Дело № 2 а-78/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Лойко М.А., при секретаре Веревкиной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области к Оськину С.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Оськину С.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени. В обоснование требований указано, что ответчик Оськин С.В. состоит на налогом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области в качестве налогоплательщика. Согласно ст. 357 НК РФ, ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года № 20 «О транспортном налоге Липецкой области» ему был начислен транспортный налог за 2018 год, а также налог на имущество физических лиц за 2018 год. Налоги подлежали уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 НК РФ Оськину С.В. было направлено налоговое уведомление на уплату налога. В связи с тем, что в установленные сроки Оськин С.В. налог не уплатил, на сумму недоимки начислены пени. В связи с неуплатой налоговых платежей в добровольном порядке Оськину С.В. было направлено требование, в котором налогоплательщику был дан срок погасить числящуюся за ним задолженность. В указанный срок задолженность за указанные налоговые периоды не была погашена. Истец просил взыскать с ответчика налог на имущество в размере 78 рублей, пеню в размере 1,18 руб., транспортный налог в размере 13866 руб., пеню в размере 209,15 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Оськин С.В. в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в письменном заявлении указал, что не согласен с начислением ему транспортного налога за автомобиль ЗИЛ в размере 6000 рублей, так как по сведениям ГИБДД он снят с учета, в подтверждение оплаты остальных сумм налога представил чеки-ордера, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Ранее в ходе рассмотрения дела требования не признавал, ссылаясь на те же доводы.
Согласно ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд признает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ, а также ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из содержания указанных правовых норм, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога является вручение соответствующего налогового уведомления.
Требование об уплате налога носит фискальный характер (ст. 69 Налогового кодекса РФ) и является способом понуждения налогоплательщика к исполнению уже возникшей обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Судом установлено, что Оськин С.В. имеет в собственности:
- транспортные средства: <данные изъяты>, гос.рег.знак №, год выпуска 2004, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>, гос.рег.знак №, год выпуска 1996, дата регистрации права 06.05.2014 года; <данные изъяты> гос.рег.знак №, год выпуска 1993, дата регистрации права 05.05.1995 года; <данные изъяты> гос.рег.знак №, год выпуска 2001, дата регистрации права 15.04.2015 года; <данные изъяты> гос.рег.знак №, год выпуска 2004, дата регистрации права 24.01.2005 года;
- индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 39,90 кв.м., дата регистрации права 01.01.2003 года.
В соответствии со ст. 52 НК РФ Оськину С.В. направлялось налоговое уведомление №61522050 от 22.08.2019 года, в котором содержались конкретные объекты налогообложения, расчеты налоговой базы, суммы налогов, подлежащие уплате, а также сроки уплаты налогов.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Оськину С.В. в связи с неуплатой налогов в добровольном порядке было направлено требование № 15785 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13.02.2020 года, в котором были указаны суммы налогов и пени, подлежащие уплате, налогоплательщику был дан срок до 07.04.2020 года погасить числящуюся за ним задолженность.
Факт направления налогового уведомления и требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром исходящей заказной почтовой корреспонденции.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Довод ответчика о том, что с него не подлежит взысканию налог за транспортное средство ЗИЛ, так как оно снято с регистрационного учета, судом не принимается, поскольку данный довод опровергается материалами дела: по сведениям ГИБДД, как изначально представленным административным истцом, так и полученным по запросу суда из УМВД России по Липецкой области (№ 10/1-1846 от 15.03.2021 года), согласно реестру транспортных средств за Оськиным С.В. зарегистрирован с 05.05.1995 года по настоящее время грузовой автомобиль марки <данные изъяты>, 1993 года выпуска, гос.рег.знак №.
В ходе рассмотрения дела ответчиком были частично оплачены суммы налога, в подтверждение чего представлены чеки – ордера от 09.03.2021 года.
С учетом данной оплаты административным истцом представлено заявление об уточнении требований, в котором указано, что 09.03.2021 года Оськиным С.В. была произведена оплата: налога на имущество за 2018 г. в размере 78 руб.; транспортного налога за 2018 г. в размере 7866 руб.; пени в размере 209,15 руб. с указанием КБК 18210604012020000110, что соответствует КБК транспортного налога; пени в размере 1,18 руб. с указанием КБК 18210604012020000110, что соответствует КБК транспортного налога. Указанные оплаты пени были произведены без указания назначения платежа.
Поскольку в платежном документе период уплаты пени не указан, платеж был перераспределен на иные периоды задолженности, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, так как очередность исполнений должником обязательств по уплате налогов и сборов определяется налоговым и гражданским законодательством (ст. 319 ГК РФ, ст. ст. 32, 46, 49, 78 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика задолженности, суммы уплаченных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности по пеням, штрафам.
Поступившие без указания назначения платежа денежные средств зачитываются налоговым органом в счет уплаты задолженности по налогу за предшествующие периоды.
Таким образом, в связи с тем, что на момент начисления указанной задолженности за Оськиным С.В. также числилась задолженность по пени по транспортному налогу за несвоевременную уплату предыдущих налоговых периодов в размере 11497,03 руб., а в тексте квитанции, предъявленной ответчиком в данном разбирательстве, не имеется указаний на назначение платежа, а именно: за какой налоговый период произведена данная оплата или по какому требованию налогового органа она произведена, то есть указанная оплата была произведена без указания назначения платежа (налогового периода), данная оплата пени по транспортному налогу в размере 209,15 руб. от 09.03.2021 г. и 1,18 руб. от 09.03.2021 г. последовательно погашает имеющуюся у налогоплательщика задолженность, начиная с наименьшего года уплаты, а именно задолженность за предыдущие периоды.
С учетом произведенных оплат и указанных письменных пояснений административного истца, которые принимаются судом во внимание как основанные на нормах закона, истец просит взыскать числящуюся на текущий момент за Оськиным С.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 6000 руб., пеню в размере 209,15 руб., пеню по налогу на имущество в размере 1,18 руб.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
При таких обстоятельствах уточненные исковые требования о взыскании с ответчика указанных недоимок по налоговым платежам подлежат удовлетворению, указанные суммы налога и пени, порядок их расчета ответчиком не оспорены и не опровергнуты, оснований сомневаться в правильности расчета у суда не имеется.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с удовлетворением требований истца с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в доход бюджета Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с Оськина С.В. задолженность:
- по транспортному налогу в размере 6000 рублей, пеню в размере 209 рублей 15 копеек;
- пеню по налогу на имущество в размере 1 руб. 18 коп., всего взыскать 6210 (шесть тысяч двести десять) руб. 33 коп.
Реквизиты для перечисления задолженности:
Наименование получателя платежа: Межрайонная ИФНС России № по Липецкой области
ИНН 4813006623,
Наименование банка: отделение Липецк
БИК 044206001,
Корсчет: 40101810200000010006,
КБК транспортный налог – 182 106 040 120 21 000 110 – (налог)
182 106 040 120 22 100 110 – (пеня)
КБК имущество - 182 106 010 301 01 000 110 – (налог)
182 106 010 301 02 100 110 – (пеня)
Взыскать с Оськина С.В. в бюджет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Лойко
Мотивированное решение
составлено 30 марта 2021 года