Решение по делу № 33-2364/2023 от 30.05.2023

Гражданское дело № 2-466/2023 (судья Изгарёва И.В.)

УИД: 68RS0002-01-2022-003272-19

Номер производства в апелляционной инстанции 33-2364/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2023 года                             город Тамбов

    Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.

судей: Рожковой Т.В., Рязанцевой Л.В.

при секретаре Горбачевой Г.А.    

        

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Министерству здравоохранения Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО обратилась с иском к Министерству здравоохранения Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование иска заявительница указала, что страдает заболеванием – *** (***), ***. ***

26 октября 2022 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России ей по инициативе лечащего врача был проведен консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.

В связи с этим истица обратилась к ответчику с просьбой об организации обеспечения ее названными лекарственными препаратами.

В ответ на обращение Управлением здравоохранения (ныне Министерство) Тамбовской области рекомендовало истице обратиться к врачу-специалисту консультативно-диагностической поликлиники ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница им. В.Д.Бабенко».

На данный момент истица так и остается без назначенных по жизненным показаниям препаратов элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО.

Со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека, Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые генеральной Ассамблеей ООН, Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» истица просила возложить на Министерство здравоохранения Тамбовской области обязанность организовать бесплатное обеспечение ее лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 26 октября 2022 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2023 года постановлено:

исковые требования ФИО удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Тамбовской области организовать ФИО, *** рождения, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 26.10.2022г. ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Тамбовской области просит решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2023 года отменить, указывая, что 13.11.2022г. ФИО обратилась в Министерство здравоохранения по вопросу обеспечения    незарегистрированным лекарственным препаратом элексакафтор100мг/тезакафтор50мг/ивакафтор75мг и ивакафтор 150 мг-ТРИКАФТА 1095 таблеток в год или элексакафтор100мг/тезакафтор50мг/ивакафтор75мг - КАФТРИО 730 таблеток в год и ивакафтор 150мг - КАЛИДЕКО 365 таблеток на основании консилиума ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от 26.10.2022 года.

ФИО даны разъяснения о том, что Министерство в соответствии со своими полномочиями осуществляет закупки лекарственных препаратов для льготной категории граждан, на основании заявок медицинских организаций, оказывающих медико-санитарную помощь населению.Было рекомендовано истице обратиться к врачу-специалисту консультативнодиагностической поликлиники ГБУЗ «Тамбовская областная больница им.В.Д.Бабенко», где она наблюдается по поводу имеющегося заболевания, с предоставлением медицинской документации по результатам консультации в федеральной клинике для рассмотрения вопросов оказания ей дальнейшей медицинской и лекарственной помощи в установленном порядке.

года в Министерство поступила заявка от ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ» №*** по вопросу обеспечения ФИО ***., инвалида 2 группы лекарственным препаратом по решению консилиума ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от 26.10.2022 года, приложив выписку из протокола заседания врачебной комиссии ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ» №*** от 08.12.2022 года.

Закупка лекарственного препарата осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Министерством осуществлен запрос цен на лекарственный препарат. Определена начальная максимальная цена контракта - 25 552 800,00 рублей.

года направлена заявка в министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (исх.21.01-25и/0126) для определения поставщика путем проведения аукциона в электронном форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения ТРИКАФТА (МНН: Элексакафтор+Тезакафтор+Ивакафтор и Ивакафтор) для обеспечения пациента на основании решения врачебной комиссии, в пользу граждан в целях их социального обеспечения.

протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0164200001923000304 установлено, что по окончании срока подачи заявок до 2202.2023 07:00:00 была подана единственная заявка на участие в электронном аукционе 0164200001923000304.

года между Министерством и Акционерным обществом «Санофи Россия» заключен государственный контракт № 0164200001923000304 49908 на поставку данного лекарственного препарата.

года лекарственный препарат поступил на аптечный склад ТОГБУЗ МЦ МР «Резерв» (***).

В судебном заседании 08.02.2023 года представитель ФИО сообщила о том, что АО «Мединторг» получило разрешение для ввоза на территорию РФ лекарственного препарата и готово заключить государственный контракт (договор) в соответствии с п.28 4.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Осуществить закупку лекарственного препарата в соответствии с п.28 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не представляется возможным, т.к. начальная максимальная цена контракта составляет 25 552 800,00 рублей.

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо ФГБУ «НИИ Пульмонологии» считает выводы суда основанными на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся доказательств, вопрос о принятии решения по апелляционной жалобе просит оставить на усмотрение суда.

В возражении на апелляционную жалобу представитель истца ФИО просит решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Тамбовской области без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Пунктом 10 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 данного Федерального закона.

В соответствии со ст. 44 названного ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

Организация обеспечения лиц, больных, в том числе, ***, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).

Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных, в том числе «***», утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 г. № 1416.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии п.4 мст.10 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» либо по торговым наименованиям.

Для целей реализации Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 г. № 1416 приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.20020 г. № 371н утверждена форма заявки на поставку лекарственных препаратов для лиц, страдающих заболеванием «***», согласно которому подача заявки на закупку лекарственного препарата осуществляется субъектом Российской Федерации только по международному непатентованному наименованию (МНН).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО22, *** года рождения, является неработающим инвалидом 2 группы (инвалид детства), ей с 2012 года поставлен диагноз «***», которое входит в перечень редких (орфанных) заболеваний.

    26 октября 2022 г. Ф ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России истице по инициативе лечащего врача был проведен консилиум, решением которого истице были назначены по жизненным показаниям длительно на постоянной основе препараты элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО и ивакафтор КАЛИДЕКО, с указанной консилиумом дозировкой При этом в решении консилиума указано, что отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больной может развиться в короткие сроки (л.д.16-19).

    Истица обратилась к ответчику с просьбой об организации обеспечения ее названным препаратом, на что ей было рекомендовано обратиться к врачу-специалисту консультативно-диагностической поликлиники ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница» (л.д.15).

    06.03.2023 г. между Министерством здравоохранения Тамбовской области и АО «Санофи Россия» заключен государственный контракт о закупке требуемого истице лекарственного препарата, производимого за пределами РФ, стоимостью 25 552 800 руб. на срок 45 дней. На момент рассмотрения дела судом необходимый истице препарат был доставлен на территорию Российской Федерации поставщиком.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО23 суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, давая правильную оценку установленным обстоятельствам, обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 26.11.2018 года №1416, определяющими централизованную закупку лекарственных препаратов для больных «***», ФИО24., страдающая редким (орфанным) заболеванием «***», инвалид 2 группы, неработающая, не может быть лишена соответствующего лекарственного препарата, назначенного ей по жизненным показаниям; обеспечение истицы назначенным по жизненным показаниям препаратом должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта РФ, специально выделенных на указанные цели; действующее законодательство не предполагает установления каких – либо ограничений в отношении перечня лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а поэтому обоснованно пришел к выводу о возложении на Министерство здравоохранения Тамбовской области обязанности обеспечивать ФИО25 лекарственными препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 26.10.2022 г. ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препарата.

Выводы суда первой инстанции соответствуют вышеприведенным нормам материального права, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые сводятся к возражениям ответчика на иск, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.

Как следует из искового заявления ФИО26., на момент обращения в суд с иском она не была обеспечена назначенным ей по жизненным показаниям медицинскими препаратами.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Данным постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых по медицинским показаниям лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1), среди которых правом на получение по медицинским показаниям всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно обладают неработающие инвалиды 2 группы.

Постановлениями Правительства РФ от 7 декабря 2019 года № 1610 и от 28 декабря 2020 года № 2299 утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год, на 2021, а также на плановый период 2022 и 2023 годов.

По условиям Программ 2020-2023 годов источниками финансового обеспечения Программ государственных гарантий являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Таким образом, на основании ст.ст.7, части 1 статьи 39, статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 4, пункта 10 части 1 статьи 16, частей 1,2 статьи 19, статьи 29, части 1 статьи 37, статьи 44, пункта 3 статьи 80, статьи 82 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 8 статьи 6.1, части 1 статьи 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи», статьи 13 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р, установленных конкретных обстоятельств по делу и представленных доказательств, ФИО27, как неработающий инвалид 2 группы, имеет право на обеспечение ее бесплатно по медицинским показаниям всеми лекарственными средствами, в том числе препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРИО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО)

Поскольку ФИО названным препаратами не обеспечивается своевременно, а Министерство здравоохранения Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, исполняющим государственную функцию по обеспечению неработающих инвалидов 2 группы всеми лекарственными средствами бесплатно, то законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к возражениям ответчика на иск, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.

Все приведенные в жалобе обстоятельства о существующем порядке обеспечения инвалидов лекарственными препаратами на основании решения врачебной комиссии и принятии определенных мер по обеспечению истицы необходимыми препаратами в добровольном порядке не освобождают Министерство здравоохранения Тамбовской области от обязанности исполнения государственной функции по обеспечению неработающих инвалидов 2 группы всеми лекарственными препаратами.

Доводы истицы в исковом заявлении о необеспечении ее своевременно ответчиком необходимыми жизненно важными препаратами не были опровергнуты ответчиком.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 не отрицала, что на момент обращения ФИО к ответчику и в суд последняя не была обеспечена необходимыми лекарственными средствами; 06.03.2023 г. была заключен договор на приобретение лекарственного средства, а 24.03.2023 г. лекарство поступило на склад; ФИО разъяснялось, что препарат будет закуплен, необходимо только подождать.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что нарушение прав истицы ответчиком не допущено, несостоятельны.

Факт обеспечения ФИО лекарственным препаратом в настоящее время отмену судебного решения не влечет. Судебное решение содержит выводы об обеспечении истицы отыскиваемым лекарством на постоянной основе до отмены препаратов.

Оценив приведенные выше обстоятельства, дав оценку доводам обеих сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требований истицы о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тамбовской области обеспечить ее лекарственным препаратами элексакафтор/тезакафтор/ивакафтор (КАФТРНО) и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в консилиуме врачей от 26 октября 2022 года ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 22 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Тамбовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 30 июня 2023 года.

33-2364/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зимарина Марина Владимировна
Ответчики
Министерство здравоохранения тамбовской области
Другие
ФГБУ НИИ Пульмонологии ФМБА России
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области
ТОГБУЗ Рассказовская ЦРБ
ГБУЗ ТОКБ им.В.Д.Бабенко
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Пачина Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
30.05.2023Передача дела судье
28.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Передано в экспедицию
28.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее