Дело № 2а-1221/2020
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» октября 2020 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Мишкилеевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Донских А.В.,
с участием административного истца Пинчук В.П.,
представителя административного ответчика - Администрации города Тынды Силаевой Ю.Е.,
представителя заинтересованного лица - старшего помощника Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пинчук <данные изъяты> об установлении факта неисполнения судебного решения мэром города Тынды Михайловой <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Пинчук В.П. обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что состояние окружающей среды является одним из определяющих факторов состояния здоровья человека. В последние два года резко усугубилось санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе Тынде. Участились возгорания мусора на городской свалке. Вследствие пожаров уничтожаются прилегающие экосистемы, происходит загрязнение окружающей среды, а также наносится вред здоровью жителей города, в том числе, и ей. Однако мэр города Тынды Михайлова М.В., возглавляющая Администрацию города Тынды, на протяжении более двух лет всячески уклоняется от исполнения решения Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ которым удовлетворены исковые требования Тындинского городского прокурора, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Тынды о возложении обязанности осуществить строительство полигона для твердых бытовых отходов. Администрация города Тынды злостно уклоняется от исполнения решения, о чем ей стало известно из содержания определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело №). Администрация города Тынды в лице мэра города Тынды, обязанная исполнить вступившее в силу ДД.ММ.ГГГГ решение Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи без правовых оснований заявлений в суд на протяжении более четырех лет, уклоняется от исполнения решения суда. В результате нарушаются права жителей города Тынды, в том числе ее, на благоприятную среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Уклоняясь от исполнения решения суда, мэр Михайлова М.В. грубо нарушает действующее законодательство, извращая его смысл, что непосредственно подтверждается содержанием состоявшихся судебных актов. В Уставе г. Тынды также закреплено, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Администрации г. Тынды (ст.82.1). Неосуществление Администрацией г. Тынды в лице мэра г. Тынды Михайловой М.В. действий по строительству полигона твердых бытовых отходов отрицательно сказывается на ее качестве жизни и благополучии как жителя города Тынды, поскольку ущемляются ее права на санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную и безопасную окружающую среду.
Просила установить факт совершения мэром города Тынды Михайловой М.В., возглавляющей Администрацию города Тынды, действий по неисполнению решения Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, влекущее нарушение прав административного истца на благоприятную среду обитания, право на жизнь и здоровье.
Определением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Тындинский городской прокурор и Управление Росприроднадзора по Амурской области.
В судебное заседание мэр города Тынды Михайлова М.В., представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) принимая во внимание, что ответчик, представитель заинтересованного лица извещены надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании административный истец Пинчук В.П. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных обоснованиях административного искового заявления, пояснила, что срок исковой давности ею не пропущен.
Представитель административного ответчика Силаева Ю.Е. требования Пинчук В.П. не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что требование административного истца об установлении факта совершения должностным лицом действий по неисполнению решения суда не соответствует положениям Кодекса административного судопроизводства РФ. Решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: обязать Администрацию города Тынды осуществить на отведенном земельном участке строительство полигона твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, градостроительного и природоохранного законодательства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу. Решением Тындинского районного суда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт ввода в эксплуатацию объекта (свалки), размещенного по адресу: г. Тында, Амурская область, на земельном участке с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно настоящему решению установление факта ввода в эксплуатацию санкционированного объекта размещения отходов (свалка) является основанием того, что орган местного самоуправления города Тынды (Администрация города Тынды) в полном объеме решает вопросы местного значения в рамках Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Тынды направила в Министерство природных ресурсов Амурской области обращение о включении строки «Строительство полигона по сбору твердых коммунальных отходов па территории города Тынды» в Проект плана мероприятий по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Амурской области на основании решения Тындинского районного суда Амурской области об осуществлении строительства полигона, в связи с тем, что в бюджете города Тынды не предусмотрены денежные средства на строительство в связи с дефицитом бюджета. Решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по строительству полигона возложена на ответчика - Администрацию города Тынды. В соответствии с ч.1 ст.54 Устава города Тынды Администрация города Тынды является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тынды, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Тынды федеральными законами и законами Амурской области. Мэр города Тынды, являясь в силу ст. 46, ст. 29 Устава города Тынды высшим должностным лицом города Тынды и самостоятельным органом местного самоуправления, не может выступать в качестве субъекта правоотношений, возникающих по поводу реализации возложенной судом обязанности по осуществлению строительства полигона. Помимо этого, Михайлова М.В. приступила к исполнению полномочий мэра города Тынды с ДД.ММ.ГГГГ на основании выборов, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. На дату начала исполнения полномочий мэра Михайловой М.В. решение суда об осуществлении строительства полигона не реализовывалось в течение полутора лет. На дату вынесения решения Тындинского районного суда и вступления его в законную силу к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В настоящее время внесены изменения в федеральное законодательство по организации мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами путем осуществления деятельности региональных операторов. Исходя из анализа изменения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Администрации города Тынды, как орган местного самоуправления, мэр города Тынды не имеют полномочий на осуществление строительства полигона твердых бытовых отходов. В Территориальной схеме, учитывая особенности Амурской области, муниципальные образования Амурской области разделены на 5 кластеров по зонам деятельности региональных операторов. Город Зея, город Тында, город Сковородино, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район относятся к кластеру 1. С ДД.ММ.ГГГГ на территории города Тынды приступил к работе региональный оператор по обращению с ТКО <данные изъяты>, который осуществляет сбор, транспортирование, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением других операторов по обращению с ТКО. Для жителей <адрес>, в котором также проживает административный истец, оборудована контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. Данная площадка с установленными координатами местоположения включена в реестр мест накопления ТКО по муниципальному образованию город Тында (реестр находится в открытом доступе на официальном сайте Администрации города Тынды в подразделе «Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО на территории города Тынды» раздела «Информация ЖКХ»). Таким образом, в связи с тем, что для административного истца (как и для всех жителей города Тынды) организована деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, нарушение прав, свобод и законных интересов Пинчук В.П. в неосуществлении строительства полигона твердых бытовых отходов не усматривается. Кроме того, административным истцом пропущен общий срок исковой давности обращения в суд, установленный ст. 196 ГПК РФ. Согласно решению суда Администрация города Тынды была обязана осуществить строительство полигона до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административный истец должен был узнать о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ. Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Административный истец просит установить факт совершения мэром города Тынды Михайловой М.В. действий по неисполнению решения Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ год, влекущее нарушение прав административного истца на благоприятную окружающую среду обитания, право на жизнь и здоровье. Достоверных фактов о неисполнении Администрацией города Тынды, мэром города Тынды полномочий в области охраны окружающей среды, вследствие чего, как считает административный истец, было нарушено его право на благоприятную среду обитания, в материалы дела не представлено. Также отсутствует причинно-следственная связь между неисполнением решения суда Администрацией города Тынды по осуществлению строительства полигона, и возможным нарушением прав административного истца на благоприятную среду обитания, на жизнь и здоровье, с учетом того, что на территории города Тынды в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, по их накоплению, сбору, транспортированию, обработке и утилизации.
Представитель заинтересованного лица - старший помощник Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.
Обязательность исполнения судебных решений составляет неотъемлемый элемент права на судебную защиту. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6).
Из этого же исходит Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», закрепляющий обязательность вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции в качестве одного из принципов их деятельности (часть 8 статьи 5).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Тынды о возложении обязанности осуществить строительство полигона. Судом постановлено: обязать Администрацию г. Тында осуществить на отведенном земельном участке строительство полигона твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, градостроительного и природоохранного законодательства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика Администрации города Тынды без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца получен исполнительный лист № серии <данные изъяты> №.
Согласно постановлению Администрации г. Тынды № 606 от 17 марта 2016 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию города Тында переведен из категории земель «земли населенных пунктов» в «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для дальнейшего строительства полигона твердых бытовых отходов.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно определению Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения решения Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а частная жалоба Администрации г. Тынды без удовлетворения.
Административный истец Пинчук В.П., полагая, что нарушаются ее права, свободы и законные интересы в связи с неисполнением указанного решения суда, обратилась в суд с требованием об установлении факта неисполнения судебного решения мэром города Тынды Михайловой М.В.
Представителем административного ответчика Администрации г. Тынды Силаевой Ю.Е. заявлено о пропуске срока исковой давности, поскольку административный истец должен был узнать о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ч. 1.1. если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Из искового заявления и пояснений административного истца следует, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполняется.
Суд полагает, что бездействие носит длящийся характер, и срок обжалования в данном случае административным истцом не пропущен, следовательно, правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.
Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Структуру органов местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 ФЗ N 131-ФЗ).
Согласно ст. 46 Устава города Тынды мэр города Тынды является высшим должностным лицом города Тынды, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация города Тынды является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тынды, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Тынды федеральными законами и законами Амурской области (ст. 54 Устава).
В силу п. п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 82 Устава города Тынды к полномочиям администрации города Тынды в области охраны окружающей среды относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории города; иные вопросы в области охраны окружающей среды, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Амурской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами города Тынды.
Как установлено в судебном заседании, решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Тында обязана осуществить на отведенном земельном участке строительство полигона твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, градостроительного и природоохранного законодательства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Учитывая, что решением суда обязанность осуществить строительство полигона твердых бытовых отходов на мэра города Тынды Михайлову М.В. не возлагалась, административным истцом не представлено в суд каких-либо доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца бездействием мэра города Тынды Михайловой М.В., требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░ 2020 ░░░░.