Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 г. <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Соловьевой Н.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Северобайкальским городским судом РБ гражданское дело по иску Байкальского транспортного прокурора к ПАО «»Россети Сибирь» (далее ПАО «Россети Сибирь» об обязании выполнить работы,
у с т а н о в и л:
Истец Байкальский транспортный прокурор, обращаясь в суд, просит обязать ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала ПАО «РоссетиСибирь»- «Бурятэнерго» выполнить работы в соответствии с требованиями п.3.8, 4.48, 4.51 ФА-262, п.3.1, 2.1 ФАП-119, по маркировке и светоограждению анкерной металлической опоры У110-2 ...ВЛ-35 кВ СГН-372, (препятствие ... Акта обследования препятствий), расположенной в границах третьей подзоны аэропорта Нижнеангарск, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Байкальской транспортной прокуратурой в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры РФ от *** ... проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в ходе которой выявлены факты отсутствия маркировочных и светоотражающих знаков на опоре линии электропередачи, принадлежащих филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» и расположенных на приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск.
Определением от *** по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии».
Определением от *** производство по делу по иску Байкальского транспортного прокурора к ПАО «»Россети Сибирь» (далее ПАО «Россети Сибирь» об обязании выполнить работы в части обязания выполнить работы в части светоограждения анкерной металлической опоры У110-2 ... ВЛ-35 кВ СГН-372 в соответствии с требованиями п.3.1 ФАП-119 прекращено в связи с отказом от иска.
В судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представитель истца помощник прокурора ФИО2 иск поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ФИО3 посредством видеоконференцсвязи, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от *** № 60-ФЗ (далее - ВзК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Под приаэродромной территорией понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ...).
Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в силу п. 1 ст.47 Воздушного кодекса РФ от *** № 60-ФЗ (далее - ВзК РФ).
Вышеуказанным актом на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (абз. 2 п. 1 ст. 47 ВзК РФ и п. 2 ст. 47 ВзК РФ).
Ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности устанавливаются исходя из категории подзон (всего 7), выделенных на приаэродромной территории (ч. 3 ст. 47 ВзК РФ).
В частности, в 1 подзоне запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; во 2 подзоне - объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов; в 3 подзоне - объекты, высота которых превышает установленные ограничения; в 4 подзоне - объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны; в 5 подзоне - опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов; в 6 подзоне - объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц и т.д.
Приказом ВС МТУ Росавиации от *** ... у аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск установлена приаэродромная территория (далее - Решение об установлении приаэродромной территории).
Согласно Решению об установлении приаэродромной территории в 3 подзоне запрещено размещать объекты, высота которых превышает установленные ограничения высоты поверхностей, предназначенных для захода на посадку, взлета воздушных судов, переходной поверхности (далее ограничительные поверхности).
Вместе с тем, согласно Решению об установлении приаэродромной территории, ограничения использования земельных участков и (или расположенных) на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в 3 подзоне не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, параметры и характеристики застройки или использования которых не создают помех для пролетов воздушных судов, маркированы, светоограждены и учтены в соответствии с Федеральными авиационными правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденными приказом Минтранса России от *** ... (далее - ФАП-262).
Статьей 48 ВзК РФ закреплено, что требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии со ст. 51 ВзК РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. Размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается.
В соответствии с п. 4.2 ФАП-262 на аэродроме должна быть обеспечена маркировка соответствующих покрытий, зон ограниченного использования (при их наличии) и препятствий.
В силу пункта 2.1 Федеральных авиационных правил «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Росаэроиавигации от *** ... (далее - Ф АП-119), дневная маркировка (далее - маркировка) наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ.
Пунктом 3.1 ФАП-119 объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение).
В соответствии с п.3.8 ФАП-262 незатененные существующие объекты, находящиеся над поверхностью захода на посадку, переходной, внутренней горизонтальной и конической поверхностями, являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены до размеров, обеспечивающих их затенение, либо маркированы и светоограждены в соответствии с пунктами 4.48 - 4.55 и 4.233 - 4.263 указанных правил, а также учтены в соответствии с пунктом 3.17 правил.
Согласно п.4.48 ФАП-262 неподвижные препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, а также за поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 4000 м от их нижних границ, должны иметь маркировку согласно пункту 4.51 настоящих Правил, за исключением случаев, когда:
- препятствие затенено другим неподвижным препятствием; - препятствие светоограждено в дневное время заградительными огнями средней интенсивности типа А и его высота относительно уровня земли не превышает 150 м;
- препятствие, указанное в абзаце втором настоящего пункта, светоограждено в дневное время заградительными огнями высокой интенсивности;
- многочисленные препятствия в виде неподвижных объектов или рельефа местности возвышаются над внутренней горизонтальной или конической поверхностями, однако правилами полетов введены специальные ограничения (полеты только по установленным маршрутам и/или зоны ограничения полетов).
Пунктом 4.51 ФАП-262 установлено, что все неподвижные препятствия, подлежащие маркировке, когда это практически осуществимо, должны быть окрашены в контрастные цвета - красный (оранжевый) и белый, в противном случае на них или над ними должны быть установлены маркеры или флажки. Исключения составляют объекты, которые благодаря своей форме, размерах или цвету являются заметными и не нуждаются в маркировке.
Судом установлено, что при проведении ОАО «Аэропорты Бурятии» сертификации аэродрома Нижнеангарск были выявлены несоответствия в части отсутствия дневной маркировки на опоре, расположенной в районе аэродрома.
Так, в 2021 году специализированной организацией ООО «Геодинамика- М» проведены работы по геодезической съемке препятствий на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, по результатам которой составлен технический отчет. На основании данных вышеуказанного отчета ОАО «Аэропорты Бурятии» в соответствии с Методикой оценки соответствия гражданских аэродромов Федеральным авиационным правилам «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» гражданским аэродромам», утвержденных приказом Минтранса России от *** ... (далее - МОC ФАП 262), специалистами ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» подготовлен «Акт обследования препятствий аэродрома Нижнеангарск», утвержденный ***.
Согласно акта обследования препятствий, проверкой установлено, что на приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск расположены объекты электроэнергетики, принадлежащие филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», а именно анкерная металлическая опора У110-2 ... ВЛ-35кВ СГН-372, высотой 24,7 метра - препятствие ....
Согласно уведомления Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» от *** земельный участок с кадастровым номером 03:17:180302:47, на котором находится опора ЛЭП, принадлежащая филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», расположен в границах третьей подзоны аэропорта Нижнеангарск.
Согласно ответа на требование заместителя директора по техническим вопросам - главного инженера филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» ФИО4 от *** ... в филиале стоит на балансе анкерная металлическая опора У110-2 ... ВЛ-35кВ СГН-372, высотой 24,7 метра - препятствие ... Акта обследования препятствий.
По выявленным нарушениям законодательства о безопасности полетов
Байкальским транспортным прокурором в адрес заместителя генерального директора - директору филиала ПАО «ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» ФИО5 внесено представление, которое *** рассмотрено и удовлетворено.
В ответе на представление от *** ... «О рассмотрении представления», подписанное и.о. заместителя директора - директора филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» ФИО4, денежные средства на маркировку опоры ... ВЛ-35кВ СГН-372 не предусмотрены в ремонтной программе 2022 года, приняты меры по включению в ремонтную программу 2023 г.
В соответствии с ответом на требование от *** ....2/05/1132 дневная маркировка опоры ... ВЛ-35кВ СГН-372 до настоящего времени не произведена, опора находится на земельном участке с кадастровым номером 03:17:180302:47, в программу ремонтных работ на 2022 год не включена, поскольку программа составлялась в 2021 году.
Принятие ответчиком формальных мер без реального устранения нарушений законодательства о безопасности полетов, отложение проведения закупочных процедур, свидетельствует об умышленном и необоснованном затягивании сроков исполнения требований закона, что обусловило необходимость обращения прокурора с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как отсутствие маркировки на опорах ЛЭП и отсутствие их светоотражения угрожает безопасности полетов, а также причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Вышеуказанные несоответствия дневной маркировки могут стать причиной авиационных событий и инцидентов, повлечь нарушение прав авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан, подлежат устранению и недопущению в дальнейшем.
Опоры ЛЭП, являясь неподвижными препятствиями, выступают за ограничительную внутреннюю горизонтальную поверхность, вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона обязанность по размещению на опорах за свой счет знаков дневной маркировки и светового ограждения в соответствии с 4.48 - 4.55 ФАП-262 ответчиком не исполнена.
Таким образом, исковые требования Байкальского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» - «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.3.8, 4.48, 4.51 ░░░-262, ░.3.1, 2.1 ░░░-119, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░110-2 ... ░░-35░░ ░░░-372, (░░░░░░░░░░░ ... ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ***
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░ 04RS 0...-89