Копия дело № 2-9962/2023
УИД 24RS0048-01-2023-004557-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Фелипас С.А.
с участием истца – Ахметзянова Ш.Г., его представителя – Ахметзянова А.Ш.,
представителя ответчика, третьего лица – Туренко Ж.В., доверенность от 30.01.2023г.,
представителя третьего лица – Четверикова П.А., доверенность от 09.01.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметзянова Шамиля Гарифзяновича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Министерства труда и социальной защиты РФ Бюро № 1 о признании решения об отказе во внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ахметзянов Ш.Г. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России о признании решения незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, при нахождении на протезировании в клинике ООО «ОРТО-БАЛАНС» ему выдано заключение о необходимости использования протезов бедра с микропроцессорным управлением с целью восстановления способности стоять и ходить с ограничениями. При неоднократном обращении к ответчику с заявлениями о внесении изменений в программу ИПРА, истцу было отказано в назначении технических средств реабилитации – протезов модульных с микропроцессорным управлением. С указанным решением не согласен, просит их отменить и возложить на ответчика обязанность назначить Ахметзянову Ш.Г. технические средства реабилитации в соответствии с заключением ООО «ОРТО-БАЛАНС» - 8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением, правый и левый.
Впоследствии требования уточнены, Ахметзянов Ш.Г. также просит признать незаконным решения ответчика о наличии у истца противопоказания для назначения протезов с микропроцессорным управлением.
В судебном заседании истец – Ахметзянов Ш.Г., его представитель Ахметзянов А.Ш. исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Министерства труда и социальной защиты РФ Бюро № 1, третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю Министерства труда и социальной защиты РФ – Туренко Ж.В., действующая по доверенности от 30.01.2023г., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу невозможно определить вид технического средства реабилитации – протезы с микропроцессорным управлением, поскольку к такого вида протезам у истца имеются противопоказания.
Представитель третьего лица ОСФР по Красноярскому краю – Четвериков П.А., действующий на основании доверенности от 09.01.2023г., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал позицию ответчика.
Представитель третьего лица - Прокуратуры Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу статей 7 и 8 Федерального Закона от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ч. 1 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов возложена на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, утвержденным Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, действовавшим в период спорных правоотношений, Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; 2014, N 38, ст. 5096), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) информируют инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) о целях, задачах и социально-правовых последствиях реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; б) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; в) определение реабилитационного и абилитационного прогноза; г) определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам.
На момент разработки ИПРА инвалида Ахметзянова Ш.Г. № № от 17.05.2021г. действовал Приказ Минтруда России от 05.03.2021 г. N 106н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации".
В соответствии с п. 8.04 – 8.07 указанного Перечня, протезы с микропроцессорные управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы нижних конечностей подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: самостоятельному передвижению, способность к самообслуживанию, трудовой деятельности.
Протезы подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду с учетом условий использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.Протезы нижних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду индивидуально, при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.
При назначении протеза нижней конечности инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в первичном протезировании, определяется возможность замены до трех приемных гильз.
Длина костной культи бедра определяется как функциональная длина культи и измеряется расстоянием от седалищного бугра до торца культи (до нижней точки плоскости костного опила бедренной кости).
Эффективность использования протезов под номерами 8-07-12, 8-07-13, 8-07-14 оценивается при определении медицинских показаний и противопоказаний по истечении срока пользования.
В соответствии с п. 8-07-12 Перечня, показаниями для использования протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением является Стойкие умеренные или выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижней конечности вследствие: костной культи/культей бедра длиной не менее 8 см, вычленения в коленном суставе; при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности; костной культи/культей бедра длиной не менее 6 см при обязательном (или безусловном) потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.
Абсолютными медицинскими противопоказаниями являются: нарушение целостности кожных покровов культи и близлежащего сегмента, пороки и болезни культи бедра, требующие медицинских реабилитационных мероприятий и/или реконструктивных хирургических вмешательств; значительно выраженные нарушения статики и координации движений (гиперкинетические, атактические нарушения); значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции; двусторонняя нижняя параплегия; выраженный или значительно выраженный нижний парапарез; стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций и/или стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы сохраненной конечности.
Относительными медицинскими противопоказаниями являются: выраженные, значительно выраженные нарушения психических функций, приводящие к выраженному снижению или отсутствию критической оценки своего состояния и ситуации в целом; нарушения поведения, аффективно-волевые, психоподобные нарушения, психопатизация личности; выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции; выраженные или значительно выраженные нарушения функции зрения: острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией 0,1 - 0; наличие эпилептических припадков с нарушениями сознания; возраст менее 6 лет (с учетом формирования навыков и умений в соответствии с биологическим возрастом).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ахметзянов Ш.Г., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом <данные изъяты> группы с 2020г.
Бюро № 1 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» для Ахметзянова Ш.Г. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № № от 17.05.2021г., предусмотрены технические средства реабилитации – протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии: 2 шт. (8-07-10).
В соответствии с заключением медико-технической комиссии № № от 12.05.2022г., выданным ООО «ОРТО-БАЛАНС», для более полного использования реабилитационного потенциала Ахметзянов Ш.Г. нуждается в использовании протезов бедра с микропроцессорным управлением (л.д. 16).
Истец обратился в Бюро № 1 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» с заявлением о несогласии с перечнем технических средств реабилитации, назначенных в соответствии с программой ИПРА, в части назначения протезов бедра модульных, без микропроцессорного управления.
17.08.2022г. ответчиком в отношении истца проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой у Ахметзянова Ш.Г. выявлены противопоказания к назначению протезов бедра с микропроцессорным управлением.
С указанным заключением истец не согласен, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от 08.06.2023г. назначена судебно-медицинская экспертиза для определения показания и противопоказания у истца для протезирования протезами бедер с микропроцессорным управлением, производство которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ (л.д. 59-60).
Согласно заключению от 06.07.2023г, из данных обследования, полученных специалистами экспертного состава №1 при проведении медико-социальной экспертизы: Ахметзянов Ш.Г. по квартире передвигается в комнатной кресле-коляске, управляет самостоятельно; со слов, по квартире удобнее передвигаться на кресле-коляске, модульными протезами не пользуется, в виду боязни падения (стоят в углу комнаты, в белых матерчатых упаковках); при осмотре модульные протезы находились в чехлах, признаков эксплуатации последних не выявлено - без потертостей, обувь на них без следов ношения (получил модульные протезы в июле 2021г.); демонстрировать навыки пользования протезами отказался, в связи с чем оценить навыки пользования протезами не представляется возможным.
Таким образом, отсутствуют медицинские показания для протезирования протезами бедер с микропроцессорным управлением: инвалид передвигается в кресле-коляске, не сформированы навыки ходьбы на модульных протезах, надевание и управление протезами затруднено, достижение 2 уровня активности по MOBIS на осмотре продемонстрировать не смог, достижение 3 уровня активности сомнительно, потенциально возможно достижение 2 уровня активности.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2021 г. № 106н “Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации” имеются абсолютные медицинские противопоказания для рекомендации протезов бедра модульных с микропроцессорным управлением: в связи с наличием значительно выраженных нарушений функций <данные изъяты> (Выписной эпикриз КГБУЗ ККГВВ от 10.02.2023г., диагноз: <данные изъяты>.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, заключение судебной экспертизы, проведенной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ, суд принимает заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства.
Заключение эксперта ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2023г. выполнено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющим соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключение эксперта дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта последовательны, непротиворечивы. Данные о заинтересованности эксперта в исходе дела отсутствуют.
Выводы судебной экспертизы научно обоснованы и не вызывают у суда сомнения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что у Ахметзянова Ш.Г. отсутствуют медицинские показания для протезирования протезами бедер с микропроцессорным управлением, в связи с тем, что у последнего не сформированы навыки ходьбы на модульных протезах, его потенциально возможный уровень активности второй, более того, у истца выявлены абсолютные медицинские противопоказания для рекомендации протезов бедра модульных с микропроцессорным управлением, в связи с наличием выраженных нарушений сердечно-сосудистой системы, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, и приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку доказательств того, что, указанные в ИПРА инвалида, технические средства реабилитации не соответствуют состоянию здоровья Ахметзянова Ш.Г. и сделаны без учета особенностей и потребностей инвалида, истцом не представлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.