УИД: 50RS0028-01-2022-004031-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2022 года г.Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Наумовой С.Ю., при секретаре судебного заседания Троицкой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4913/2022 по исковому заявлению Ивановой Валентины Ивановны к Администрации городского округа Мытищи Московской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском к вышеуказанным ответчикам, просила суд признать за нею право долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; прекратить право собственности Российской Федерации и оперативное управление Министерства обороны РФ (ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений») Министерства обороны РФ на указанное жилое помещение.
В обосновании иска истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ командование Марфинского Центрального военного клинического санатория заключило с истцом Договор найма помещения в общежитии на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В указанной квартире истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Лобненским управлением социальной защиты населения Минсоцразвития Московской области истцу было выдано удостоверение «Ветеран труда» серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истец была награждена медалью Минобороны РФ «За трудовую деятельность».
Решением об отказе в приёме и регистрации документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «оформление справки об участии (неучастии) в приватизации жилых муниципальных помещений», в связи с отсутствием запрашиваемой информации.
Уведомлением об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано в предоставлении информации, в связи с отсутствием таковой.
В соответствии с Выпиской из финансового-лицевого счёта № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Домуправлением № ЖКС № ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по г.Москве и Московской области), задолженности по оплате коммунальных услуг нет.
С ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирована по данному адресу, где и продолжает проживать до настоящего времени., что подтверждается Выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в различных должностях в «Марфинском ЦВКС», который с ДД.ММ.ГГГГ был переименован в ФГУ «Марфинский ЦВКС МО РФ».
Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении у ФГУ «Марфинский центральный военный санаторий» Министерства обороны РФ, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное жилое помещение является единственным местом жительства на территории Российской Федерации.
Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось и не относится к жилищному фонду.
В связи с чем, истец обладает правом на получение в собственность в порядке приватизации вышеуказанной квартиры.
Правопритязаний на занимаемое истцами жилое помещение никем не заявлено.
В связи с чем, истец обратилась с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации городского округа Мытищи Московской области и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом. В связи с чем, в силу ст.167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в отсутствие ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Администрация г.о. Мытищи Московской области предоставила в суд заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что считает себя ненадлежащим ответчиком.
Третьи лица ТУ Росимущества по Московской области, Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены. В связи с чем, в силу ст.167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ командование Марфинского Центрального военного клинического санатория заключило с истцом Договор найма помещения в общежитии на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В указанной квартире истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией паспорта №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес>.
Лобненским управлением социальной защиты населения <адрес> истцу было выдано удостоверение «Ветеран труда» серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истец была награждена медалью Минобороны РФ «За трудовую деятельность».
Решением об отказе в приёме и регистрации документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «оформление справки об участии (неучастии) в приватизации жилых муниципальных помещений», в связи с отсутствием запрашиваемой информации.
Уведомлением об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано в предоставлении информации, в связи с отсутствием таковой.
В соответствии с Выпиской из финансового-лицевого счёта № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Домуправлением № ЖКС № ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по г.Москве и Московской области), задолженности по оплате коммунальных услуг нет.
С ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирована по данному адресу, где и продолжает проживать до настоящего времени., что подтверждается Выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в различных должностях в «Марфинском ЦВКС», который с ДД.ММ.ГГГГ был переименован в ФГУ «Марфинский ЦВКС МО РФ».
Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении у ФГУ «Марфинский центральный военный санаторий» Министерства обороны РФ, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное жилое помещение является единственным местом жительства истца на территории Российской Федерации, истец проживает в данной квартире, оплачивает коммунальные услуги за квартиру, ранее истец в приватизации не участвовала.
Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось и не относится к жилищному фонду.
Согласно ч.1 ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году истцу жилого помещения, жилое помещение включалось в число служебных помещений решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.
На основании ст.104 ЖК РФСР, служебные помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Постановлением Пленума РСФСР от 26 декабря 1984г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащим колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п.20).
В связи с чем, признаком служебного помещения (до 29.12.2004 года) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причём независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизации подлежат жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), занимаемые гражданами на условиях социального найма.
Так, согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Таким образом, при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и, лишь при отсутствии таковых, нормы ГК, при этом нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки, нужно, прежде всего, опираться на законодательство о приватизации. В этой связи следует учитывать, что ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", был принят в соответствии с нормами ГК РФ.
Между тем, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в п.п.3-5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 1993, № 11, с.2-4).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Таким образом, одной стороной по договору передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: являются граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другой - наймодатель. Это лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы, государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплён на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.294, ст.296 ГК РФ). Указанное положение (предоставление права принимать решение о передаче недвижимого имущества государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплён на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) не противоречит гражданскому законодательству, поскольку как было указано, согласно ст.217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.
Статьёй 8 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Провозглашённый в ГК принцип свободы договора в данном случае касается только граждан, желающих приватизировать занимаемое ими жильё. В отношении их контрагентов - собственников жилья Закон о приватизации допускает понуждение заключить договор. Если гражданин выразил желание приватизировать жилье, собственник обязан заключить с ним договор на условиях, предусмотренных Законом о приватизации и иными правовыми актами.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом, из материалов дела, а именно из Выписки из ЕГРН следует, что спорная квартира, на которую истец желает оформить право собственности в порядке приватизации, находится в оперативном управлении у ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, правообладателем указана Российская Федерация.
Данная квартира не является муниципальной собственностью, Администрация г.о. Мытищи Московской области какими-либо правами на квартиру не обладает.
В этой связи, исковые требования к Администрации г.о. Мытищи Московской области суд оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановой Валентины Ивановны (паспорт: №) к Администрации городского округа Мытищи Московской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить частично.
Признать за Ивановой Валентиной Ивановной право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации и оперативное управление Министерства обороны РФ (ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений») Министерства обороны РФ на указанное жилое помещение.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца на указанную квартиру в органах государственной регистрации.
Исковые требования Ивановой Валентины Ивановны к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, через Мытищинский городской суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 сентября 2022 года.
Судья С.Ю. Наумова