Судья Долгих Е.А. Дело № 21-360/2024 (12-44/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрел 10 июля 2024 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу законного представителя администрации СП "Выльгорт" Дорониной Е.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 мая 2024 года, которым
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Паршукова И.Н. от 14 марта 2024 года о признании администрации СП "Выльгорт" виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба администрации СП "Выльгорт" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Паршукова И.Н. от 14 марта 2024 года администрация СП "Выльгорт" подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель администрации СП "Выльгорт" Доронина Е.В. обратилась с жалобой в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, по результатам рассмотрения которой судом принято указанное решение.
Оспаривая законность вынесенного решения суда, законный представитель администрации СП "Выльгорт" Доронина Е.В. направила жалобу, в которой просит отменить его и постановление должностного лица.
В судебное заседание администрация СП "Выльгорт", надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего защитника не обеспечила.
На основании статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника Администрации СП "Выльгорт".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах".
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что на исполнении в Отделе судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми находится исполнительное производство № 969/15/11015-ИП, возбужденное 29 января 2015 года в отношении администрации СП "Выльгорт", предметом исполнения которого является возложение обязанности в срок до 01 августа 2015 года обеспечить участок территории сельского поселения в районе <Адрес обезличен> наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормативными требованиями, предусмотренными статьёй 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", разделом 4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
31 августа 2015 года в связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации СП "Выльгорт"" исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Постановлениями должностных лиц ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 05 декабря 2017 года, 03 мая 2018 года, 04 апреля 2019 года, 20 января, 11 декабря 2020 года, 07 декабря 2021 года, 29 июня, 23 сентября 2022 года, 09 февраля и 15 ноября 2023 года администрация сельского поселения "Выльгорт" привлекалась к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 15 ноября 2023 года судебным приставом-исполнителем администрации сельского поселения "Выльгорт" вновь вручено требование о необходимости в срок до 08 декабря 2023 года исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ответ на данное требование в адрес ОСП по г. Сыктывдинскому району УФССП РФ по Республике Коми 29 февраля 2024 года поступил ответ, в котором администрация СП "Выльгорт" сообщила о том, что 28 февраля 2023 года между администрацией муниципального района "Сыктывдинский" и ООО "Юрал-К" заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения и наружной канализации по <Адрес обезличен>". В настоящее время в рамках исполнения контракта проложены сети центрального водоснабжения и водоотведения, организованы смотровые колодцы и установлены пожарные гидранты.
В срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, администрация СП "Выльгорт" требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнила.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом службы судебных приставов 14 марта 2024 года обжалуемого постановления о привлечении администрации СП "Выльгорт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вменённому административному правонарушению, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что администрация СП "Выльгорт", являясь должником по исполнительному производству, не исполнила в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, требования исполнительного документа, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанными выводами нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведённые положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из представленных материалов дела видно, что представителем администрации факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательно отрицался, с указанием на исполнение решения суда.
Вместе с тем, указанные доводы судьёй районного суда надлежащей оценки не получили.
Кроме того, должностным лицом и судьёй районного суда оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Указанная норма является специальной к норме части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из решения суда, исполнительный документ, за неисполнение которого АСП "Выльгорт" привлечено к административной ответственности, содержит требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, что свидетельствует о неверности квалификации действий.
Устранить допущенное нарушение не представляется возможным, поскольку санкция части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгое административную наказание лица, привлечённого к административной ответственности.
Исходя из изложенного, обжалуемые акты подлежит отмене, как вынесенные с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Паршукова И.Н. от 14 марта 2024 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от21 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации СП "Выльгорт", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.М. Соболев
копия верна, судья В.М. Соболев