№2а-1883/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 20 ноября 2018 года
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Князева Д.М., при секретаре Мустафаевой С.Г. с участием административного истца Самохваловой Л.А., представителя истца Горбунова А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика Беляевой С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Самохваловой ФИО6 к Администрации <адрес> о понуждении к выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Самохвалова Л.А. обратилась в Сарапульский городской суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:30:000500:54 площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес>. На земельном участке располагается жилой дом, реконструкцию которого произвела истица, в связи с чем, обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома. Однако, истице было отказано в выдаче разрешения со ссылкой на ст.ст.49, 51 ГрК РФ, при этом, истица полагает, что никаких нарушений ею допущено не было, более того, в силу ст.263 ГК РФ истица как собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, отказ ответчика в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома нарушает права истицы, в связи с чем, истица просит обязать ответчика выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: УР, <адрес>.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> просила в иске отказать, в том числе по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает, что срок подачи административного искового заявления о понуждении к выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома истцом не пропущен.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:30:000500:54 площадью 500 кв.м. и жилого дома с кадастровым номером 18:30:000500:98 площадью 45,3 кв.м., расположенных по адресу: УР, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Исходя из пояснений административного истца, с мая 2018 года по июль 2018 года истцом произведена реконструкция жилого дома путем возведения капитального пристроя к жилому дому.
ДД.ММ.ГГГГ, после производства реконструкции жилого дома, истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: УР, <адрес>, на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в частности, ввиду того, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Реконструкция жилого дома планируется без учета отступов (3,5 метра) от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Кроме того, реконструкция жилого дома на момент обращения с заявлением уже начата.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч.2 ст.51 ГрК РФ).
Градостроительным кодексом РФ последовательно определен порядок выдачи разрешений на строительство (реконструкцию), содержащий указание на органы, уполномоченные принимать подобные решения в отношении тех или иных объектов строительства, порядок и сроки принятия таких решений, исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения, не допускающий требования иных документов, и основания принятия решения о выдаче разрешения на строительство или об отказе в таковом.
Согласно ч.4 ст.51 ГрК РФ полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ч.13 ст.51 ГрК РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 18:30:000500:54 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Самохваловой Л.А., определено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Исходя из приложенной Самохваловой Л.А. к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома схемы планировочной организации земельного участка, следует, что пристрой к жилому дому планируется разместить за границей допустимого размещения здания, установленного градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, отказывая Самохваловой Л.А. в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик принял данное решение в установленный срок, действовал в пределах предоставленных законом полномочий, законно и обосновано.
Кроме того, системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства только после получения соответствующего разрешения, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления необходимых документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства (реконструкции).
При этом предоставление застройщиком указанных в ст.51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию), является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства (реконструкции). При ином толковании действующего градостроительного законодательства разрешительный документ уполномоченного органа власти утрачивает смысл, а сам орган – возможность влиять на вопросы градостроительства в границах муниципального образования.
Суд полагает, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, отсутствуют основания для понуждения административного ответчика к выдаче истцу разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного, исковые требования Самохваловой Л.А. к Администрации <адрес> о понуждении к выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Самохваловой ФИО7 к Администрации <адрес> о понуждении к выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Сарапульского городского суда Д.М. Князев