Дело № 2а-3151/21

52RS003-01-2021-005093-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород     23 ноября 2021 г.

Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Черневой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луниной И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гусейнова А. Я. к прокуратуре Ленинского района г. Н. Новгорода, прокуратуре Нижегородской области о нарушении порядка рассмотрения обращения,

У С Т А Н О В И Л :

Гусейнов А. Я. обратился в суд с настоящим административным иском, мотивируя свои требования тем, что "дата" он обращался с заявлением (ходатайством) в прокуратуру Ленинского района г.Н.Новгорода на действия (бездействие) Отделения ПФР по Нижегородской области.

"дата" им был получен ответ о перенаправлении указанного обращения в Отделение ПФР по Нижегородской области.

Административный истец не согласен с указанными действиями прокуратуры Ленинского района г.Н.Новогорода, поскольку они нарушают пункт 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, запрещающий направлять жалобу для рассмотрения в тот же орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.

Указанное бездействие нарушает право Гусейнова А. Я. на своевременное получение пенсии и ЕДВ.

Административный истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным действия (бездействие) по направлению его обращения в Отделение ПФР по Нижегородской области.

Определением Ленинского районного суда г. Н. Новгород от "дата" в качестве соответчика привлечена Прокуратура Нижегородской области.

Определением Ленинского районного суда г. Н. Новгород от "дата" в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение ПФР по Нижегородской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен заказным письмом с уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Прокуратуры Нижегородской области - старший помощник прокурора Ленинского района г.Н.Новорода Демидова Н. В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав на то, что жалоба Гусейнова А. Я. перенаправлена в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ заместителю управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области Соловьевой С.К., действия которого не были предметом жалобы Гусейнова А. Я.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки судом не установлена.

На основании ст. 150, 152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, определив нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, установив права и обязанности лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от "дата" N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункты 4 и 5 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.

Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из перечисленных решений, в числе прочих, - о направлении обращения в другие органы.

Обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5.1 Инструкции).

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" Гусейнов А. Я. обратился в прокуратуру Ленинского района г.Н.Новгорода с ходатайством, в котором указал, что обращался в Отделение ПФР по Нижегородской области о направлении и возможности получения пенсии, ЕДВ и 50 % ЖКУ в почтовом отделении связи 603000 по адресу: ул. Большая Покровская. Из Отделения ПФР получен отрицательный ответ на обращение.

Гусейнов А. Я. просит прокуратуру Ленинского района г.Н.Новгорода указать статью Федерального закона, которой руководствовалось Отделение ПФР по Нижегородской области в своем ответе. Указывает, что положения Инструкции Отделения ПФР по Нижегородской области, ПФ России нарушают конституционные права граждан.

Указанное ходатайство получено прокуратурой Ленинского района г.Н.Новгорода "дата", направлено исполняющим обязанности заместителя прокуратуры района "дата" в адрес заместителя управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области Соловьевой С.К. для рассмотрения по существу, о чем уведомлен Гусейнов А.Я.

По существу рассматриваемого обращения, административному истцу был направлен ответ от "дата", согласно которому по заявлению Гусейнова А. Я. от "дата" доставка пенсии и ежемесячной денежной выплаты осуществляется ежемесячно 21 числа через Управление федеральной почтовой связи Нижегородской области – филиал ФГУП «Почта России» путем вручения денежных средств на дому по адресу: <адрес>.

Пенсия и ежемесячная денежная выплата за период с февраля по июль 2021 года включительно не выплачен, поскольку Гусейнов А. Я. не открывал дверь доставщикам.

Административным истцом оспариваются действия прокуратуры Ленинского района г.Н.Новгорода по направлению его обращения в Отделение ПФР по Нижегородской области.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 этого Закона.

Инструкцией предусмотрено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры, может быть принято решение о направлении обращения в другой орган (абзац пятый пункта 3.1). Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5).

Из приведенных положений законодательства следует, что они допускают направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Разрешая заявленные исковые требования, суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в рамках представленных полномочий прокуратура Ленинского района г. Нижний Новгород вправе направить обращение Гусейнова А.Я. для рассмотрения заместителю управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении Гусейнова А.Я. вопросов, в рассматриваемом случае оснований для выводов о нарушении административным ответчиком установленного действующим законодательством порядка рассмотрения обращения граждан, с учетом его компетенции и полномочий, не допущено.

В рассматриваемом случае должностные лица органов прокуратуры выполняют требования действующего законодательства с учетом доводов обращения.

Решения и действия заместителя управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области Соловьевой С.К. не явились предметом жалобы заявителя, ранее эти доводы не были предметом проверки указанного лица.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска о незаконном действии (бездействие) прокуратуры Ленинского района г.Нижний Новгород по направлению его обращения в Отделение ПФР по Нижегородской области.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в обращении Гусейнова А.Я. каких-либо конкретных сведений о фактах нарушений действующего законодательства со стороны Отделения ПФР по Нижегородской области не указывалось.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Таким образом, само по себе ходатайство (заявление) в отношении Отделения ПФР по Нижегородской области без указания на допущенное им конкретное нарушение закона, повлекшее нарушение прав и свобод заявителя, не препятствовало направлению обращения для проведения соответствующей проверки доводов жалобы Гусейнова А.Я.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что действия прокуратуры Ленинского района г.Нижний Новгород по направлению ходатайства в Отделение ПФР по Нижегородской области не противоречат положениям Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 4, предусматривающим возможность направления обращения в другой орган, при отсутствии доказательств нарушения прав и охраняемых интересов административного истца, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2021 ░.

2а-3151/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусейнов Акиф Ягубович
Ответчики
Прокуратура Нижегородской области
Прокуратура Ленинского района г. Н. Новгорода
Другие
Отделение ПФР по Нижегородской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Чернева Н.С.
Дело на сайте суда
leninsky.nnov.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2021Предварительное судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее