Копия дело № 2а-7641/2022
УИД: 24RS0048-01-2021-014564-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Погореловой И.К.,
с участием административного истца – Баранова С.А., посредством ВКС,
представителя административных ответчиков – ФКУ ИК-27 ГУФСИН Росии по Красноярскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица – ГУФСИН России по Красноярскому краю – Мезеновой О.С., доверенности от 02.03.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова Сергея Александровича к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания,
УСТАНОВИЛ:
Баранов С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 19.09.1995 года «О первоочередных мероприятиях на 1996-1997 годы по экологическому оздоровлению крупных промышленных центров Красноярского края» жители санитарной зоны ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» были переселены за пределы санитарно-защитной зоны. При этом вынос объектов ГУФСИН России по Красноярскому краю (ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю) за пределы санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» не осуществлялся. Согласно действующему законодательству проживание людей в санитарно-защитной зоне предприятий запрещено. Тем самым были нарушены его права на обеспечение благоприятной окружающей средой, причинены нравственные страдания, в связи с чем, просит суд взыскать с ответчика в компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания 2 500 000 руб.
Определением от 29.03.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании 24.05.2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица - ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец – Баранов С.А. в судебном заседании административные исковые требования к ответчикам ФСИН России и ФКУ-ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю не поддержал. Суду пояснил, что он содержался в ненадлежащих условиях, на ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» постоянно осуществляются выбросы вредных веществ, которые попадают на территорию ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где содержится административный истец. Баранов С.А. имеет хронические заболевания, выбросы с ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» ухудшают его состояние здоровья.
Представитель административных ответчиков – ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица – ГУФСИН России по Красноярскому краю – Мезенова О.С., действующая на основании доверенностей от 02.03.2022г., заявленные требования не признала, дополнительно суду пояснила, что согласно экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, на территории ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю не превышена ПДК вредных веществ. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представители заинтересованных лиц ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили. Ранее представителем ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю был представлено возражение на административное исковое заявление, в соответствии с которым ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю исключено из санитарно-защитной зоны ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, с учетом мнения административного истца, представителя административных ответчиков, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц, извещенных о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии с п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Отсюда следует, что местом жительства гражданина не является место, в котором он пребывает временно, например, место, где гражданин находится под стражей в виде меры пресечения или отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой). В свою очередь, под местом пребывания понимается в том числе учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ (абзац седьмой).
При этом Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не предусматривают при осуждении к лишению свободы или принудительным работам обязательное снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства. Напротив, согласно пункту 15 названных правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в том числе в определении от 26 мая 2011 года N 704-О-О, о том, что исправительное учреждение не является местом жительства лица, отбывающего там наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 73 УИК РФ исправительные учреждения являются местом отбывания наказания, осужденных к лишению свободы. В связи с этим, место, где располагается исправительное учреждение, равно как и само исправительное учреждение не могут быть признаны местом проживания осужденного.
Таким образом, исправительная колония не является местом жительства осужденного. Местом жительства лиц, осужденных к лишению свободы, является их место проживания до осуждения.
В силу части 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (часть 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Во исполнение требований ст. 82 УИК РФ Приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 утверждены Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Исходя из п. 16 Правил осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места.
В силу пунктов 20, 21 Правил в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств; распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Баранов С.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 24.01.19 года по 26.07.2021 года.
ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю образовано в 1967 году и является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных работ.
Территория ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю находится на границе г.Красноярска в промышленной зоне в северном районе г.Красноярска. Территория объекта граничит с юга на расстоянии 3 660 метров с очистными сооружениями ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод».
Постановление администрации г. Красноярска от 18.10.2004 года N 463 "Об установлении санитарно-защитной зоны ОАО "КрАЗ" и установлении ограничений на ее использование" принято задолго после того, как ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю было введено в эксплуатацию.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства: промышленные объекты и производства первого класса I - 1000 м; промышленные объекты и производства второго класса II- 500 м; промышленные объекты и производства третьего класса III- 300 м; промышленные объекты и производства четвертого класса IV- 100 м; промышленные объекты и производства пятого класса V- 50 м.
Согласно экспертного заключения №1835 от 18.12.2020 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации «Проект санитарно-защитной зоны для ФКУ ИК-27 ГУФСИН РоссРосии по Красноярскому краю» на границе санитарно-защитной зоны и жилой застройки по всем расчетным точкам максимальное значение приземных концентраций загрязняющих веществ не превышает ПДК, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования в обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Также данным заключением установлено, что «Проект санитарно-защитной зоны для ФКУ ИК-27 ГУФСИН Росии по Красноярскому краю» соответствует СанПиН 2.2.1./2.1.1-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования в обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» и ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Баранова С.А. о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания, поскольку размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, «Проект санитарно-защитной зоны для ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю» соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к качеству атмосферного воздуха населенных мест, отсутствует ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, а удаленность ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» составляет 3 660 метров, при минимально допустимом расстоянии до промышленных объектов и производств первого класса I - 1000 м., при этом суд исходит из того, что ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных работ и не является местом жительства лица, отбывающего там наказание в виде лишения свободы, в связи с чем, суд не усматривает нарушений условий содержания административного истца.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых административным истцом действий (бездействия) административных ответчиков по ненадлежащим условиям содержания, выразившимся в отсутствии благоприятной окружающей среды, не установлена (статья 227 КАС РФ), суд полагает, что административные ответчики ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю не нарушили условия содержания Антонова А.А. и оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется.
Также судом учитывается то, что Министерство Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета применительно к организации условий содержания в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю является ФСИН России, которое в соответствии ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении представляет интересы Российской Федерации, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований Барановва С.А. к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Баранова Сергея Александровича к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 06.07.2022 года.
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха