УИД: 57RS0019-01-2024-000304-84 Производство № 12-1-21/2024
РЕШЕНИЕ
20 июня 2024 года пгт. Нарышкино
Судья Урицкого районного суда Орловской области Гнеушева Е.Н., рассмотрев в судебном заседании в помещении суда жалобу администрации Урицкого района Орловской области на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО5 №-АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
врио начальника отделения - старшим судебным приставом Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО5 вынесено постановление №-АП от 05.04.2024
о привлечении Администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация Урицкого района Орловской области обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указано, что обжалуемым постановлением Администрация Урицкого района Орловской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 17.15 КоАП РФ и было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования об обязании администрации Урицкого района Орловской области обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенным по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения и водопроводов питьевого назначения».
Администрация Урицкого района предпринимала попытки, в рамках действующего законодательства, для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам исполнения решения суда в установленный срок судебным приставом - исполнителем невозможно, в связи с возникшими объективными причинами, такими как: отсутствие в бюджете Урицкого района денежных средств на исполнение решения суда одномоментно (Совет народных депутатов довёл лимиты на поэтапное исполнение с 2022 года по 2025 год включительно), а также обстоятельств которые затрудняют исполнение решение суда, связанные с отсутствием документации на объекты водоснабжения.
года администрацией Урицкого района Орловской области было направленно письмо в адрес <адрес> Совета народных депутатов ФИО3, в котором просили выделить денежные средства в общей сумме 2 080 000 рублей (52 000 х 40) для исполнения вышеуказанного решения Урицкого районного суда на подготовку проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и санитарно- эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны указанных источников централизованного водоснабжения по мероприятию «Формирование зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения» муниципальной программы «Улучшение водоснабжения в сельских населённых пунктах <адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе по годам: 156 000 рублей в 2022 году; 312 000 рублей в 2023 году; 416 000 рублей в 2024 году; 1196 000 рублей в 2025 году. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении запрашиваемых средств и ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №/ЗСО на разработку трёх проектов зон санитарной охраны. Однако при исполнении данного договора у организации, которая взяла на себя обязанности по его исполнению возникли сложности, такие как: отсутствие документации на объекты, в отношении которых заключен договор. В связи с данными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с Акционерным обществом «Центральное производственно-геологическое объединение» с предметом договора по восстановлению документации 3-х паспортов скважин, расположенных в <адрес>.) <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был исполнен, полученная документация была передана ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны. Во вновь установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя постановлением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не могла исполнить требования исполнительного документа по причине того, что ДД.ММ.ГГГГ необходимая документация была передана ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила в Урицкий районный суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в которой было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны обратилось к главе администрации <адрес> о предоставлении дополнительной информации в рамках исполнения взятых на себя договорных обязанностей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был направлен ответ с приложенными документами, согласно полученному запросу. В рамках заключенного договора на разработку проектов зон санитарной охраны выяснились причины затрудняющие исполнения данного договора, а именно: отсутствие документации на объекты водоснабжения. В связи с отсутствием данной документации, исполнение договора по изготовлению проектов зон санитарной охраны не представляется возможным, в результате чего, для устранения причин способствующих неисполнение как договора, так и решение Урицкого районного суда администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключила договор № с АО «Центральное ПГО» на восстановление документации 3-х паспортов скважин. В рамках заключенного договора на разработку проектов зон санитарной охраны выяснились причины затрудняющие исполнения данного договора, а именно: отсутствие документации на объекты водоснабжения. В связи со сложностями, с которыми столкнулась администрация района, фактически договор от ДД.ММ.ГГГГ был исполнен только в 2023 году (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ). В 2024 году администрацией района, для заключения договора на новые объекты в рамках исполнения решения суда были запрошены коммерческие предложения, по результатам которых проведены работы с потенциальными Исполнителями. ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты отдела архитектуры, строительства и ЖКХ был направлен проект договора ЗСО от ООО «Экопомощь», после внесения правок в проект договора будет подписан на сумму 312 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был заключен договор №/ЗСО на разработку шести проектов зон санитарной охраны. Соответственно, после выполнения указанного договора, администрацией <адрес> будет продолжена работа по исполнению требований указанных в исполнительных документах.
Соответственно, администрация <адрес> предпринимает попытки, в рамках действующего законодательства, для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам решение суда до настоящего времени не исполнено. Следовательно, вина администрации <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует, так как Администрация как орган местного самоуправления действует в рамках доведённых лимитов, а также учитывая несовершенства имеющихся документов на источники водоснабжения для исполнения решения суда. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения. Таким образом, в действиях администрации <адрес> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, <адрес> просит суд постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО5 №-АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебное заседание представитель администрации Урицкого района Орловской области Олейник А.С. и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, врио начальника отделения – старший судебный пристав Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО5 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Оценив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом. ( часть 2 статьи 105 «Об исполнительном производстве»).
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Урицкого районного суда Орловской области от 26 февраля 2020 года на муниципальное образование Урицкий район в лице администрации Урицкого района Орловской области возложена обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а именно: обеспечить наличие проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 1.11, 1.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 31 марта 2020 года. Таким образом, срок его исполнения истекал 31 декабря 2020 года.
На основании исполнительного листа, выданного Урицким районным судом Орловской области 11 ноября 2021 года, судебным приставом-исполнителем Урицкого МОСП УФССП России по Орловской области ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, администрации <адрес> установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. (Л.д. 53,54-55)
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по Урицкому, Сосковскому и <адрес>м УФИО1 по <адрес> вынесено постановление о передаче исполнительного производства №-ИП в Специализированное ОСП по <адрес> ГМУ ФИО1. (Л.д. 50)
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем СОСП по <адрес> ГМУ ФИО1 А.А. исполнительное производство №-ИП принято к исполнению. (Л.д. 48-49).
Постановлением судебного пристава –исполнителя СОСП по <адрес> ГМУ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный новый срок требования судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа должником администрацией <адрес> исполнены не были, что, послужило основанием для составления в отношении администрации <адрес> протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (Л.д. 39 – 40)
Постановлением врио начальника отделения - старшим судебным приставом Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФИО1 ФИО5 №-АП от ДД.ММ.ГГГГ администрация Урицкого района Орловской области привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При этом, при вынесении постановления должностным лицом указано, что администрацией не представлено надлежащих убедительных доказательств принятия всех зависящих от администрации и исчерпывающих мер по добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный срок, доказательств того, что должником принимались какие – либо реальные, действенные, исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда не представлены.
Однако, нельзя согласиться с данным выводом должностного лица ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с действующим законодательством оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Урицкого района Орловской области и ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был заключен договор №5/ЗСО на разработку трёх проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников подземного водоснабжения (скважин) Урицкого района Орловской области. (Л.д. 15 – 17). Однако при исполнении данного договора у организации, которая взяла на себя обязанности по его исполнению возникли сложности, такие как: отсутствие документации на объекты, в отношении которых заключен договор. В связи с данными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с Акционерным обществом «Центральное производственно-геологическое объединение» с предметом договора по восстановлению документации 3-х паспортов скважин, расположенных в д. Юшино (1 скв.), пос. Совхозный (2 скв.) Урицкого района Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ указанный договор был исполнен, полученная документация была передана ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны. 31 июля 2023 года ООО «ЭКОПОМОЩЬ» для исполнения взятой на себя обязанности по разработку трёх проектов зон санитарной охраны обратилось к главе администрации Урицкого района Орловкой области о предоставлении дополнительной информации в рамках исполнения взятых на себя договорных обязанностей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был направлен ответ с приложенными документами, согласно полученному запросу. В рамках заключенного договора на разработку проектов зон санитарной охраны выяснились причины затрудняющие исполнения данного договора, а именно: отсутствие документации на объекты водоснабжения. В связи с отсутствием данной документации, исполнение договора по изготовлению проектов зон санитарной охраны не представляется возможным, в результате чего, для устранения причин способствующих неисполнение как договора, так и решение Урицкого районного суда администрация Урицкого района ДД.ММ.ГГГГ заключила договор № с АО «Центральное ПГО» на восстановление документации 3-х паспортов скважин. В рамках заключенного договора на разработку проектов зон санитарной охраны выяснились причины затрудняющие исполнения данного договора, а именно: отсутствие документации на объекты водоснабжения. В связи с чем, фактически договор от ДД.ММ.ГГГГ был исполнен только в 2023 году. В 2024 году администрацией Урицкого района, для заключения договора на новые объекты в рамках исполнения решения суда были запрошены коммерческие предложения, по результатам которых проведены работы с потенциальными Исполнителями. ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты отдела архитектуры, строительства и ЖКХ был направлен проект договора ЗСО от ООО «Экопомощь», после внесения правок в проект договора будет подписан на сумму 312 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Урицкого района Орловской области и ООО «ЭКОПОМОЩЬ» был заключен договор №/ЗСО на разработку шести проектов зон санитарной охраны. (Л.д. 28 – 31)
Таким образом, администрация Урицкого района предпринимает все необходимые меры, в рамках действующего законодательства, для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам решение суда до настоящего времени не исполнено.
В связи с изложенным, судья полагает, что имеются основания для удовлетворения жалобы администрации Урицкого района.
Доказательств, которые позволили сделать вывод о бездействии администрации Урицкого района Орловской области, не представлено.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе и при отсутствии в действиях состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья не находит оснований для привлечения администрации Урицкого района Орловской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, оспариваемое постановление необходимо отменить и производство по делу в отношении администрации Урицкого района Орловской области необходимо прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации Урицкого района Орловской области на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО5 №-АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного ОСП по Орловской области ГМУ ФИО1 ФИО5 №-АП от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Администрации Урицкого района Орловской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Н. Гнеушева