Решение по делу № 33-17363/2020 от 16.11.2020

Судья Мартынюк С.Л. Дело № 33-17363/2020

УИД 66RS0011-01-2018-001499-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 09.12.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Зоновой А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Иванова Сергея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области», войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков,

по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» на решение Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 10.07.2020.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия

установила:

Иванов С.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» (далее - Военный комиссариат Свердловской области), войсковой части 37271, Министерству финансов Российской Федерации, государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты участника боевых действий; признании бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для своевременной выдачи удостоверения ветерана боевых действий незаконным; взыскании за период с 01.04.2015 по 31.12.2017 убытков в размере 88998 руб. 22 коп.

В обоснование иска указал, что во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 08.08.2008 по 22.08.2008, в составе войсковой части 37271, принимал непосредственное участие в боевых действиях при выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия. Полагая, что данные обстоятельства дают ему право на получение удостоверения ветерана боевых действий Иванов С.А., начиная с марта 2010 года неоднократно обращался в территориальное подразделение Военного комиссариата Свердловской области, расположенное в г.Каменске-Уральском, которое наряду с войсковой часть 37271, допустившей нарушение Правил ведения и хранения военного билета солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана), утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.11.2007 №500, относительно не внесения сведений о периоде участия Иванова С.А. в боевых действиях, не приняло действенных мер по розыску необходимых документов. Допущенное бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для своевременной выдачи удостоверения ветерана боевых действий, полученного Ивановым С.А. лишь в январе 2018 года, лишило возможности предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в пределах общего срока исковой давности за период с 01.04.2015 по 31.12.2017.

Решением Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 16.01.2019 иск Иванова С.А. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий незаконным;

взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытки в размере 88998 руб. 22 коп.;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.04.2019 решение Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 16.01.2019 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» – без удовлетворения.

12.07.2019 решение Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 16.01.2019 в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытков в размере 88998 руб. 22 коп., исполнено.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 №45-КГ20-2 решение Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 16.01.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.04.2019 отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красногорский районный суд г.Каменска - Уральского Свердловской области.

Вышестоящим судом указано, что при рассмотрении исковых требований Иванова С.А. о возмещении Российской Федерацией убытков в порядке, предусмотренном ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненных незаконным бездействием войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области, суду следовало определить надлежащего ответчика, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде, в лице федерального органа государственной власти, являющегося главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, с которого подлежит взысканию спорная сумма.

Принимая решение о взыскании в пользу Иванова С.А. убытков, причиненных в результате незаконного бездействия Военного комиссариата Свердловской области, за счет средств казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации, судебными инстанциями в нарушение приведенного выше правового регулирования не принято во внимание, что Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства финансов Российской Федерации и реализацию возложенных на это Министерство функций. Однако Министерство финансов Российской Федерации (его территориальные органы) не является органом государственной власти, уполномоченным на выдачу удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Вывод судебных инстанций о взыскании в пользу Иванова С.А. убытков в результате незаконного бездействия Военного комиссариата Свердловской области за счет средств казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то, что финансирование деятельности Министерства обороны Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, не соответствует подлежащим применению нормам права.

Решением Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 10.07.2020 иск Иванова С.А. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий незаконным;

взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытки в размере 88998 руб. 22 коп.;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Не согласившись с решением суда, федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Свердловской области» подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Иванову С.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Иванов С.А., Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть 37271, федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области», Министерство финансов Российской Федерации, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, третье лицо Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе посредством заблаговременного (20.11.2020) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления истцу 20.11.2020 письменного уведомления через учреждение связи (получено 02.12.2020).

Участвующие в деле лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей, наделенных в установленном порядке полномочиями, не обеспечили.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Иванов С.А. во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 08.08.2008 по 22.08.2008, в составе войсковой части 37271, принимал непосредственное участие в боевых действиях при выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия.

Полагая, что данные обстоятельства дают ему право на получение удостоверения ветерана боевых действий Иванов С.А., в марте 2010 года обратился в территориальное подразделение Военного комиссариата Свердловской области, расположенное в г.Каменске-Уральском. В связи с отсутствием необходимых сведений в военном билете и личном деле военным комиссариатом 18.03.2010 в адрес командира войсковой части 37271 направлен запрос о предоставлении сведений об участии истца в боевых действиях (т.1 л.д. 11), ответ на который не поступил.

В начале 2011 года Иванов С.А. повторно обратился в территориальное подразделение Военного комиссариата Свердловской области, расположенное в г.Каменске-Уральском с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое переадресовано в Военный комиссариат Свердловской области.

14.03.2011 заявление Иванова С.А. и приложенные к нему документы возвращены в отдел военного комиссариата Свердловской области по г.Каменск-Уральскому и Каменскому району без реализации (т.1 л.д. 12), по мотиву отсутствия необходимых документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 08.08.2008 по 22.08.2008, предложено сделать запрос в войсковую часть 37271 для их получения.

05.04.2011 соответствующие запросы направлены в войсковые части 37271 и 66431 (т.1 л.д. 13, 14, 15).

22.06.2011, 25.07.2013, 26.12.2013 после поступления из войсковой части 66431 сведений о её расформировании и направлении документов в архив, отделом военного комиссариата Свердловской области по г.Каменск-Уральскому и Каменскому району направлены запросы о службе Иванова С.А. в составе восковой части 66431 в архивы Южного военного округа и Центральный архив Министерства обороны (т.1 л.д. 17-19).

23.01.2014 Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации дан ответ об отсутствии сведений в отношении Иванова С.А. по войсковой части 66431 (т.1 л.д.20).

17.08.2017 отделом военного комиссариата Свердловской области по г.Каменск-Уральскому и Каменскому району направлены запросы в архивы Министерства обороны об участии Иванова С.А. в боевых действиях в составе войсковой части 37271 (т.1 л.д. 21-23).

18.09.2017 из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации поступила архивная справка, подтверждающая участие Иванова С.А. в боевых действия на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года (т.1 л.д. 26).

13.11.2017 Иванову С.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий, фактически полученное последним 12.01.2018.

В последующем истец реализовал право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» обратившись 17.01.2018 в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, Иванов С.А. фактически указывал на причинение ему убытков в пределах общего срока исковой давности за период с 01.04.2015 по 31.12.2017, вследствие неправомерного бездействия Военного комиссариата Свердловской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для своевременной выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Для привлечения к деликтной ответственности необходимо установить состав правонарушения, включающий противоправное действие ответчика, вину и причинно-следственную связь, величину убытков, совокупность условий для наступления которой судом первой инстанции установлена, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III этого перечня к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08.08.2008 по 22.08.2008.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, являющегося основанием для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе ежемесячной денежной выплаты (п.п.2 п.1 ст.13).

Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 №595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).

Пунктом 8 Порядка установлено, что для получения удостоверения вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Согласно п.10 Порядка организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), возлагается, в частности на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства заявителя либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание заявитель).

Перед направлением заявления (рапорта) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, комиссию (центральную комиссию) указанные выше должностные лица проверяют заявление (рапорт) и приложенные документы на предмет соответствия требованиям статей 3 и 12 Федерального закона «О ветеранах» и раздела III приложения к нему, а также пунктов 1, 6 - 9 настоящего Порядка.

В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.

После получения указанных документов они прикладываются к заявлению (рапорту) вместе с копиями запросов, направлявшихся для розыска документов.

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем в период спорных правоотношений приказе Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 № 2288, регламентировавшего Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

При этом, отсутствие у инициатора обращения документов, подтверждающие его участие в боевых действиях порождает у должностного лица, в данном случае военного комиссара обязанность по организации работы по розыску указанных документов, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой, при наличии необходимых условий, является основанием для возмещения убытков, причиненных гражданину вследствие незаконных действий либо бездействия такого лица.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, а также, сославшись на положения ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части признания бездействия Военного комиссариата Свердловской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, а именно по направлению запросов для розыска документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в боевых действиях, не соответствующих по своей периодичности и направленности в компетентные организации, обладающие необходимой информацией, протяженности периода времени с 2010 года по 2017 года, в течение которых истец, не имел возможности предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе ежемесячной денежной выплаты (п.п.2 п.1 ст.13). При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлено наличие вины военного комиссариата в несвоевременном назначении истцу, как участнику боевых действий, ежемесячной денежной выплаты. Судом установлено причинение Иванову С.А. убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, с учетом пределов заявленных требований (ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) определен размер таких убытков, сделан обоснованный вывод о наличии оснований для возмещения вреда в порядке ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащего возмещению с главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности - Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из перечисленных выше положений, а также ч.1 ст. 55, ст.ст. 59,60,67,68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, с учетом установленных фактических обстоятельств не усматривает оснований для отмены правильного по существу судебного акта в оспариваемой части.

Возражения апеллянта относительно отсутствия оснований для признания бездействия Военного комиссариата Свердловской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий незаконным; взыскания с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытков, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов,

Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что в период с марта 2010 года по ноябрь 2017 года Иванов С.А. не имел возможности получать ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.п.3 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в связи с длительным не рассмотрением его заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий подразделениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации (Военным комиссариатом Свердловской области).

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).

Согласно п.1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в п.3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (п.5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В силу п.10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13 раздела III Положения).

Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 №1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (п. 3 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.4 Положения о военных комиссариатах).

Основными задачами военных комиссариатов в силу п.17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы (подпункт 35); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (п.п.40).

В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 №595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно положениям названного порядка в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется выдача удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возлагается, в том числе на военных комиссаров по месту постановки граждан на воинский учет. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов, соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации организуется работа по розыску указанных документов.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты), в силу приведенных правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства обороны Российской Федерации и обязаны осуществлять действия, направленные на подготовку документов с целью реализации требований законодательства о выдаче удостоверений.

При этом, Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, несет ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), в том числе в рамках подготовки документов на выдачу удостоверений, если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинен вред.

С учетом приведенных нормативных положений, надлежащим ответчиком при рассмотрении исковых требований Иванова С.А. о возмещении Российской Федерацией убытков в порядке, предусмотренном ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненных незаконным бездействием войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области, наделенным полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде, в лице федерального органа государственной власти, является главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности - Министерство обороны Российской Федерации, с которого подлежит взысканию спорная сумма.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского районного суда г.Каменска - Уральского Свердловской области от 10.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Свердловской области» – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: А.Е. Зонова

33-17363/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Сергей Анатольевич
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
Военный комиссариат Свердловской области
Войсковая часть 37271
Другие
ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ
Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кокшаров Евгений Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
17.11.2020Передача дела судье
09.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее