Решение по делу № 2-3807/2024 от 19.06.2024

Дело № 2-3807/2023

УИД 24RS0032-01-2024-003837-97

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2024 года                                г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Абрамчика М.А.,

при секретаре Аршиновой А.М.,

с участием представителя истца КГКУ «Управления социальной защиты населения» Апрелковой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Сиротинина Т.И. о взыскании необоснованно полученных денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») обратилось в суд с исковыми требованиями к Сиротининой Т.И. о взыскании необоснованно полученных денежных сумм.

Требования мотивированы тем, что 17.10.2023 Сиротинина Т.И. обратилась к истца о назначении государственной помощи на основании социального контракта, который был заключен 01.11.2023 года, по условиям которого Сиротининой Т.И. предоставлены денежные средства для преодаления трудной жизненной ситуации, в целях удовлетворения текущих потребностей по приобретению товаров первой необходимости, а Сиротинина Т.И. обязалась потратить полученные денежные средства в соответствии с их целевым характером и представить отчет об их расходовании. Во исполнения заключенного контракта Сиротининой Т.И. была предоставлена денежная помощь в ноябре 2023 года, декабре 2023 года, январе 2024 года а также феврале 2024 года, при этом отчетность о целевом характере использования полученных денежных средств за февраль 2024 года ей не представлена, в связи с чем КГКУ «УСЗН» просит взыскать с Сиротининой Т.И. сумму в размере 68 292 руб.

Представитель истца КГКУ «УСЗН» Апрелкова В.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Сиротинина Т.И. в судебное заседание будучи извещенной надлежащим образом не явилась, о причинах своей не явки не сообщила.

На основании ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц в заочном порядке.

Выслушав представителя истца, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

С 01 января 2021 года полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице территориальных отделений. На территории Ленинского района г.Красноярска указанные полномочия осуществляет территориальное отделение.

Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18 июня 2021 года, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» - социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, как указывает статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в обозначении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69, 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели, и в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности".

Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (подпункт 2 пункта 7 Порядка).

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).

В силу п. 13 Порядка, при реализации мероприятия, указанные в подпункте 4 п. 8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 6 месяцев).

В рамках мероприятия, указанного в подпункте 4 п.8 Порядка социальный контракт с одним и тем же заявителем (семьей заявителя) заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта. В приоритетном порядке оказывается государственная помощь заявителям, проживающим в семьях с детьми.

Размер ежемесячной денежной выплаты определяется на основании постановления Правительства Красноярского края от 20 декабря 2022 года № 1124-п, принятого на 2023 год и действовавшего в тот период, который составлял 16 451 руб. 00 коп. (для трудоспособного населения по третьей группе территорий края), а на период действия контракта с 01.01.2024 по 29.02.2024 года 17 695 руб. (Постановление Правительства Красноярского края от 19.09.2023 № 726-п).

Согласно п. 26 Порядка оказание государственной помощи осуществляется уполномоченным учреждением путем перечисления средств ежемесячной денежной выплаты на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, указанный в заявлении, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен социальный контракт при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 п.8 Порядка, в дальнейшем при соблюдении получателем требованием, установленным абзацем первым пункта 28 Порядка – в срок не позднее 26 числа месяца, следующего за отчетным (в случае принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с абзацем вторым пункта 28 Порядка).

В соответствии с пунктом 27 Порядка, уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В силу пункта 29 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к форме социального контракта.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В силу пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и| (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной] помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В судебном заседании установлено, что 17.10.2023 года Сиротинина Т.И. обратилась в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району в г.Красноярске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

01.11.2023 года между КГКУ «УСЗН» и Сиротининой Т.И. заключен социальный контракт , сроком на 06 месяцев (с 01 ноября 2023 года по 29 февраля 2024 года), для приобретения товаров первой необходимости, одежды и обуви, приобретения услуг в целях ведения здорового образа жизни (п. 1.2. Социального контракта).

В соответствии с п. 4.1.6 Контракта ответчик обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложение документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению №2 к настоящему социальному контракту лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме.

Как следует из материалов дела, Сиротининой Т.И. в ноябре 2023 предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере 16 451 руб. 00 коп. (платежное поручение № 1557164 от 07.11.2023) на приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви и услуг, в целях ведения здорового образа жизни. Данная сумма перечислена на расчетный счет Сиротининой Т.И., указанный в заявлении.

07.12.2023 Сиротининой Т.И. представлен отчет за ноябрь 2023 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных и кассовых чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, который был принят КГКУ «УСЗН».

11.12.2023 КГКУ «УСЗН» принято решение о предоставлении Сиротининой Т.И. очередной ежемесячной денежной выплаты на период с 01.12.2023 по 31.12.2023, в размере 16451,00 рубль (платежное поручение от 15.12.2023). Денежные средства перечислены заявителю на тот же расчетный счет Сиротининой Т.И., указанный ею в заявлении.

09.01.2024 Сиротининой Т.И. представлен отчет за декабрь 2023 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением кассовых чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, который был принят КГКУ «УСЗН».

Одновременно, в связи с изменением действующего законодательства в части размера ежемесячной денежной выплаты, 09.01.2024 с Сиротининой Т.И. заключено дополнительное соглашение об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты до 17695,00 рублей.

На основании решения КГКУ «УСЗН» от 09.01.2024 о предоставлении Сиротининой Т.И. очередной ежемесячной денежной выплаты на период с 01.01.2024 по 31.01.2024 в размере 17695,00 рублей (платежное поручение от 12.01.2024), данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет.

05.02.2024 ответчиком представлен отчет за январь 2024 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных и кассовых чеков по приобретению товаров ф первой необходимости, продуктов, одежды, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, который был принят КГКУ «УСЗН».

05.02.2024, на основании решения о предоставлении Сиротининой Т.И. очередной ежемесячной денежной выплаты на период с 01.02.2024 по 29.02.2024, в размере 17695,00 рублей, данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет (платежное поручение от 20.02.2024).

В нарушение подпункта 6 пункта 4.1. социального контракта Сиротинина Т.И. отчет за февраль 2024 об использовании целевых бюджетных денежных средств в уполномоченное учреждение не представила.

25.03.2024 территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Сиротининой Т.И. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи нарушением условий социального контракта, не извещением уполномоченного учреждения об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, а также невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме и в установленные сроки; не предоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (подпункты 4,5 пункта 36 Порядка - обстоятельства, послужившие основанием для решения о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта).

В адрес Сиротининой Т.И. КГКУ «УСЗН» направлено уведомление от 25.03.2024 № 883/23 о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств в размере 68292 (Шестьдесят восемь тысяч двести девяносто два) рубля 00 копеек.

Как следует из материалов дела, представленные Сиротининой Т.И. отчеты за ноябрь-декабрь 2023 года и январь 2024 года содержат первичные документы (чеки) подтверждающие факт использования денежных средств по целевому назначению.

В силу вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ответчиком использованы по целевому назначению денежные средства в размере 50 597 руб. (ноябрь 2023 – 16 451 руб. 00 коп., декабрь 2023 года – 16 451 руб. 00 коп.; январь 2024 года 17 695 руб. 00 коп.).

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что цель предоставления государственной социальной помощи, а именно стимулирование малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выплаченные Сиротининой Т.И. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере 68 292 руб. 00 коп., в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности Сиротининой Т.И. при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско - правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско - правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.

Доводы КГКУ «УСЗН» о нецелевом использовании ответчиком денежных средств в размере 68 292 руб. 00 коп. основаны на ошибочном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом достоверно установлено, что предоставленные Сиротининой Т.И. по социальному контракту денежные средства в размере 50 597 руб. использованы последней строго по целевому назначению - на выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Также истцом не доказан факт осуществления ответчиком гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе факт представления ответчиком документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного извещения об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ей государственной помощи.

В отсутствие доказательств наличия в действиях Сиротининой Т.И недобросовестности, оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной политики денежные средства в полном размере 68 292 руб. 00 коп, как неосновательное обогащение, не имеется, в связи с чем в исковые требования КГКУ «УСЗН» о взыскании с Сиротининой Т.И. неосновательного обогащения в размере 68 292 руб. 00 коп следует удовлетворить частично.

Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств на сумму 17 695 руб. 00 коп. (сумма помощи за февраль 2024 года), отчет истцом не принят, суд пришел к выводу, что со стороны Сиротининой Т.И. имело место неосновательное обогащение на сумму 17 695 руб. 00 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В рассматриваемом случае требования истца удовлетворены частично, всего истцом было предъявлено основных требований о взыскании на сумму в размере 68 292 руб. 00 коп., судом удовлетворено 17 695 руб., следовательно процент удовлетворенных требований равен 25,9 %, из расчета:

68 292 – 100%

17 695 – Х

17 695 *100/68 292

Х= 25,9 %

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика Сиротининой Т.И. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме 582 руб. 00 коп. (из расчета: 2248/100%*25,9).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Сиротинина Т.И. о взыскании суммы государственной социальной помощи удовлетворить частично.

Взыскать с Сиротинина Т.И. (<данные изъяты>) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463/ КПП 246601001/ ОГРН 1142468053683) незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 17 695 руб. 24 коп. (семнадцать тысяч шестьсот девяносто пять рублей 24 коп.)

Взыскать с Сиротинина Т.И. (<данные изъяты>) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463/ КПП 246601001/ ОГРН 1142468053683) государственную пошлину в размере 582 руб. (пятьсот восемьдесят два рубля).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Председательствующий судья                                                             М.А. Абрамчик

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2024 года.

2-3807/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ " Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Сиротинина Татьяна Ивановна
Другие
Ковалева Ольга Викторовна
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Абрамчик Максим Андреевич
Дело на сайте суда
lenins.krk.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее