабилитацию.
Направив в Министерство здравоохранения РФ, а также в Министерство здравоохранения Оренбургской области обращения по поводу предоставления лечения методом заместительной терапии с использованием <данные изъяты> либо <данные изъяты>, Асаева А.В. получила отказ.
По мнению Асаевой А.В., действиями ответчиков нарушены её права, так как государство принуждает её к неэффективному лечению, препятствует доступу к лечению с международно-доказанной эффективностью, что является жестоким обращением по отношению к человеку, страдающему хроническим заболеванием.
Суд с доводами административного истца не соглашается по следующим основаниям.
Ратифицировав Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года и Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Российская Федерация взяла на себя обязательство принимать в пределах своей территории любые необходимые, по ее мнению, специальные меры контроля в отношении какого бы то ни было наркотического средства, включенного в Список I Конвенции о наркотических средствах, учитывая его особо опасные свойства для здоровья человека.
В ст. 39 Конвенции также отражено, что независимо от постановлений настоящей Конвенции ничто не препятствует сторонам принимать более строгие или суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются Конвенцией и которые необходимы или желательны для охраны народного здоровья и благополучия.
Как указано в ст. 14 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 года № 3-ФЗ, оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список № 1, допускается только в целях, предусмотренных ст. ст. 29, 34 - 36 Закона (для уничтожения, в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности). Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки № 2 и № 3, допускается в медицинских целях.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 названного Закона в России запрещается лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.
Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» от 30.06.1998 года № 681 <данные изъяты> включен в Список № 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в РФ в соответствии с законодательством РФ; <данные изъяты> включен в Список № 2 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен на территории России.
Данным правовым регулированием в Российской Федерации полностью запрещается оборот <данные изъяты> и ограничивается оборот <данные изъяты>, как представляющих опасность для здоровья и благополучия населения. Тем самым обеспечивается защита прав и законных интересов граждан, общественная безопасность и здоровье населения.
Государство, исходя из ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.
Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.
Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья…
В силу ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно подп. «г» п. 32 Указа Президента РФ от 09.06.2010 года № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» основными мероприятиями по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи является недопущение применения в России заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки № и №писки № и № перечня наркотических средств, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях.
Таким образом, отказ учреждений здравоохранения в применении метода лечения, испрашиваемого административным истцом (заместительная терапия с использованием <данные изъяты> или <данные изъяты>) является правомерным.
Административными ответчиками применительно к ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ доказано, что обжалуемые Асаевой А.В. действия совершены в рамках предоставленных полномочий, при наличии достаточных оснований.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов действиями Министерства здравоохранения РФ и Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Заключение специалиста, представленное Асаевой А.В. в материалы дела, по мнению суда, не может являться основанием к удовлетворению заявленного иска в условиях действующего на территории РФ правового регулирования. Кроме того, суд обращает внимание на то, что документы в подтверждение образования и квалификации лица, проводившего исследование, отсутствуют, конкретных выводов о необходимости лечения Асаевой А.В. теми веществами, что ею предложены, не имеется.
При таком положении в удовлетворении исковых требований Асаевой А.В. надлежит отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Асаевой Аллы Владимировны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании устранить в полном объёме препятствия к осуществлению её права, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ, устранить в полном объёме допущенное нарушение её прав, предусмотренных ст. ст. 19, 21 и 23 Конституции РФ, и принять меры к назначению лечения методом опиоидной заместительной (поддерживающей) терапии с использованием <данные изъяты> или <данные изъяты>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Липатова