город Луга 20 июня 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-867/2024
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре Корякиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО (далее – истец) обратился в Лужский городской суд <адрес> с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района <адрес> (далее – ответчик) о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации №, площадью 604 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в следующих границах координат характерных точек: н1 №
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1996 года является членом СНТ «Луга», в котором ему был выделен земельный участок №, площадью 604 кв.м., в подтверждении чего выдана членская книжка садовода. С момента предоставления в 1996 году и по настоящее время истец постоянно пользуется указанным земельным участком. В октябре 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка истцу было отказано, так как согласно приложенной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок выделялся истцу, так как согласно реестру садоводов СНТ «Луга», имеющемуся у ответчика, земельный участок № закреплён за иным лицом. Данные доводы ответчика истец полагает несостоятельными, в связи с чем, за защитой своих прав был вынужден обратиться в суд с настоящим предметом заявленных требований.
Истец – ФИО, его представитель ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий пять лет (л.д.18-19), уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддерживали.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района <адрес>, уведомленная надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.29).
Третье лицо – СНТ «Луга», в лице председателя ФИО, уведомленное надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ранее в ходе судебного разбирательства заявленные требования истца поддержала.
Ответчики – ФИО, ФИО, являющиеся смежными с истцом землепользователями, уведомленные надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, исковые требования истца признали, о чём представили в материалы дела соответствующие заявления (л.д.97-98).
Третьи лица – ФИО, ФИО, также являющиеся с истцом смежными землепользователями, уведомленные надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В силу положений ст.8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст.9 ЗК РСФСР 1991 года).
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю. Порядок пользования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном предоставлении земельных участков для расширения садоводческого товарищества «Луга» в <адрес>», членам садоводческого товарищества предоставлено 23,6 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность 19,72 га, в коллективно-совместную собственность 3,88 га (л.д.47).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд (п. 2.7).
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа (п.2.8)
Истец ФИО, согласно справке СНТ «Луга» (л.д.14) принят в члены СНТ «Луга» в 1996 году, что подтверждается представленной в материалы дела членской книжкой садовода (л.д.11-13) и оплатой членских взносов. Согласно записи в членской книжке, ФИО выделен земельный участок №.
При этом, согласно списка членов снт «Луга», расположенного по адресу: <адрес>, Толмачевское городское поселение, массив Плоское, имеющегося в Управлении Росреестра (л.д.36-40), участок 163 закреплен за ФИО, однако иных доказательств принятия в члены указанного садоводства именно ФИО (без расшифровки имени и отчества), материалы дела не содержат, в том числе не подтверждены пояснениями председателя СНТ «Луга», озвученными в ходе судебного разбирательства, таким образом, неверно внесенные данные относительно члена садоводства ФИО в список членов не может являться безусловным основанием для отказа истцу в защите нарушенного права.
Как следует из заявленных требований, спорный земельный участок на кадастровом учёте не состоит, в связи с чем, истец просит признать за ним право на земельный участок в определенных границах, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО (л.д.48-52).
Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка (л.д.94), возражения от смежных землепользователей относительно местоположения границ испрашиваемого истцом земельного участка отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для установления границ спорного земельного участка в испрашиваемых истцом координатах.
Между тем, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которая является отсылочной, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст.1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов <адрес> наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти <адрес>, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что правом на распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает, администрация Лужского муниципального района <адрес>.
Как разъяснено в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. При разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до ДД.ММ.ГГГГ; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Таким образом, для возникновения у истца права собственности на земельный участок необходимо наличие следующих условий: истец должен быть членом СНТ, участок должен находиться в границах предоставленного СНТ участка, участок должен быть предоставлен истцу в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории СНТ (проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории товарищества), площадь участка не может быть менее установленного в соответствии с требованиями закона минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для садоводства.
Суд полагает, что спорный земельный участок соответствует указанным выше требованиям, в связи с чем, может быть передан в собственность истцу.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что истец является членом СНТ «Луга», спорный земельный участок ему предоставлен без нарушения установленного порядка, право собственности на данный участок у иных лиц не возникло, истец имеет право на однократное приобретение земельного участка в собственность бесплатно, соответственно, заявленные требования истца к ответчику администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании за истцом права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░: ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>,
- ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 604 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░1 (№).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░ 47RS0№-30