Решение по делу № 33-3706/2024 от 15.04.2024

Судья Маханько Ю.М.              В окончательной форме изготовлено 18 ноября 2024 года

                                                                                                               Дело № 33-3706/2024

УИД 76RS0021-01-2022-001126-12

              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Задворновой Т.Д.,

судей Иванчиковой Ю.В., Суринова М.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мотовиловкер Я.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

         5 ноября 2024 года

гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Алояна ТК, Потаповой НА, Цветковой ЕВ, Сидоровой АП, Никитиной ОВ по доверенности Исаченко АН на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 24 октября 2023 года, которым с учетом определения Ярославского районного суда Ярославской области об исправлении описки от 20 марта 2024 года постановлено:

«В удовлетворении требований Алояна ТК ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), Потаповой НА ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН <данные изъяты>), Безруковой ЛЕ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) отказать в полном объеме.

В удовлетворении требований третьих лиц с самостоятельными требованиями Цветковой ЕВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), Сидоровой АП ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), Никитиной ОВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>) к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН <данные изъяты> Безруковой ЛЕ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) отказать в полном объеме.

Обеспечительные меры по иску, наложенные определением Тутаевского районного суда Ярославской области от 20 июля 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> отменить в полном объеме с момента вступления настоящего решения в законную силу».

    Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия

установила:

Алоян Т.К., Потапова Н.А. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Безруковой Л.Е., с учетом уточнения, просили признать недействительным постановление администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении проекта межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес> в <адрес>», в части площади наложения 367 кв.м., согласно координатам Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н11, HI2, Н13, К4, указанным в схеме пересечения земельных участков расположенных по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, изготовленной кадастровым инженером ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>, ул.<адрес>, земельный участок в части площади наложения 367 кв.м., согласно координатам Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н11, Н12, Н13, К4, указанным в схеме пересечения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, изготовленной кадастровым инженером ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительной сделкой договор аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Тутаевским муниципальным районом и Безруковой Л.Е., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1314 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, земельный участок А, в части площади наложения 367 кв.м., согласно-координатам Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н11, Н12, Н13, К4, указанным в схеме пересечения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, изготовленной кадастровым инженером ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ; исключить из Единого государственного реестра недвижимости из площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, земельный участок А, площадь наложения 367 кв.м., согласно координатам Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, H11, HI2, Н13, К4, указанным в схеме пересечения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, изготовленной кадастровым инженером ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность сформировать объект недвижимости - проезд, вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> с северо-восточной стороны, и включить данный проезд в территорию общего пользования МКР-19; возложить на администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу на всем протяжении сформированного проезда, вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> с северо-восточной стороны выполнить отсыпку земляного полотна проезда общего пользования песчано-гравийной смесью.

Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются жителями ул.<адрес> (МКР-19) <адрес>, имеют в собственности земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> (Потапова Н.А.), <данные изъяты>        (Алоян Т.К). Указанные выше земельные участки по улице <адрес> и вся данная улица, начали формироваться и предоставляться гражданам под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) примерно с 2010 года. На сегодняшний день улица состоит из 10 участков. На месте участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> до 2018 года располагался водоем (старый пруд), который впоследствии был размежеван, предоставлен под ИЖС и засыпан. Поскольку земельные участки истцов расположены от домов , по <адрес> и детского сада «<данные изъяты> ниже по рельефу местности, то до засыпки водоема все ливневые и поверхностные воды аккумулировались в водоеме, а излишки воды утекали естественным способом через свободный участок (в настоящее время <данные изъяты>) ниже по рельефу местности.

При проектировании в 2006 году МКР-19 с торца участков <данные изъяты> и <данные изъяты> предусматривался проезд, шириной 6 метров с дальнейшим выездом на трассу Ярославль-Рыбинск, что подтверждается разработанным, но так и не утвержденным проектом ООО АПП <данные изъяты>» от 2006 года, планом сетей водопровода и канализации к земельным участкам <данные изъяты> и 76<данные изъяты> (в настоящее время <данные изъяты> от 2013 года, изготовленным Проектным бюро «<данные изъяты>». Со слов директора ПБ «<данные изъяты>» при отражении земельных участков на плане она руководствовалась публичной кадастровой картой имеющейся на тот период времени (2013 год), на которую был нанесен и спорный проезд.

Ранее на публичной кадастровой карте был отражен земельный участок <данные изъяты> внесенный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, который был сформирован с учетом проезда, и он имел отступ для проезда, шириной 6 метров от участка с кадастровым номером <данные изъяты> то есть с указанного времени на публичной кадастровой карте имелись сведения о спорном проезде. В настоящее время данный земельный участок снят с кадастрового учета, так как аренда земельного участка была бессрочная и не зарегистрирована в Росреестре, также договор аренды земельного <данные изъяты> расторгнут. Земельный участок (в настоящее время <данные изъяты> стоит на кадастровом учете, но в другой конфигурации.

В 2020 году земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> размежеван в другой конфигурации, с захватом спорного участка проезда, предоставлен в аренду Безруковой Л.Е. Арендатор участка начал проводить работы по его отсыпке привозным грунтом, в результате чего уровень участка поднялся, и воде стало уходить некуда. Вода начала скапливаться на земельных участках истцов, уходить в подвалы частных и многоквартирных домов. С 2020 года жители неоднократно обращались в администрацию Тутаевского муниципального района по вопросу законности выделения земельного участка 76:21:010303:599 на предусмотренном проезде, никаких мер не предпринималось.

В результате формирования земельного участка <данные изъяты>, улица <адрес>, на которой расположены земельные участки истцов, в настоящее время является тупиковой. Ширина улицы составляет 8 метров, в связи с чем, место для выезда, разворота автотранспорта (в том числе специализированного автотранспорта) отсутствует. На заседании рабочего совещания ДМИ администрации ТМР с правообладателями земельных участков по ул.<адрес> и <адрес>» по вопросу организации разворотной площадки для спецтранспорта, проезда и организации водоотведения было принято решение подготовить варианты проезда и разворотной площадки. С предложенным проектом разворотной площадки истцы не согласны, считают, что в данном месте необходимо организовать сквозной проезд.

В ходе рассмотрения дела третьи лица Цветкова Е.В., Сидорова А.П.,      Никитина О.В. обратились с аналогичными требованиями к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Безруковой Л.Е., в которых просили признать недействительным постановление администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении проекта межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес> в <адрес>»; признать недействительными результаты межевания от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> признать недействительным договор аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Тутаевским муниципальным районом и Безруковой Л.Е., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; исключить из Единого государственного реестра земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; обязать администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области разработать необходимую документацию и организовать сквозной проезд вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> по территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Требования мотивировали отсутствием доступа к многоквартирному дому и нарушением процедуры формирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

                Судом принято указанное выше решение.

                 В апелляционной жалобе представителя Алоян Т.К., Потаповой Н.А. по доверенности Исаченко А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

                В апелляционной жалобе представителя Цветковой Е.В., Сидорова А.П., Никитиной О.В. по доверенности Исаченко А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований третьих лиц. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

                 В отзыве на апелляционную жалобу администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области просит оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.

            Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав Потапову Н.А., ее представителя по доверенности Исаченко А.Н., также представляющую интересы Алояна Т.К., Никитиной О.В., Сидоровой А.П.,     Цветковой Е.В. в поддержание апелляционных жалоб, Безрукову Л.Е. и ее представителя адвоката Козлитина В.В., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, Овтину Н.В., Хвалову М.А., Балову Л.Ю., Кузнецова А.П., полагавших, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, судебная коллегия полагает, что апелляционные жалобы не содержат оснований к отмене решения суда и удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений действующего законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предоставлении его по договору аренды Безруковой Л.Е. органом местного самоуправления не допущено.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается и находит его правильным, соответствующим материалам дела и закону.

           Оценка доказательств, представленных сторонами, произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

    Судом установлено и из материалов дела следует, что Алоян Т.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,    Потапова Н.А. - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по ул.<адрес>.

    Цветкова Е.В., Сидорова А.П., Никитина О.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ Безрукова Л.Е. обратилась в администрацию Тутаевского муниципального района с заявлением о подготовке документации по планировке территории – земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> (т.1 л.д.72).

    Постановлением администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п разрешено Безруковой Л.Е. проведение подготовки проекта межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес>.

    Постановлением администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту постановления администрации Тутаевского муниципального района «Об утверждении проекта межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес>».

Статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч.1).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункты 1, 2 ч. 2).

В соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.5).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (ч. 6).

           Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведение общественных обсуждений и публичных слушаний начинается с оповещения об их начале; установлены требования к содержанию оповещения (части 6, 7 статьи 5.1), а также к форме и порядку его размещения.

               Согласно ч.8 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

      Судом первой инстанции подробно исследовано соблюдение порядка оповещения о проведении публичных слушаний. Установлено, что оповещение о публичных слушаниях проекта межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес> было опубликовано в газете <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте администрации Тутаевского муниципального района, а также на информационных стендах, расположенных в зале приема населения в здании администрации (<адрес>), что соответствует положениям ч.8 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

     Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в данном случае процедура проведения публичных слушаний была соблюдена, истцам и третьим лицам была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием проекта межевания, таким образом, ответчиком принято решение о формировании земельного участка с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проекту межевания территории.

              С учетом вышеизложенного доводы апелляционных жалоб о том, что жители микрорайона не были уведомлены о проведении публичных слушаний по спорному проекту межевания территории, подлежат отклонению.

              Действующим законодательством предусматривается опубликование информации о проведении публичных слушаний в официальных печатных средствах массовой информации, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и не содержит требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном порядке.

По результатам общественных обсуждений ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Тутаевского муниципального района -п был утвержден проект межевания территории земельного участка, расположенного у <адрес>.

Постановлением администрации Тутаевского муниципального района -з от ДД.ММ.ГГГГ Безруковой Л.Е. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 314 кв.м, сроком на 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тутевского муниципального района и Безруковой Л.Е. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 314 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, <адрес>

               В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

              Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

             Территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

          Обращаясь в суд с иском о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, договора аренды земельного участка от 24 декабря 2020, заключенного между администрацией Тутаевского муниципального района и Безруковой Л.Е., истцы и третьи лица с самостоятельными требованиями ссылались на то, что на части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного Безруковой Л.Е. в аренду, должен располагаться проезд для автотранспорта, указанный проезд был отражен в проекте планировки территории МКР-19 <адрес>, выполненном ООО АПП «<данные изъяты>» 2006 года.

               Между тем, судом первой инстанции верно установлено, что на момент формирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> наличие проезда на данном земельного участке Генеральным планом городского поселения Тутаев не было предусмотрено.

               В материалах дела имеется архивная справка АПУ АТМР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой постановления главы городского поселения об утверждении проекта планировки МКР 19 г.Тутаева не было обнаружено (т.3 л.д.256).

               Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе наличие возможности организации проезда со стороны ул.<адрес> к жилому дому б по <адрес> через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, не является основанием, препятствующим формированию и передаче в аренду ответчику данного земельного участка, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на земельном участке ответчика имелся проезд, относящийся к землям общего пользования, представлено не было.

              Желание жителей организовать проезд в удобном им месте, проведение ими работ по вырубке деревьев и отсыпке грунта для формирования проезда достаточным основанием для удовлетворения исковых требований не является, учитывая, что наличие существующего доступа собственников к земельным участкам, расположенным на ул.<адрес> и многоквартирному дому б по <адрес> подтверждено материалами дела.

        Судебная коллегия также отмечает, что решением Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГна администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность, в том числе обеспечить пожарный проезд многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>В, в соответствии с пп. «а» - «б» п. 8.1 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом.

              Однако указанным решением обязанность ответчика организовать пожарный проезд через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не возлагалась. В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что проезд к жилому дому б по <адрес> может быть организован через земельный участок с кадастровым номером 76<данные изъяты> свободным от прав третьих лиц.

Доводы апелляционных жалоб о том, что ширина дороги <адрес> поезд недостаточна для проезда пожарной техники, формированием земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> улица становится тупиковой, что не соответствует установленным требованиям пожарной безопасности, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года№ 288 утвержден свод правил СП 4.13130-2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

               В соответствии с пунктом 8.1.4 СП 4.13130-2013 ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно;

4,2 м - при высоте зданий или сооружений от 13 м до 46 м включительно;

    6 м - при высоте зданий или сооружений более 46 м.

    При этом в общую ширину проездов для пожарных автомобилей, совмещенных с подъездами к зданиям и сооружениям, допускается включать тротуары, примыкающие к таким проездам.

          Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м. (пункт 8.1.11 СП 4.13130-2013).

              Согласно информационному письму отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках выездного обследования ул.<адрес> установлено, что на участке от дома до дома ширина проезжей части составляет от 3 до 4,5 м. (т. 4 л.д.39-40). Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции специалисты    ФИО4 ФИО5 ФИО6 пояснили, что ширина проезда достаточна для проезда пожарной техники.

                  Сторонами не оспаривалось, что протяженность ул.<адрес> вдоль земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> составляет 168 м.

              Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная пожарно-техническая экспертиза производство которой поручено ФГЭУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «<данные изъяты>» Ярославской области.

              В соответствии с заключением судебной экспертизы земельный участок, расположенный вдоль земельных участков с кадастровым номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, ФИО47, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, 76<данные изъяты>, <данные изъяты> по <адрес>у <адрес> не имеет статус земли общего пользования, тем самым требования нормативных документов по пожарной безопасности к данному объекту не применяются. При отступлении от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны для тушения пожара и АСР следует разработать документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

          В судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт ФИО8. пояснила, что существующий проезд ул.<адрес> нормативным требованиям    не отвечает, для устранения нарушений необходимо подготовить документы предварительного планирования по тушению пожаров, обустроить разворотную площадку размером 15 метров на 15 метров, обустройство сквозного проезда не является обязательным.

             Таким образом, экспертом установлены нарушения противопожарных требований, при этом сделан вывод о том, что устранение указанных нарушений возможно путем разработки документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, с учетом того, что длина тупикового проезда выше нормативно установленной (168 м) и обустроить разворотную площадку для пожарной техники размером 15 метров на 15 метров.

          Доводы третьих лиц о том, что на земельном участке, на котором органом местного самоуправления предполагается оборудование разворотной площадки проходят тепловые сети, на правильность решения суда не влияют. Согласно письму АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылаются Цветкова Е.В., Сидорова А.П., Никитина О.В. в своей апелляционной жалобе, наличие на земельном участке тепловых сетей возможность организации автомобильной дороги на таком участке, не исключают.

               При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Тутаевского муниципального района обязанности организовать сквозной проезд вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> по территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку обеспечение соблюдения противопожарных требований может быть достигнуто посредством обустройства в конце тупикового проезда площадки для разворота пожарной техники размером 15 на 15 метров.

            Вопреки доводам апелляционной жалобы третьих лиц о несоблюдении расстояния между стеной многоквартирного <адрес> и границей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, подлежат отклонению, СП 4.13130-2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» регламентированы противопожарные расстояния между жилыми зданиями, а не границами земельных участков.

            Судебная коллегия находит несостоятельным и довод жалобы стороны истцов о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> использовался для отвода ливневых и сточных вод, после предоставления указанного земельного участка Безруковой Л.Е. происходит подтопление жилых домов жителей улицы <адрес>.

               При разрешении настоящего спора судом установлено, что факты затопления многоквартирного <адрес> имели место и до формирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и его предоставления аренду Безруковой Л.Е.

                Так, в производстве Тутаевского городского суда Ярославской области имелось гражданское дело по иску ФИО9. к ООО <данные изъяты>» о выполнении работ. Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 23 апреля 2019 года исковые требования ФИО9. были частично удовлетворены. Суд посчитал доказанным факт наличия излишней влажности в помещениях подвала многоквартирного <адрес>.

                Каких-либо доказательств, подтверждающих, что затопление указанного многоквартирного дома, а также индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>у <адрес>, происходит по причине осуществления ответчицей каких-либо работ на предоставленном ей земельном участке, в материалы дела не представлено.

               Судебная коллегия также учитывает, что вступившим в законную силу решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 19 июля 2023 года, на администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность обустроить ливневую канализацию, обеспечивающую водоотведение поверхностных сточных вод многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>Б и <адрес>, а также индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>у <адрес>. Возлагая на административного ответчика указанную обязанность, суд исходил из того, что внутри дворовой территории многоквартирных домов, расположенных по названным выше адресам, отсутствует отведение сточных вод и ливневая канализация.

                Доводы апелляционных жалоб о том, что предоставленный Безруковой Л.Е. земельный участок не соответствует требованиям земельного законодательства, исключающим возможность образования земельных участков, приводящих к изломанности границ, чересполосице и препятствующих рациональному использованию земель, подлежат отклонению, поскольку спорный земельный участок, сформированный контуром из 11 граней, прав и законных интересов истцов и третьих лиц не нарушает и может быть использован в соответствии с его назначением.

    Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого судом решения, судебная коллегия не усматривает.

По изложенным мотивам апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

             Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ярославского районного суда Ярославской области от 24 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Алояна ТК, Потаповой НА, Цветковой ЕВ, Сидоровой АП, Никитиной ОВ по доверенности Исаченко АН – без удовлетворения.

           Председательствующий

Судьи

33-3706/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярославкая областная прокуратура
Потапова НА
Алоян ТК
Ответчики
Адм. Тутаевского МР
Безрукова ЛЕ
Другие
Хлестков АВ
Кузнецов АП
Япленкова ЛИ
Родченко ГВ
Шувалова ВМ
Бабурина КД
Телегин СЛ
Воронин ИВ
Наумов ИВ
Каримов РМ
Якушенко ЛИ
Пехтерева ЛВ
Наумов СИ
Шатков ЕВ
Кисель ЕС
Захарова ЛА и в инт н/л Захарова ИИ, Диева ЕА
Цветкова ЕВ
Гуськова КИ
Кисель СС
Хортова ЕВ
Бабушкин МИ и в инт н/л Бабушкина ЕИ, Бабушкиной ВИ
Балова ЛЮ
Никитина ОВ
Проскурина ТЮ
Стеликов ВА
Жульжик ИС
Хвалова МА
Гудков ЕП
Управление Росреестра по Ярославской области в лицк Межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большисельскому районам
Цветков ИВ
Сидоров СВ
Овтина НВ
Шувалов ЛН
Крутикова ИВ
Исаченко АН
Сидорова АП
ГУ МЧС России по ЯО
Кашлаков ИЮ
Романюк РП
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Задворнова Татьяна Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
15.04.2024Передача дела судье
24.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
30.08.2024Производство по делу возобновлено
30.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.09.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024Передано в экспедицию
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее