Дело № 2а-100/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2020 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Шевченко М.В.,
с участием административных истцов – Терновых А.Н., Василенко К.Р.,
представителей административного ответчика – председателя Совета депутатов МО «Турочакский район» Трапеевой А.Г., Пензенко С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Терновых Александра Николаевича, Василенко Константина Ростиславовича к Совету депутатов МО «Турочакский район» о признании решения Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим с момента его принятия,
УСТАНОВИЛ:
Терновых А.Н., Василенко К.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО «Турочакский район» о признании решения Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим с момента его принятия мотивируя свои требования тем, что на внеочередной сессии ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с меня были сняты депутатские полномочия. О созыве внеочередной сессия административные истцы не были информированы, учитывая, что они являются членами Президиума и Председателями постоянной комиссии. Данная сессия прошла в их отсутствие.
Административные истцы считают, что существенно нарушен порядок принятия данного решения, а именно: в соответствии с п.3 ст. 23 Устава МО «Турочакский район» (принят решением от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от ДД.ММ.ГГГГ №), внеочередные сессии созываются по инициативе Президиума Совета депутатов, Председателя Совета депутатов, группы депутатов численностью не менее 1/3 от установленного настоящим Уставом числа депутатов, а также по требованию главы района.
Совет депутатов работает в соответствии с планом работы на очередной год, (утвержден решением от ДД.ММ.ГГГГ №), очередная сессия Совета депутатов была запланирована на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Регламентом Совета депутатов в исключительных случаях, для решения неотложных задач, депутаты Совета депутатов могут быть созваны на внеочередное заседание.
В письменном требовании о созыве Совета депутатов на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение.
Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается Председателем Совета депутатов в срок, не позднее 7 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.
Внеочередное заседание Совета депутатов проводится исключительно в
соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о созыве.
Президиум Совета депутатов проявил инициативу по проведению внеочередной сессии и вынес решение Президиума Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о созыве внеочередной сессии, но в решении не указана причина созыва внеочередного заседания. В дальнейшем само внеочередное заседание должно быть назначено Председателем Совета депутатов в срок, не позднее 7 дней после вручения ему письменного уведомления, но председатель Совета депутатов не назначал внеочередного заседания Совета. В решении Президиума Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № была указана повестка из двух вопросов, но в процессе заседания неожиданно возник и третий вопрос, которого вообще не было в повестке, также депутатам было предложено поменять местами рассматриваемые вопросы, что является недопустимым, это привело к явной дезориентации депутатов и ошибочному голосованию. Депутаты и приглашенные лица извещаются о месте и времени проведения заседания, о повестке дня и проектах решений по обсуждаемым вопросам, не позднее, чем за 7 дней до начала заседания Совета депутатов, в случае проведения внеочередного заседания - не позднее, чем за 3 дня до начала заседания. В повестке заседания состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ под номером 1 стоял вопрос «О рассмотрении представления Прокурора Турочакского района», но проекта данного решения не было представлено депутатам до начала заседания. При рассмотрении данного решения на сессии депутатам также не было представлено проекта, депутаты не имели возможности ознакомиться с проектом, что повлекло не понимание формулировки поставленного вопроса и искажение восприятия депутатами всей процедуры и результатов голосования. Вместо голосования по одному вопросу, было проведено множество «пофамильных» голосований, что не предусмотрено Регламентом Совета депутатов. Депутаты проводили голосование открытым голосованием, но была грубо нарушена ст. 15 Регламента Совета депутатов, а именно:
при проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании производится счетной комиссией и докладывается депутатам и секретарю заседания. Подсчет голосов депутатов счетной комиссией не велся и не докладывался депутатам. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение. Председатель Совета не уточняла количество предложений, ставящихся на голосование. Предложение депутата ФИО7 о снятии полномочий со всех депутатов было проигнорировано и не поставлено на голосование. Также депутатам не напомнили, каким количеством голосов может быть принято данное решение. После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, количество проголосовавших «за», «против» и «воздержалось». Председатель Совета не объявляла количество проголосовавших «за» и «против», считаю, в протоколе заседания отражены неверные данные о количестве голосов «за» и «против». Также на заседании Председатель Совета после голосования по отдельной кандидатуре объявляла, о том, что решение принято, но в протоколе зафиксировано «Решение не принято», что является явной фальсификацией результатов голосования.
На основании вышеизложенного административные истцы просят признать решение Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» незаконным и недействующим с момента принятия».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела №, № объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу №.
В судебном заседании административные истцы Терновых А.Н. и Василенко К.Р. административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснили, что о времени и месте проведения раннее всегда извещались заранее, председатель Совета депутатов либо секретарь звонили по телефону, уточняли их явку, направляли на электронный адрес извещения, однако о созыве внеочередной сессии административные истцы не были извещены надлежащим образом. Василенко К.Р. пояснил, что в указанный период находился за пределами Российской Федерации, никакие уведомления о телефонном звонке или смс-сообщений ему не приходили. Терновых А.Н. пояснил, что он не мог получить своевременно извещение по электронной почте, поскольку по месту его жительства интернет-связь плохая, никто ему не звонил, в связи с чем он не мог знать о проведении сессии ДД.ММ.ГГГГ. При принятии оспариваемого решения административным ответчиком был нарушен порядок его принятия, а именно нарушен регламент в части процедуры голосования, административный ответчик при проведении открытого голосования по во второму вопросу повестки сессии провел поименное голосование. О принятом решении Советом депутатов МО «<адрес>» они узнали от других депутатов, данное решение в средствах массовой информации, в газете за период с ДД.ММ.ГГГГ и по сей день не опубликовано, однако опубликована статья в газете «Истоки Плюс» за № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии полномочий с двух депутатов районного Совета.
В судебном заседании представители административного ответчика - председатель Совета депутатов МО «Турочакский район» Трапеева А.Г., Пензенко С.Н., исковые требования не признали в полном объеме, пояснили, что административные истцы не принимали участие в заседании внеочередной сессии ДД.ММ.ГГГГ, полагают, что истцы были извещены надлежащим образом о времени и месте, поскольку уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № были им направлены, а также уведомления направлены всем депутатам посредством электронной почты, кроме того информация была опубликована в газете «Истоки Плюс» за № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные депутаты Терновых А.Н. и Василенко К.Р. не принимали участие на 17 внеочередной сессии, которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, где в повестке сессии обсуждались два вопроса о рассмотрении представления прокурора, указанные вопросы были перенесены на следующую сессию. При принятии оспариваемого решения порядок его принятия, регламент Совета депутатов МО «Турочакский район» не был нарушен, кворум имелся. Оспариваемое решение принято большинством голосов, заседание Совета депутатов проведено в соответствии с утвержденным Регламентом. Просили отказать в удовлетворении требований административных истцов.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из обстоятельств дела установлено и сторонам не оспаривается, что Терновых А.Н. и Василенко К.Р. до принятия Советом депутатов оспариваемого решения являлись депутатами Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатным избирательным округам №.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Турочакского района в Совет депутатов МО «Турочакский район» внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции с указанием на нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатами Совета депутатов Турочакского района, что не соблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, является недопустимым, а предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их супругов и несовершеннолетних детей является основанием для досрочного прекращения их полномочий.
Требования прокурора признаны обоснованными, Советом депутатов МО «Турочакский район» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № провести работу по устранению допущенных нарушений на заседании постоянных комиссий Совета депутатов Турочакского района.
Совет депутатов МО «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ принял решение № о признании представление неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год, депутатами Совета депутатов Турочакского района, несущественными.
Не согласившись с указанным решением, прокурор Турочакского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Совету депутатов МО «Турочакский район» в лице председателя Совета депутатов МО «Турочакский район» Трапеевой А.Г. о признании пунктов 2,3,6,7 решения представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании представления неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год, депутатами Совета депутатов Турочакского района, несущественным», незаконным; обязать Совет депутатов МО «Турочакский район» повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район» ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11 на ближайшей сессии Совета депутатов МО «Турочакский район».
Решением Турочакского района Республики Алтай № административные исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворены.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ решение Турочакского районного суда оставлено без изменения.
Проверив доводы сторон, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно Устава МО «Турочакский район», принятого решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют представительный орган муниципального образования - Совет депутатов МО «Турочакский район», глава МО – глава МО «Турочакский район», исполнительно-распорядительный орган МО – Администрация МО «Турочакский район», контрольно-счетный орган МО – Контрольно-ревизионная комиссия МО «Турочакский район» (ст.21 Устава).
Совет депутатов МО «Турочакский район» является постоянно действующим коллегиальным представительным органом муниципального района, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.22 Устава).
Совет депутатов состоит из 19 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Совета депутатов и его депутатов определен в пять лет (ч.ч.2, 3 ст.22 Устава).
Из указанных выше обстоятельств судом установлено, основанием принятия оспариваемого решении явилось представление прокурора, и последующее судебное решение, при этом срок повторного рассмотрения Советом депутатов МО «Турочакский район» представления прокурора Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ на ближайшей сессии Совета депутатов МО «Турочакский район».
Из содержания протокола заседания 17 очередной сессии Совета депутатов МО «Турочакский район» четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в повестке сессии обсуждались вопросы, в том числе о рассмотрении представления прокурора Турочакского района № об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета депутатов Турочакского района, а также о внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании представление неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год, депутатами Совета депутатов Турочакского района, несущественными», где в ходе заседания рассмотрение указанных вопросов перенесено на следующую сессию. В данном заседании депутаты Терновых А.Н. и Василенко К.Р. отсутствовали.
В соответствии с п.3 ст. 23 Устава МО «Турочакский район» внеочередные сессии созываются по инициативе Президиума Совета депутатов, Председателя Совета депутатов, группы депутатов численностью не менее 1/3 от установленного настоящим Уставом числа депутатов, а также по требованию главы района.
В соответствии с Регламентом Совета депутатов в случаях, для решения неотложных задач, депутаты Совета депутатов могут быть созваны на внеочередное заседание.В письменном требовании о созыве Совета депутатов на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение.
Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается Председателем Совета депутатов в срок, не позднее 7 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.
Внеочередное заседание Совета депутатов проводится в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о созыве.
Депутаты и приглашенные лица извещаются о месте и времени проведения заседания, о повестке дня и проектах решений по обсуждаемым вопросам, не позднее, чем за 7 дней до начала заседания Совета депутатов, в случае проведения внеочередного заседания - не позднее, чем за 3 дня до начала заседания.
Из решения Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания Президиума Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Президиум Совета депутатов решил созвать 18 внеочередную сессию Совета депутатов МО «Турочакский район» четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ с повесткой о рассмотрении представления прокурора Турочакского района № об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета депутатов Турочакского района, а также о внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании представление неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год, депутатами Совета депутатов Турочакского района, несущественными». В указанном заседании депутаты Терновых А.Н. и Василенко К.Р. отсутствовали.
Решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Истоки Плюс» за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомления о проведении 18 внеочередной сессии Совета депутатов МО «Турочакский район» на ДД.ММ.ГГГГ направлены всем депутатам посредством электронной почты, что следует из представленных скриншотов электронной почты Совета депутатов, а также направлены письма Терновых А.Н. и Василенко К.Р. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №№.
ДД.ММ.ГГГГ состоялась внеочередная сессия Совета депутатов и принято оспариваемое решение № «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» незаконным и недействующим с момента принятия», где за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части представления неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Василенко К.Р., а также прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Терновых А.Н. На данном заседании Совета депутатов депутаты Терновых А.Н. и Василенко К.Р. отсутствовали.
Согласно п.11 ст. 40 ФЗ Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Согласно п.п.1,2 ст. 31 Устава муниципального образования «Турочакский район», полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях установленных ч.10. ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Пунктом 3 ст. 31 Устава предусмотрено, что решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Совет депутатов принимает Регламент Совета депутатов, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия правовых актов (п.9 Устава).
Согласно ст. 13 Регламента Совета депутатов решения Совета депутатов по вопросам организации его деятельности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов. Решения принимаются на сессии Совета депутатов открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Решения вступают в силу в день их принятия в окончательной редакции, если иной срок не установлен самим актом, за исключением решений, для которых Уставов района установлен иной порядок вступления в силу. Решения Совета депутатов в течение 10 дней с момента принятия подписывается Председателем Совета депутатов и направляется главе района для подписания и официального опубликования в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации МО «Турочакский район»
Согласно ст. 15 Регламента Совета депутатов при проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании производится счетной комиссией и докладывается депутатам и секретарю заседания. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение. После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, количество проголосовавших «за», «против» и «воздержалось».
Согласно п.17 Регламента Совета депутатов поименное голосование проводится по инициативе Председателя Совета депутатов по решению Совета депутатов, принятому большинством голосов от установленного числа депутатов.
Составляется ведомость с перечнем депутатов, напротив своей фамилии каждый ставит один из вариантов: «за», «против», «воздержался» и заверяет свое решение личной подписью. Результаты поименного голосования оглашаются на заседании и включаются в протокол заседания. Для утверждения результатов голосования принимается решение. По решению Совета депутатов, принятому большинством голосов из установленного числа депутатов, результаты поименного голосования могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Из содержания протокола заседания 18 внеочередной сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на заседании присутствовало 12 депутатов, отсутствовали депутаты Терновых А.Н., Василенко К.Р.
На данном заседании в повестке сессии рассматривались 3 вопроса, два из которых: согласно п. 1: - о внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании представление неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год, депутатами Совета депутатов Турочакского района, несущественными»; согласно п.2: - «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета депутатов Турочакского района».
В ходе заседания от депутата ФИО6 поступило предложение поменять порядок рассмотрения вопросов: второй вопрос рассмотреть первым, а первый вопрос – вторым.
За данную повестку сессии все присутствующие депутаты проголосовали единогласно и Председателем Совета депутатов принята повестка сессии из трех вопросов, с учетом изменения порядка их рассмотрения.
Председателем Совета депутатов Трапеевой А.Г., в нарушение утвержденного порядка, предложено рассмотреть первым вопрос «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ», тогда как указанный вопрос депутаты должны были рассматривать вторым вопросом, согласно утвержденного порядка.
Вторым вопросом рассмотрели вопрос «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета депутатов Турочакского района», тогда как указанный вопрос депутаты должны были рассматривать первым вопросом, согласно утвержденного порядка.
При рассмотрении второго вопроса о рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ от депутатов ФИО6 и ФИО7 поступило предложение о рассмотрении вопроса о снятии полномочий со всех депутатов, указанных в представлении прокурора и поставить вопрос о голосовании.
Однако Председателем Совета депутатов не поставлен вопрос о голосовании, не обсуждалось данное предложение о рассмотрении вопроса о снятии полномочий со всех депутатов, а по своей инициативе предложено поставить вопрос о снятии полномочий со всех депутатов пофамильно, при этом не проголосовав за процедуру поименного голосования, продолжила заседание, предложив голосовать пофамильно, как указано в представлении прокурора.
По итогам данного голосования и согласно протокола счетной комиссии «О результатах голосования по прекращению полномочий депутатов Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» результаты были оглашены, где за прекращение полномочий депутатов Терновых А.Н. и Василенко К.Р. проголосовали «за» - 11 голосов, «против» - 1 голос, «воздержался» - 0 голосов, без указания фамилий голосовавших депутатов, и по результатам рассмотрения представления прокурора принято решение №, где прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Василенко К.Р., а также прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Терновых А.Н.
При установленных выше судом обстоятельствах, и из содержания протокола заседания 18 внеочередной сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что депутаты обсуждали вопрос о рассмотрении представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом сессия не обсуждала и не принимала решение о способе голосования при решении данного вопроса, когда имело место открытое поименное голосование, при том, что согласно Регламента Совета депутатов, помимо «открытого» еще имелись «тайное» и «поименное» порядок голосования.
Допущенное нарушение Регламента и повестки сессии депутатами, где председателем Совета депутатов не соблюден порядок рассмотрения вопросов, с учетом их изменений, суд оценивает в данном случае, как существенное, поскольку способ голосования имеет значение для депутатов, влияет на их волеизъявление.
Данное нарушение, суд полагает, является достаточным основанием для признания оспариваемого решения Совета депутатов МО «Турочакский район» незаконным, независимо от иных доводов административных истцов и доводов представителей административных ответчиков.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования при наличии на то оснований.
Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом.
При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.
Суд полагает, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Терновых А.Н. и Василенко К.Р. было принято, как указано в оспариваемом решении, в связи с нарушением депутатом Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также на основании положений п.п.1,2 ст. 31 Устава муниципального образования «Турочакский район», а не основании представления прокурора Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ неисполнение депутатами Совета депутатов МО «Турочакский район» требований законодательства о противодействии коррупции влечет безусловное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, не соответствуют положениям ч. 7.3.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, действующей как на дату принятия Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГГГ №, так и на дату внесения прокурором Турочакского района представления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в период рассмотрения дела судом.
Меры публичной ответственности за представление депутатом представительного органа муниципального образования заведомо недостоверных или неполных сведений, предусмотренных Федеральным законом №273-ФЗ, установленные положениями ст.40 Федерального закона №131-ФЗ подлежат применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, согласно которым ограничение прав граждан должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно закрепленным целям (ч.3 с.55 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Применение к указанным депутатам меры ответственности должно отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, отвечать характеру совершенных ими деяний, поскольку мера ответственности в данном случае должна быть направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции.
Необходимость разграничения совершенных депутатами представительного органа муниципального образования нарушений, связанных с представлением заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по их характеру и степени тяжести при применении меры ответственности обусловлена изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №228-ФЗ в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», которыми наряду с досрочным прекращением полномочий депутата установлены и иные меры ответственности.
Согласно ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов. Принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть – исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния – механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
При таких обстоятельствах, решение принятое с нарушением процедуры проведения заседания представительного органа, не может быть признано судом законным.
Учитывая изложенное, заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению, решение Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» незаконным и недействующим с момента принятия», где за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части представления неполных сведений о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2018 год прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Василенко К.Р., а также прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу № Терновых А.Н является незаконным с момента его принятия.
Согласно ст. 117 КАС РФ по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Составление мотивированного решения суда более поздний срок не создает административному истцу препятствий в доступе к правосудию, а лишь предлагает ему выполнить процессуальные нормы, регулирующие порядок подачи апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Терновых Александра Николаевича, Василенко Константина Ростиславовича, удовлетворить.
Признать решение представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район», избранного по одномандатному округу № Терновых Александра Николаевича, Василенко Константина Ростиславовича, избранного по одномандатному округу №, незаконным с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2020 г.
Судья К.В. Албанчинова