Дело № 12-31/2025
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Томск 17 февраля 2025 года
Судья Томского районного суда Томской области Дубовик П.Н., рассмотрев жалобу УМП «Спецавтохозяйство» на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № № от 08.08.2024 о назначении административного наказания УМП «Спецавтохозяйство» по ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
установил:
Постановлением № № от 08.08.2024 ООО «Спецавтохозяйство» признано виновным в том, что 22.06.2024 в 11:40:07 по <адрес>, ООО «Спецавтохозяйство», являясь собственником тяжеловесного транспортного средства (далее - ТС) МАЗ без модели №, государственный регистрационный знак №, в составе 3-осного одиночного ТС, допустило управление, осуществляя движение тяжеловесного ТС без специального разрешения, согласно акту № измерения параметров ТС превысило предельно допустимый показатель по нагрузке осей одиночного ТС на 12.25% (2.205 т) на группу осей №1 (они 2-3) (погрешность измерений 10.00%), двигаясь с нагрузкой 20.205 т. на группу осей №1 при допустимой нагрузке 18000 т. на группу осей, чем нарушило требования п.23.5 ПДД РФ, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 № 2060 "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", то есть своими действиями совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
ООО «Спецавтохозяйство» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей.
Защитник ООО «Спецавтохозяйство» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование жалобы, что ООО «Спецавтохозяйство» является единственной организацией, осуществляющей сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от всех потребителей с территории, границы которой определены в Контракте с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Транспортное средство - МАЗ без модели №, государственный регистрационный знак №- является специальным транспортным средством – мусоровозом. Указанное в оспариваемом постановлении средство измерения АПВГК UnicamWIM.B не применяется для измерения массы транспортного средства и нагрузок по осям в отношении транспортных средств, двигающихся с перемещающимся (неизмеримым) грузом, который является отходами (ТКО). При движении транспортного средства с ТКО в бункере мусоровоза возникает перераспределение груза в связи с увеличением давления, влекущее увеличение массы транспортного средства, и соответственно смещение центра тяжести.
В судебное заседание законный представитель ООО «Спецавтохозяйство», защитник, должностное лицо не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало. В связи с чем, судья считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, представленные доказательства, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании п. 2 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса.
Положениями п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении указанных в данной норме условий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Как следует из материалов дела, исследованных в судебном заседании, согласно постановлению должностного лица ООО «Спецавтохозяйство», являясь собственником тяжеловесного транспортного средства (далее - ТС) МАЗ без модели №, государственный регистрационный знак №, в составе 3-осного одиночного ТС, допустило управление, осуществляя движение тяжеловесного ТС без специального разрешения, согласно акту № измерения параметров ТС превысило предельно допустимый показатель по нагрузке осей одиночного ТС на 12.25% (2.205 т) на группу осей №1 (они 2-3) (погрешность измерений 10.00%), двигаясь с нагрузкой 20.205 т. на группу осей №1 при допустимой нагрузке 18000 т. на группу осей.
Приведенные нарушения отражены в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства № от 22.06.2024.
Данный факт зафиксирован работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством фиксации административных правонарушений, имеющим функцию фото- и киносъемки, видеозаписи: "АПВГК", заводской № свидетельство о поверке №, действительное до 06.11.2024 включительно.
Собственником (владельцем) данного ТС, в соответствии со свидетельством о регистрации ТС № №, на момент фиксации нарушения являлось ООО «Спецавтохозяйство», ИНН ЮЛ №.
Вместе с тем, из представленной жалобы следует, что основным видом деятельности общества является сбор и вывоз твердых коммунальных отходов населения с контейнерных площадок сбора мусора. При погрузке ТКО в мусоровоз отсутствует возможность их взвешивания, в связи с чем не может контролировать и вес указанных контейнеров. Также на площадках сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют устройства для взвешивания мусорных контейнеров. Возможность произвести взвешивание загруженного транспортного средства до погрузки в мусоровоз у ООО «Спецавтохозяйство» отсутствует.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из ЭПТС транспортного средства и СТС транспортного средства - тяжеловесное транспортное средство МАЗ без модели № государственный регистрационный знак № имеет назначение – специальное транспортное средство.
Также из представленных документов следует, что транспортное средство, в отношении которого вынесено постановление о совершении административного правонарушения является специализированным и имеет установку для сбора отходов (мусоровозом).
Как следует из путевого листа и иных сопроводительных документов данное транспортное средство в вышеуказанный промежуток времени использовалось исключительно для перевозки твердых коммунальных отходов региональным оператором Томской области по обращению с ТКО.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Согласно статье 14 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок. В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Разделом I пункта 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, лицо, осуществляющее транспортировку ТКО, не несет ответственности за содержание мест накопления ТКО и не контролирует складирование в контейнеры отходов, в связи с чем не имеет возможности проверить состав отходов и их вес. При этом вывоз всего объема ТКО в силу Закона является обязательным.
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что при осуществлений транспортировки твердых коммунальных отходов ООО «Спецавтохозяйство», осуществляя погрузку в мусоровоз, не имеет возможности учитывать массу погружаемых твердых коммунальных отходов, поскольку технологически мусоровозы не обеспечены оборудованием по определению массы загружаемых твердых коммунальных отходов, при этом законодательно не предусмотрена обязанность транспортировщика фиксировать массу твердых коммунальных отходов при осуществлении погрузки с мест накопления, также учитывая особенности технического устройства мусоровозов, наличие различных механизмов погрузки (задняя загрузка, боковая загрузка и т.д.), механизмов прессовки отходов, суд приходит к выводу о том, что ООО «Спецавтохозяйство» не имеет технической возможности контролировать фактическую загрузку специализированного транспортного средства.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах нарушение требований по максимальной допустимой массе транспортных средств допущено ООО «Спецавтохозяйство» вынужденно, и совершено по независящим от него причинам.
ООО «Спецавтохозяйство» обеспечивает хозяйственную деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением твердых коммунальных отходов, и является региональным оператором Томска и Томского района по обращению с ТКО.
Кроме всего прочего, суд учитывает, что действия ООО «Спецавтохозяйство» по транспортировке твердых коммунальных отходов направлены на обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния территорий городских и сельских поселений, сокращение расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов (непосредственно влияющих на размер тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу ООО «Спецавтохозяйство» (ИНН №) - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № № от 08.08.2024 о назначении административного наказания ООО «Спецавтохозяйство» по ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья П.Н. Дубовик
Копия верна: судья П.Н. Дубовик
УИД: 70RS0005-01-2024-002870-78