Дело №2а-416/2020
УИД 21RS0025-01-2019-005207-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Печковой М.Ю.,
с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Михайлова С.Ю., административного ответчикаГлибы В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары к Глибе В.Г. о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее ИФНС России по городу Чебоксары, Инспекция) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Глибе В.Г.; просила взыскать с административного ответчика транспортный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 650 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27, 3 руб.
Требования административного истца мотивированы тем, что административный ответчикГлиба В.Г. является плательщиком транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, так как имел в собственности транспортное средство №.
По налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № плательщик налога уплату начисленного транспортного налога в сумме 13 650 руб. не произвел, что явилось основанием для начисления пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27, 3 руб.
В последующем административный истец предложилГлибе В.Г. погасить задолженность по транспортному налогу и пени, направив требование от ДД.ММ.ГГГГ №, не исполненноепоследним до ДД.ММ.ГГГГ. Выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 8 Московского района г. Чебоксары по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании приведенной задолженности с Глибы В.Г. отменен по возражениям последнего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63) просил удовлетворить административный иск.
Административный ответчик требования Инспекции не признал, в письменном отзыве (л.д. 54-61) указал, что сведений, подтверждающих вручение административному ответчику уведомления и требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ не имеется; налоговым органом пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности; право собственности на транспортное средство, в отношении которого исчислен налог, административный ответчик утратил ДД.ММ.ГГГГ.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике своего представителя в суд не направило, заявлений и ходатайств не представило.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 НК РФ.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 45, абзацу первому пункта 2 статьи 69 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, в том числе наличие недоимки, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, разработан в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 1 и п. п. 5.9.37 п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» в целях реализации налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) - физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.
Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом (статья 11.2 НК РФ).
Формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, а также обеспечение доступа к нему осуществляется ФНС России в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 N 49257).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административному ответчику Глибе В.Г. в отношении транспортного средства № Инспекция начислила транспортный налог в размере 13 650 руб., предложив уплатить его не позднее ДД.ММ.ГГГГ налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Требованием № налоговый орган сообщил административному ответчику о невыполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога и пени, числящихся за ним на ДД.ММ.ГГГГ; налоговый орган потребовал уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 70 КАС РФ установлено, что письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференцсвязи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», допустимыми доказательствами являются, в том числе, сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
В силу пункта 18 Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Представленные в материалы дела скриншоты с личного кабинета налогоплательщика Глибы В.Г. отвечают требованиям статьи 59 КАС РФ, поскольку отражают сведения, содержащиеся в личном кабинете налогоплательщика, в том числе по налогам, срок которых наступил в 2018 году. При таком положении, доводы административного ответчика о том, что он не производил регистрацию личного кабинета налогоплательщика на интернет-сайте Инспекции, не получал налогового уведомления и требования об уплате спорных сумм налога и пени, суд признает необоснованными.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административный истец обращался к мировому судье судебного участка №8 Московского района г.Чебоксары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
В связи с возражениями Глибы В.Г. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском о взыскании задолженности Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, вопреки возражениям административного ответчика, административным истцом срок обращения в суд о взыскании спорных платежей не пропущен.
Из дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Глиба В.Г. приобрел в собственность транспортное средство – грузовой самосвал №. ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был зарегистрирован за административным ответчиком в отделении регистрации АМТС МОТОР МВД по Чувашской Республике с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и №.
ДД.ММ.ГГГГ Глиба В.Г. обнаружил пропажу своего автомобиля, после чего обратился в Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике с заявлением о его розыске, Управление ДД.ММ.ГГГГ сообщило о направлении заявления о розыске в УМВД России по городу Чебоксары и ориентировании личного состава полка ДПС на задержание автомобиля.
Постановлением должностного лица ОП №3 УМВД России по городу Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению Глибы В.Г. по факту пропажи автомобиля «№.
Более 9 лет Глиба В.Г. обращается в органы полиции для подтверждения факта хищения автомобиля, в ходе исполнительных производств в отношении Глибы В.Г. зарегистрированный за ним на праве собственности автомобиль № 10 лет не найден, на данном автомобиле правонарушений в сфере ГИБДД не имеется, местонахождение автомобиля неизвестно.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, вотношении которой установлены эти обстоятельства.
Приведенные выше обстоятельства пропажи транспортного средства и принятия мер по его розыску установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-79) по гражданскому делу по иску Глибы В.Г. к Управлению ГИБДД МВД по Чувашской Республике, Инспекции ФНС России по городу Чебоксарыопрекращении права собственности на транспортное средство, возложении обязанности снять транспортное средство с учета, которым, помимо прочего, признано прекращенным право собственности Глибы В.Г. на автомобиль №, и не подлежат оспариванию в настоящем административном деле.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции, действовавшей в отношении правоотношений, возникших до налогового периода ДД.ММ.ГГГГ) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции в ред. Федерального закона N 63-ФЗ) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;
Таким образом, в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
Следовательно, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.
Освобождение от налогообложения транспортного средства, не снятого с регистрационного учета, по смыслу закона связывается с выбытием такого транспортного средства из владения собственника не только помимо его воли, но и в силу противоправных действий, влекущих отчуждение транспортного средства и его отсутствие в качестве объекта налогообложения в течение неопределенного срока, в том числе безвозвратно.
Из дела следует, что административный ответчик после обнаружения пропажи транспортного средства № в правоохранительные органы, непредставление последним в адрес Инспекции документа, подтверждающего факт кражи автомобиля, не связано с поведением первого. На запрос Глибы В.Г. Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике представило сведения об уничтожении документов об инициировании розыска спорного автомобиля в ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением сроков хранения. После отмены постановления должностного лица ОП №3 УМВД России по городу Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Глибы В.Г. по факту пропажи автомобиля № правоохранительными органами неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для организации проведения дополнительной проверки, при этом противоправных действий административного ответчика, связанных с пропажей автомобиля, правоохранительными органами не установлено. С ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком предпринимались попытки снять транспортное средство с учета, регистрационные действия не совершены ввиду наложения запрета на их совершение по исполнительным производства в отношении первого; ДД.ММ.ГГГГ им дано письменное объяснение инспектору УГИБДД УМВД России по городу Чебоксары о том, что транспортное средство отсутствует и документы на него утеряны.
С учетом установленных по делу обстоятельств, начисление административному ответчику транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ а также пени по этому налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь изложенным, на основании ст.ст.175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ 13 671, 3 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 13 650 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 27, 3 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.