УИД 21RS0023-01-2024-002226-50
Судья Волкова Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2024 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,
судей Филимоновой И.В., Кондаковой Т.Г.
при секретаре судебного заседания Яшине В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Павловой О.С. к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации г.Чебоксары Крупяковой А.В, на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2024года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Павлова О.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления.
В обоснование исковых требований указано, что Павлова О.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, опекуном Павловой О.С. назначена ФИО7 Павлова О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 28.09.2006 № 1235 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанной категории, однако в нарушение требований закона до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Павлова О.С. исковые требования поддержала.
Представитель администрации г.Чебоксары Крупякова А.В. иск не признала.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, участие представителей не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2024 года на администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Павловой О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указанное решение обжаловано представителем ответчика администрации г.Чебоксары Крупяковой А.В. по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на нарушение внеочередным предоставлением истцу жилого помещения очередности, установленной в соответствии с Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в жалобе указывает, что судом не исследован вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела, тогда как согласно ст.20 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Павлова О.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Павлова О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено также, что постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 28 сентября 2006 года № опекуном Павловой О.С. назначена ФИО7 (л.д.12).
Павлова О.С. является инвалидом третьей группы бессрочно, причина инвалидности: <данные изъяты>
Павлова О.С. какого-либо иного жилого помещения на праве собственности либо на праве социального найма не имеет.
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 января 2018 года №5 Павлова О.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении несовершеннолетней как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.6).
Павлова О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и на 16 апреля 2024 года состоит в списке под №86.
Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Павловой О.С. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта1этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в ч. 2 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с ч.12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости Павловой О.С. в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что Павлова О.С. достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении истцу жилого помещения нарушается установленная очередность их предоставления, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку федеральный законодатель, определяя основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что указывает на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что также указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что вопросы относительно ответственности органа местного самоуправления за осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья приведенной категории граждан предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 июня 2024года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Чебоксары Чувашской Республики Крупяковой А.В, – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий: Л.И. Стародубцева
Судьи: И.В. Филимонова
Т.Г. Кондакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 сентября 2024 года.