Решение по делу № 33-7397/2024 от 24.07.2024

Судья Сорокина Е.Б.           № 33-7397/2024

         № 2а-2127/2024

64RS0045-01-2024-003151-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2024 года                      город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Артемовой Н.А.,

судей Строгановой Е.В., Зотовой Ю.Ш.,

при ведении протокола помощником судьи Тычковой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной О.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными решения по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 07 мая 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Строгановой Е.В., объяснения представителя ответчика Судариковой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Сорокина Г.Д., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия

установила:

Сорокина О.А. первоначально обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающейся в получении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что 19 января 2024 года Сорокина О.А. обратилась в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о признании нуждающейся в получении социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение расходов на оплату процентов по займу (кредиту) на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Законом Саратовской области от 31 мая 2011 года № 54-ЗСО «О предоставлении меры социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств» (далее - Закон № 54 - ЗСО). Распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> (далее - Распоряжение от <дата>
), ей было отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на заключение Управления жилищной политики министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> (далее – Заключение
от <дата>), в соответствии с которыми Сорокиной О.А. отказано в признании нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет, поскольку ею утрачено право на получение социальной выплаты. С принятыми ответчиком актами Сорокина О.А. не согласилась, полагая их незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, в связи с чем обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными Заключение от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет; Распоряжение от <дата> об отказе в постановке на жилищный учет; возложить обязанность на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области признать Сорокину О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и поставить на жилищный учет.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 07 мая 2024 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным Заключение от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сорокиной О.А. В удовлетворении остальных административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Сорокина О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 15 августа 2024 года определено перейти к рассмотрению апелляционной жалобы министерства строительства и ЖКХ Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 07 мая 2024 года в порядке гражданского судопроизводства. Настоящее гражданское дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.

Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, сведений о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 января 2024 года Сорокина О.А. обратилась в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о признании нуждающейся в получении социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение расходов на оплату процентов по займу (кредиту) на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Законом № 54-ЗСО с постановкой на жилищный учет, предоставив полный перечень необходимых документов, предусмотренный ч. 1 ст. 3 Закона № 54-ЗСО, в том числе кредитный договор от <дата> , из которого следует, что Сорокина О.А. оформила ипотеку и приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (договор купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от <дата>).

Рассмотрев указанное заявление, министерство строительства и ЖКХ Саратовской области приняло Распоряжение от <дата>, которым отказало Сорокиной О.А. в признании нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет со ссылкой на Заключение от <дата>, в соответствии с которыми Сорокиной О.А. отказано в признании нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет, поскольку ею утрачено право на получение социальной выплаты.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3 Закона № 54-ЗСО, постановления Правительства Саратовской области от 02 ноября 2011 года № 606-П «Вопросы предоставления мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств», оценив представленные доказательства, установив, что Сорокиной О.А. соблюдены требования законодательства для получения социальной выплаты, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным Заключения от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и возложении обязанности на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области повторно рассмотреть заявление Сорокиной О.А. При этом суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным Распоряжения
от 09 февраля 2024 года об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет; возложении обязанности на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области признать Сорокину О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований, находит, что указанные выводы судом были сделаны преждевременно, без установления значимых обстоятельств по делу и правильного применения норм материального права, а доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 54-ЗСО настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета работникам бюджетной сферы по возмещению расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - заем (кредит)).

В п. 3 ст. 1 указанного Закона поименован перечень работников бюджетной сферы для целей названного Закона: работниками бюджетной сферы признаются работники областных или муниципальных учреждений бюджетной сферы: здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физической культуры и спорта (далее - учреждения бюджетной сферы), возраст которых не более 35 лет, работающие по специальности (должности), определенной Перечнем специальностей (должностей) работников бюджетной сферы по отраслям в муниципальных районах, городских округах Саратовской области, утверждаемым в соответствии с настоящим Законом Правительством области (далее - Перечень), если работа по данной специальности (должности) является их основным местом работы. Перечень утверждается с учетом имеющейся потребности в привлечении молодых специалистов к работе в соответствующих учреждениях бюджетной сферы.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона № 54-ЗСО социальная выплата предоставляется работникам бюджетной сферы до наступления одного из следующих событий: достижение работником бюджетной сферы 35-летнего возраста; окончание работы в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности), предусмотренной в Перечне; погашение займа (кредита).

Согласно ст. 2 Закона № 54-ЗСО работники бюджетной сферы, проживающие и работающие на территории Саратовской области, имеют право на получение социальной выплаты, если они и члены их семей до получения займа (кредита): не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений в муниципальном районе, городском округе, соответствующем месту работы работника бюджетной сферы; являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений и были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не более 14 квадратных метров в муниципальном районе, городском округе, соответствующем месту работы работника бюджетной сферы (ч. 1).

Условием предоставления социальной выплаты является совокупность следующих требований: наличие высшего образования и стажа работы в учреждениях бюджетной сферы по специальности не менее одного года; размер процентов по займу (кредиту) не превышает ставку рефинансирования (учетную ставку) Банка России, действующую на момент получения займа (кредита), более чем на пять процентных пунктов; заем (кредит) направлен на приобретение (строительство) жилого помещения на территории муниципального района, городского округа, соответствующего месту работы работника бюджетной сферы; заем (кредит) получен после дня вступления в силу настоящего Закона; общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения при получении займа (кредита) составляет 14 и более квадратных метров на одного члена семьи, состав которой определяется в соответствии с ч. 2 ст. 4 настоящего Закона (ч. 2).

Социальная выплата не предоставляется, если: статус обратившегося не соответствует требованиям статьи 1 настоящего Закона; не соблюдены условия, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи; меры социальной поддержки по возмещению расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений, установленные настоящим Законом и (или) иными нормативными правовыми актами области, ранее уже предоставлялись (ч. 3).

В ст. 3 Закона № 54-ЗСО определен перечень документов необходимый для рассмотрения вопроса о признании работника бюджетной сферы для признания их нуждающимися в получении социальной выплаты и постановки на жилищный учет.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 3 указанного Закона по результатам проверки представленных документов уполномоченный орган: принимает решение о признании работников бюджетной сферы нуждающимися в получении социальной выплаты и о постановке их на жилищный учет, осуществляемый с даты подачи заявления, а в случае совпадения дат подачи заявления - в алфавитном порядке, или принимает решение о мотивированном отказе в признании работников бюджетной сферы нуждающимися в получении социальной выплаты; формирует учетное дело работника бюджетной сферы, нуждающегося в получении социальной выплаты; определяет размер расчетной величины займа (кредита) и выдает работникам бюджетной сферы справки о расчетной величине займа (кредита), исходя из которой определяется размер социальной выплаты (далее - справка о расчетной величине займа (кредита)) (приложение 4), которая на основании п. 3 ст. 4 Закона № 54-ЗСО выдается для предоставления ее в кредитные организации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 02 ноября 2011 года № 606-П «Вопросы предоставления мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств» регулируется порядок получения социальной выплаты (Приложение 2) и перечень специальностей работников бюджетной сферы (Приложение 1), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Закона № 54-ЗСО.

Так, согласно Приложению 1 учителя иностранного (английского) языка имеют право на получение социальной выплаты.

Приложением 2 предусматривается порядок предоставления и расчета социальной выплаты за счет средств областного бюджета работникам бюджетной сферы на возмещение расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений.

В соответствии с Административным регламентом предоставления министерством строительства и ЖКХ Саратовской области государственной услуги «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений», утвержденным приказом министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 10 февраля 2021 года № 37 (далее - Административный регламент) (далее - государственная услуга) установлены сроки и последовательность действий (далее - административные процедуры) по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, требования к порядку предоставления государственной услуги, а также определены формы контроля за исполнением Административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных гражданских служащих.

Согласно п. 1.3 Административного регламента получателями государственной услуги являются: граждане, постоянно проживающие на территории Саратовской области, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении социальной выплаты и принятые на жилищный учет в соответствии с Законом Саратовской области «О предоставлении меры социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств», или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 2.6 Административного регламента, для получения государственной услуги в рамках Закона № 54-ЗСО работники бюджетной сферы или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с ГК РФ, сначала для признания нуждающимися в получении социальной выплаты и постановке на жилищный учет предоставляют поименованный в данном пункте Административного регламента перечень документов, который соответствует п. 1 ст. 2 Закона № 54-ЗСО.

Затем работники бюджетной сферы, признанные нуждающимися и поставленные на жилищный учет, после получения ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений представляют в Министерство следующие документы (сведения, содержащиеся в указанных документах): заявление в соответствии с приложением № 4 к настоящему Административному регламенту; договор либо его копия на приобретение жилого помещения путем внесения паевого взноса в жилищном, жилищно-строительном, жилищном накопительном кооперативах (при соответствующих способах приобретения недвижимости); договор либо его копия о предоставлении кредита (займа) для строительства (приобретения) жилья в 2 экземплярах; данные о лицевом счете, который будет использоваться для перечисления сумм компенсаций, и реквизитах кредитной организации, где открыт лицевой счет; график платежей по займу (кредиту), заверенный соответствующей кредитной организацией, в 2 экземплярах; выписку из истории платежей по оплате основного долга и процентов по договору о предоставлении кредита (займа) за период, предшествующий подаче дополнительных документов, определенных настоящим пунктом (п. 2.6.2).

Предоставление государственной услуги включает в себя несколько административных процедур, установленных п. 3.1 Административного регламента.

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов ответственному специалисту отдела (п. 3.15).

В рамках предоставления государственной услуги в соответствии с Законом Саратовской области «О предоставлении меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в Саратовской области, на приобретение жилых помещений с привлечением заемных средств» специалист отдела проводит проверку представленных документов (п 3.17).

Результатом административной процедуры является издание в течение 30 дней распоряжения о признании работника бюджетной сферы нуждающимся в получении социальной выплаты и о постановке его на жилищный учет или о мотивированном отказе в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в получении социальной выплаты, и подготавливает справку о расчетной величине ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилого помещения или мотивированный отказ в признании работника бюджетной сферы в качестве нуждающегося в предоставлении ему меры социальной поддержки и о постановке его на учет получателей меры социальной поддержки (п. 3.18).

Решение о признании нуждающимися в получении социальной выплаты и о постановке на учет нуждающихся в получении социальной выплаты или о мотивированном отказе в признании нуждающимися в получении социальной выплаты и о постановке на учет нуждающихся в получении социальной выплаты выдается или направляется заявителю (его представителям) не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления и документов (п. 3.20).

Специалист отдела уведомляет заявителя о необходимости получения справки о расчетной величине ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилого помещения либо об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении социальной выплаты не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения (п. 3.20).

Справка о расчетной величине займа (кредита) выдается для представления ее в кредитные организации с целью оформления займа (кредита) (п. 3.22).

Министерство осуществляет выдачу справок о расчетной величине займа (кредита) в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление социальных выплат, с учетом исполнения ранее принятых обязательств (п. 3.23).

Результатом административной процедуры является уведомление о принятом решении о признании нуждающимися в получении социальной выплаты и о постановке их на учет нуждающихся в получении социальной выплаты или о мотивированном отказе в признании нуждающимися в получении социальной выплаты и о постановке их на учет нуждающихся в получении социальной выплаты и, в случае принятия положительного решения, выдача справки о расчетной величине займа (кредита), свидетельства о предоставлении социальной выплаты (п. 3.25).

В рамках предоставления государственной услуги в соответствии с Законом Саратовской области «О предоставлении меры социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств» специалист отдела принимает от граждан, получивших справку о расчетной величине займа (кредита) и ипотечный заем (кредит) на приобретение (строительство) жилого помещения, заявление и документы для заключения договора о предоставлении социальной выплаты и проводит их проверку, принимает решение о заключении договора о предоставлении социальной выплаты и подготавливает его либо о мотивированном отказе в заключении указанного договора в течение 30 рабочих дней со дня их предоставления (п. 3.27).

Результатом административной процедуры являются уведомление о принятом решении и заключение договора на предоставление социальной выплаты либо уведомление о мотивированном отказе в заключении указанного договора (п. 3.29).

Принимая во внимание изложенное выше, установленные по делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия исходит из того, что государственная услуга «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты за счет средств областного бюджета на возмещение расходов на оплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилых помещений» носит заявительный характер, последовательность действий по предоставлению данной услуги определена Административным регламентом. Установив, что обращаясь 19 января 2024 года к ответчику с указанным выше заявлением о предоставлении государственной услуги, Сорокина О.А. в соответствии с п. 1.3 Административного регламента утратила право на получение данной государственной услуги, поскольку на момент обращения с заявлением не являлась лицом, приобретающим жилое помещение, так как <дата> она уже приобрела в собственность жилое помещение на территории Саратовской области площадью более 14 кв.м. на каждого члена семьи без соблюдения порядка предоставления государственной услуги, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признания незаконным Заключения от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и возложении на министерство строительства ЖКХ Саратовской области обязанности повторно рассмотреть заявление Сорокиной О.А.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В связи с нарушением судом норм материального права, выразившихся в неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменении закона, подлежащего применению, и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), решение суда подлежит отмене в части удовлетворенных требований о признания незаконным Заключения от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и возложении на министерство строительства ЖКХ Саратовской области обязанности повторно рассмотреть заявление Сорокиной О.А. с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 07 мая 2024 года отменить в части удовлетворенных требований о признании незаконным заключения от <дата> об отказе в признании Сорокиной О.А. нуждающейся в получении социальной выплаты и возложении обязанности на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области повторно рассмотреть заявление Сорокиной О.А.

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-7397/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сорокина Ольга Анатольевна
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Сорокин Георгий Дмитриевич
Суд
Саратовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
25.07.2024Передача дела судье
15.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Передано в экспедицию
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее