Решение по делу № 2-187/2024 от 18.01.2024

дело № 2-187/2024

<Номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 06 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования ГП «Благоево» к территориальному управлению Росимущества в Республике Коми о признании права собственности на объект культурного наследия,

установил:

администрация МО ГП «Благоево» обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что на территории администрации ГП «Благоево» находится объект культурного наследия, не имеющего собственника, а именно: - сооружение « », расположенное по адресу: Российская Федерация, с кадастровым номером <Номер>. Данный объект в реестре муниципального имущества не числится, согласно ответам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми и Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, поступивших в адрес администрации МО ГП «Благоево», данный объект в их реестрах не учтен, на балансе не стоит. <Дата> указанный объект культурного наследия (сооружение) поставлен на кадастровый учет. <Дата> объект культурного обследования был принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем в адрес администрации направлено уведомление. С момента постановки на учет прошло более 1 года. На основании изложенного администрация МО ГП «Благоево» просит признать право собственности на указанный объект культурного наследия и освободить от уплаты государственной пошлины.

В судебном разбирательстве руководитель администрации ГП «Благоево», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило отзыв, согласно которому прав на объект культурного наследия не заявляет и оставляет принятие решения на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантированы признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Положениями пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ в числе оснований возникновения гражданских прав и обязанностей определены договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащие ему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (часть 1 статьи 213 Гражданского кодекса РФ).

Судом установлено, что решением Совета муниципального образования городского поселения «Благоево» от <Дата><Номер>, администрация городского поселения «Благоево» является правопреемником администрации городского поселения «Благоево» и администрации сельского поселения « », которые на день создания вновь образованного муниципального образования «Благоево» осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <Адрес> наименование: « с кадастровым номером <Номер>; правообладатель: администрация муниципального образования городского поселения «Благоево»; принят на учет как бесхозный объект недвижимости, <Дата>.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» сообщает, об отсутствии в распоряжении Учреждения учетно-технической документации на объект культурного наследия « с кадастровым номером <Номер>, в связи с чем сведениями о регистрации права собственности объекта недвижимости по указанному адресу не располагает.

Согласно сведениям отдела по управлению муниципальным имуществом МР «Удорский», в реестре муниципального имущества объект культурного наследия ( .) отсутствует.

По информации Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, объект . по адресу: <Адрес>, согласно данных автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности» (АСУС) в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается.

Согласно акту обследования объекта культурного наследия « » расположенное по адресу: <Адрес>) с кадастровым номером <Номер> объект расположен в <Адрес>. Памятник огорожен металлическим забором.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми сообщает, что по состоянию на <Дата> в Реестре федерального имущества, сформированном на электронном носителе в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от т16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества и контроле за использованием федерального имущества», отсутствуют сведения об указанном Объекте. Отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не означает отсутствие права собственности Российской Федерации. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми прав на объект культурного наследия не заявляет и оставляет принятие решения на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Частью 1 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 48 того же Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Исходя из пункта 13 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно п. 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, который не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной либо частной собственности (ч. 1 ст. 48 Закона N 73-ФЗ).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <Адрес> наименование: »), с кадастровым номером <Номер>; правообладатель: администрация муниципального образования городского поселения «Благоево»; принят на учет как бесхозный объект недвижимости, <Дата>.

Постановка на кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества оформлена, иных собственников указанных объектов не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, учитывая, что право собственности на данный недвижимый объект ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципальной, государственной собственности не значится, достоверно установлено, что прошло более года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, в связи с чем, полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» к территориальному управлению Росимущества в Республике Коми о признании права собственности на объект культурного наследия удовлетворить.

Признать за администрацией муниципального образования городского поселения «Благоево» (ИНН 1116007078, КПП 111801001) право собственности на объект культурного наследия

- сооружение « , кадастровый <Номер>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе <Адрес> Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 13 часам <Дата>.

дело № 2-187/2024

<Номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 06 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования ГП «Благоево» к территориальному управлению Росимущества в Республике Коми о признании права собственности на объект культурного наследия,

установил:

администрация МО ГП «Благоево» обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что на территории администрации ГП «Благоево» находится объект культурного наследия, не имеющего собственника, а именно: - сооружение « », расположенное по адресу: Российская Федерация, с кадастровым номером <Номер>. Данный объект в реестре муниципального имущества не числится, согласно ответам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми и Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, поступивших в адрес администрации МО ГП «Благоево», данный объект в их реестрах не учтен, на балансе не стоит. <Дата> указанный объект культурного наследия (сооружение) поставлен на кадастровый учет. <Дата> объект культурного обследования был принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем в адрес администрации направлено уведомление. С момента постановки на учет прошло более 1 года. На основании изложенного администрация МО ГП «Благоево» просит признать право собственности на указанный объект культурного наследия и освободить от уплаты государственной пошлины.

В судебном разбирательстве руководитель администрации ГП «Благоево», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило отзыв, согласно которому прав на объект культурного наследия не заявляет и оставляет принятие решения на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантированы признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Положениями пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ в числе оснований возникновения гражданских прав и обязанностей определены договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащие ему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (часть 1 статьи 213 Гражданского кодекса РФ).

Судом установлено, что решением Совета муниципального образования городского поселения «Благоево» от <Дата><Номер>, администрация городского поселения «Благоево» является правопреемником администрации городского поселения «Благоево» и администрации сельского поселения « », которые на день создания вновь образованного муниципального образования «Благоево» осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <Адрес> наименование: « с кадастровым номером <Номер>; правообладатель: администрация муниципального образования городского поселения «Благоево»; принят на учет как бесхозный объект недвижимости, <Дата>.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» сообщает, об отсутствии в распоряжении Учреждения учетно-технической документации на объект культурного наследия « с кадастровым номером <Номер>, в связи с чем сведениями о регистрации права собственности объекта недвижимости по указанному адресу не располагает.

Согласно сведениям отдела по управлению муниципальным имуществом МР «Удорский», в реестре муниципального имущества объект культурного наследия ( .) отсутствует.

По информации Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, объект . по адресу: <Адрес>, согласно данных автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности» (АСУС) в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается.

Согласно акту обследования объекта культурного наследия « » расположенное по адресу: <Адрес>) с кадастровым номером <Номер> объект расположен в <Адрес>. Памятник огорожен металлическим забором.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми сообщает, что по состоянию на <Дата> в Реестре федерального имущества, сформированном на электронном носителе в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от т16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества и контроле за использованием федерального имущества», отсутствуют сведения об указанном Объекте. Отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не означает отсутствие права собственности Российской Федерации. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми прав на объект культурного наследия не заявляет и оставляет принятие решения на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Частью 1 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 48 того же Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Исходя из пункта 13 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно п. 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, который не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной либо частной собственности (ч. 1 ст. 48 Закона N 73-ФЗ).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <Адрес> наименование: »), с кадастровым номером <Номер>; правообладатель: администрация муниципального образования городского поселения «Благоево»; принят на учет как бесхозный объект недвижимости, <Дата>.

Постановка на кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества оформлена, иных собственников указанных объектов не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, учитывая, что право собственности на данный недвижимый объект ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципальной, государственной собственности не значится, достоверно установлено, что прошло более года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, в связи с чем, полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» к территориальному управлению Росимущества в Республике Коми о признании права собственности на объект культурного наследия удовлетворить.

Признать за администрацией муниципального образования городского поселения «Благоево» (ИНН 1116007078, КПП 111801001) право собственности на объект культурного наследия

- сооружение « , кадастровый <Номер>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе <Адрес> Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 13 часам <Дата>.

2-187/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО ГП "Благоево"
Ответчики
Территориальное управление Росимущества по РК
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов А.Н.
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
18.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее