Решение по делу № 2а-1012/2022 от 06.09.2022

УИД № 60RS0020-01-2022-001872-70

Копия

Дело № 2а-1012/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2022 года                             гор. Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи          Захаровой О.С.,

с участием и.о. заместителя прокурора Псковского района Качановой В.А.,

административного истца                     Колтакова В.В.,

административного ответчика                        Моисеева Г.А.,

представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Псковского района                            Поздняковой С.И.,

при секретаре                  Останиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колтакова Валерия Викторовича о признании факта подкупа избирателя зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7 Моисеева Геннадия Алексеевича и отмене регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

Колтаков В.В., зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7, обратился в суд с административным иском о признании факта подкупа избирателя зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7 Моисеева Г.А. и отмене регистрации кандидата в депутаты.

В обосновании административного иска указано, что 01.09.2022 Моисеев Г.А., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7, в ходе мероприятий, посвященных Дню знаний и проходящих на территории избирательного округа №7 Псковского района (о. Залита) в Залитской основной общеобразовательной школе вручил подарок в виде торта потенциальному избирателю в своем избирательном округе.

Данная информация была опубликована 02.09.2022 в социальной сети ВКонтакте на странице Натальи Федоровой.

Полагая, что указанными действиями Моисеев Г.А. нарушил п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец Колтаков В.В. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Моисеев Г.А. в судебном заседании административный иск не признал, указал, что по приглашению директора школы Строгановой Галины 01.09.2022 принимал участие в мероприятии, посвященном Дню знаний в Залитской общеобразовательной школе. Торт, который он вручил учителю школы, приобретался за счет средств Администрации Псковского района, полагал, что вручение торта не является подкупом избирателя.

Представитель заинтересованного лица – Территориальной комиссии Псковского района Позднякова С.И. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, пояснила, что административным истцом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что кандидатом Моисеевым Г.А. или иными лицами, действующими по его поручению, при вручении подарка в виде кондитерского изделия по просьбе Главы Псковского района имели место агитация и призыв голосовать за его кандидатуру на выборах Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва. Доказательств того, что торт был приобретен за счет средств избирательного фонда кандидата не имеется, в связи с чем действия Моисеева Г.А. нельзя квалифицировать как подкуп избирателя. Отметила, что по факту, изложенному в административном иске, Колтаков В.В. 02.09.2022 обратился с жалобой в Территориальную избирательную комиссию Псковского района, по итогам рассмотрения которой ТИК вынесено постановление от 06.09.2022 о признании жалобы необоснованной. Кроме этого, полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском Колтаковым В.В. срока обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полгавшего об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи пропуском срока подачи административного иска в суд, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз (ред. от 06.05.2022) "Избирательный кодекс Псковской области" выборы депутатов областного Собрания нового созыва, Губернатора области назначает областное Собрание. Выборы главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва назначает представительный орган муниципального образования.

Днем голосования на выборах в областное Собрание, Губернатора области, в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий Губернатора области, указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 3.1, 4 настоящей статьи.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, так и непосредственно регистрации кандидата, устанавливая самостоятельные основания для этого в пунктах 6 и 7 статьи 76.

При этом перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим.

Регистрация кандидата в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в определенных данным пунктом случаях, к которым отнесено несоблюдение кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного федерального закона (подпункт "д").

Согласно подпункту "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве подкупа при проведении избирательной кампании, установлен пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при этом данный перечень действий не подлежат расширительному толкованию.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичный запрет на подкуп избирателей при проведении предвыборной агитации содержится в п. 2 ст. 52 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз (ред. от 06.05.2022) "Избирательный кодекс Псковской области".

В Псковской области подготовку и проведение выборов осуществляют избирательная комиссия области, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии (ст. 17 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз).

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Псковской области.

Как следует из материалов дела, Решением Собрания депутатов Псковского района №377 от 20.06.2022 г. на основании положений Закона Псковской области от 01.08.2003 №295-ОЗ, ст. 13 Устава муниципального образования «Псковский район» выборы депутатов Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва назначены на 11.09.2022. Указанное решение опубликовано в газете «Псковская провинция».

Территориальная избирательная комиссия Псковского района сформирована 07.12.2021 на основании постановления Избирательной комиссии Псковской области №211/1144-6.

Как следует из постановления Территориальной избирательной комиссии Псковского района от 31.07.2022 №20/103-5, Колтаков В.В., выдвинутый избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Псковского района от 03.08.2022 №21/123-5 Моисеев Г.А., выдвинутый избирательным объединением «Псковское районное отделение политической партии «Псковское районное местное отделение Псковского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», также зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по вышеуказанному избирательному округу.

Из представленных суду скриншотов следует, что на странице Главы Псковского района Федоровой Н.А. в социальной сети «ВКонтакте» 02.09.2022 размещена информация и фотоматериалы о проведении мероприятий, посвященных Дню знаний в Залитской основной общеобразовательной школе (филиал МБОУ «Остенская средняя общеобразовательная школа»), в ходе которых кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7 Моисеевым Г.А. вручен подарок в виде кондитерского изделия учителю вышеуказанной школы.

Полагая, что имел место подкуп избирателя со стороны зарегистрированного кандидата Моисеева Г.А., административный истец 02.09.2022 обратился в ТИК Псковского района с жалобой, просил снять кандидатуру Моисеева Г.А. с выборов.

По результатам рассмотрения жалобы Колтакова В.В. на основании постановления ТИК Псковского района от 06.09.2022 № 28/179-5 жалоба признана необоснованной.

Не находя оснований для удовлетворения административного иска, суд учитывает следующее.

Согласно части 5 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, согласно которой заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного).

В силу части 8 ст. 240 КАС РФ пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

Как усматривается из материалов дела, выборы депутатов Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва назначены на 11.09.2022, настоящее административное исковое заявление подано Колтаковым В.В. в суд 06.09.2022, т.е. с пропуском установленного в части 5 ст. 240 КАС РФ срока.

Суд не дает правовой оценки доводам административного истца о причинах пропуска срока обращения суд, поскольку в соответствии с частью 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Как указано в части 10 ст. 240 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

В силу части 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    При таких обстоятельствах, учитывая, что Колтаков В.В. обратился в суд с административным иском за пределами процессуального срока, который не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Колтакова Валерия Викторовича о признании факта подкупа избирателя зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов Псковского района седьмого созыва по Одномандатному избирательному округу №7 Моисеева Геннадия Алексеевича и отмене регистрации кандидата в депутаты отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья                     /подпись/         О.С. Захарова

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2022 года.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья                                  О.С. Захарова

УИД № 60RS0020-01-2022-001872-70

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2а-1012/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колтаков Валерий Викторович
Ответчики
Моисеев Геннадий Алексеевич
Суд
Псковский районный суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
pskovsky.psk.sudrf.ru
06.09.2022Регистрация административного искового заявления
06.09.2022Передача материалов судье
07.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2022Судебное заседание
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее