К делу № 12-252/2023
УИД 23MS0046-01-2020-003843-51
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
«26» апреля 2023 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Белоусова А.А.
при секретаре Землянской Э.С.
помощника Шенгер Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Греховой Е.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 46 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 19.07.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35.1 в отношении Грехова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – Грехов Василий Владиславович был освобожден от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с данным постановлением, потерпевшая Грехова Е.С. подала жалобу. В жалобе выражает несогласие с названным судебным актом, ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на наличие оснований для привлечения Грехова В.В. к административной ответственности.
Определением Прикубанского районного суда <адрес> от 21.12.2022г. жалоба Греховой Е.С. на Постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования и отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Греховой Е.С. поданы дополнения к жалобе с ходатайством о восстановлении срока. По мнению подателя жалобы, срок на подачу жалобы не постановление не пропущен, постановление ею получено ДД.ММ.ГГГГ Жалоба направлена через Мирового судью ДД.ММ.ГГГГ, т.е в течение 4 дней, что подтверждается чеком отправки почтового отправления мировому судье. Соответственно, для заявителя сложились обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подачи жалобы или исключали ее. Просит восстановить срок на подачу жалобы на Постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Греховой Е.С. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
Представитель ОСП по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения были уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Грехов В.В. в судебном заседании представил возражения на апелляционную жалобу просил, в удовлетворении жалобы отказать, в виду нарушений процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, а также в виду истечения двухгодичного срока давности привлечения его к административной ответственности за данное правонарушение, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании гл. 25 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие представителя ОСП по <адрес>.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).
Данный срок может быть восстановлен в случае наличия уважительных причин его пропуска. При этом уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Согласно части 2 статьи 29.11 КоАП РФ об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней со дня вынесения вручается под расписку либо высылается по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого оно вынесено.
Как следует из материалов дела, копия Постановления мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Греховой Е.С. почтовым отправлением (л.д. 167).Данное Постановление Греховой Е.С. было вручено ДД.ММ.ГГГГ.Следовательно, процессуальный срок на подачу жалобы был до 06.09.2021г.
Жалобу Грехова Е.С. направила через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует копия квитанции почтового отправления, соответственно не пропустила срок давности.
Так как в деле доказательств, свидетельствующих об уклонении Греховой Е.С. от получения постановления в более ранние сроки, на которые ссылается Грехова Е.С. суд считает необходим удовлетворить ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных 3 оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства,
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Существенны недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются плескательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причинах неявки были признаны неуважительными.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Вышеуказанные требования закона выполнены не были, так как в протоколе об административном правонарушении в отношении Грехова В.В. не указана дата и время составления протокола, отсутствует надлежащие уведомление лица о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, подтверждение вручения копии протокола лицу в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, предусматривающим процессуальные гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, выполнение указанных требований к форме и содержанию указанного постановления направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В свою очередь, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.
Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражение и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащие извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты – право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а следовательно и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
В материалах дела отсутствуют доказательства ознакомления Грехова В.В. с протоколом. Грехов В.В. был ознакомлен с протоколом в день судебного заседания по рассмотрению в отношении него административного материала, копия протокола ему не вручалась и не направлялась почтой, в связи с чем он был лишен права оценки протокола и приложенных к нему материалов, также на указание нарушений при составлении протокола, отсутствия даты и времени совершения административного правонарушения.
В данном случае суд находит протокол, составленный с существенными недостатками и недопустимым доказательством по делу, что влечет прекращение производства по делу, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ
Статьей 5.35.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание (далее также – алименты) несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее также – дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (далее также – соглашение об уплате алиментов) – в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», под нарушением судебного акта или соглашения об уплате алиментов следует понимать неуплату алиментов в размере, в срок и способом, которые установлены данным решением или соглашением.
Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее – период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Под обнаружением данного административного правонарушения следует понимать установление уполномоченным должностным лицом и отражение в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, данные о факте неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства и о размере задолженности по алиментам, определенном судебным приставом-исполнителем, объяснения лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, а также сведения об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов) (пункт 1 части 1, пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.). При оценке соответствующих обстоятельств судье следует принимать во внимание, имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом установленных обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.
Соответственно, проверка отсутствия уважительных причин неуплаты средств на содержание несовершеннолетних детей входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
От наличия или отсутствия таких причин зависит правильная квалификация содеянного лицом, обязанным выплачивать средства на содержание несовершеннолетних детей.
При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 5.351 КоАП РФ судье необходимо проверять факт возбуждения в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, исполнительного производства. Соответствующие доказательства должны быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
Лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то есть уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.
Исходя из толкования указанных норм следует, что лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности в том случае, если установлен факт умышленной уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.
Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечению двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Согласно материалам административного дела, двухмесячный срок начал исчисляться с 13.01.2020г., а событие административного правонарушения имеет место начиная с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение двух лет, только до 14.03.2022г.
Следовательно, срок давности привлечения за указанное правонарушение на момент рассмотрения апелляционной жалобы - истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на основании пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ :
Восстановить срок на подачу жалобы Греховой Екатерине Сергеевне на постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Грехова Василия Владиславовича.
Жалобу Греховой Екатерине Сергеевне на постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Прикубанского внутригородского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Грехова Василия Владиславовича – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35.1 КоАП РФ в отношении Грехова Василия Владиславовича, прекратить за истечением срока давности привлечения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председательствующий