Дело № 2а-2001/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.
при секретаре судебного заседания Алекберовой К.А.,
с участием представителя истца Валиахметовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска Савинцевой Т.В., отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска Савинцевой Т.В., отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. и освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО6. к Администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска в не проведении обследования жилого дома; возложении обязанности, в лице межведомственной комиссии провести обследование жилого дома № по <адрес> на основании заявления Мерешкиной А.С. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем по Центральному району г. Хабаровска при рассмотрении материалов исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с администрации г. Хабаровска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрация считает постановление судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным. При исполнении решения суда у администрации г. Хабаровска отсутствовали виновные действия. ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии по рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома № по <адрес> требования, установленным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Межведомственной комиссией принято решение провести обследование указанного жилого дома специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки в соответствии с п. 47 Положения. Являясь участником бюджетного процесса, администрация г. Хабаровска может осуществлять закупки товаров, работ (услуг) только в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44 ФЗ. Указанная установленная законом процедура требует значительных временных затрат. Вопрос о проведении обследования соответствия жилого дома № по <адрес> требованиям, установленным Положением, будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии, после проведения обследования и предоставления соответствующих заключений. На основании изложенного просит признать постановление судебного пристава-исполнителя по Центральному району г. Хабаровска Савинцевой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств, возражений не представили.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, изучив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящее дело относится к административным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска по делу № требования Мерешкиной Анны Серафимовны о признании незаконным отказа в проведении повторного обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ., признании утратившими силу технического отчета обследования жилого помещения, заключения межведомственной комиссии администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. №, постановления Мэра города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного жилого дома № по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», обязании провести повторную оценку соответствия жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением Хабаровского краевого суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, на межведомственную комиссию возложена обязанность повторно провести оценку соответствия жилого дома № по <адрес> требованиям, установленным Положением.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
На основании указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист ФС №, ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации г. Хабаровска.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник предупрежден о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неудовлетворения требований в установленные сроки. Копия названного постановления вручена Администрации г. Хабаровска.
Поскольку в 5-дневный срок решение суда, должником исполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 руб.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае, учитывая, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, содержалось предупреждение, о возможности взыскания исполнительского сбора, с указанием на необходимость указания должником условий невозможности добровольного исполнения исполнительного документа, тем не менее должник не указал судебному приставу-исполнителю на причины невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и не представил данные подтверждающие соответствующие обстоятельства, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено. Действиями судебного пристава-исполнителя не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельства, требование истца об отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора, признании данного постановления незаконным, суд не находит подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, из выписки протокола Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что рассматривался вопрос о проведении оценки соответствия: дома № по <адрес> требованиям установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В следствие чего, суд установив отсутствие вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, приходит к выводу о необходимости освободить администрацию города от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 09.01.2019 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 09.01.2019.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.03.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░