Дело № 2а -1152/2020
УИД 18RS0№-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года г.Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Джуган И.В.
при секретаре Дряхловой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фотеевой Елены Ривхатовны о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
установил:
Фотеева Е.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Глазовскому и Ярскому районам УФССП по УР – Шуклиной Н.В., УФССП России по УР об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя. В обоснование административного иска указала, что судебным приставом-исполнителем Шуклиной Н.В. возбуждены исполнительные производства № 86116/19/18028-ИП от 22.11.2019 и 67004/20/18028-ИП в отношении Фотеевой Е.Р. 18.03.2020 истец обратилась в отдел судебных приставов с заявлением об ознакомлении с исполнительными производствами в связи с тем, что процессуальные документы получены не были. Данное заявление ответчиком проигнорировано. Бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы заявителя.
Административный истец просит суд 1) признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Глазовскому и Ярскому районам УФССП по УР Шуклиной Н.В., выразившиеся в не предоставлении Фотеевой Е.Р. информации об исполнительных производствах по заявлению б/н от 18.03.2020. 2) обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Глазовскому и Ярскому районам УФССП Шуклину Н.В. устанить допущенные нарушения прав и законных интересов Фотеевой Е.Р. путем ознакомления с материалами исполнительных производств № 86116/19/18028-ИП от 22.11.2019 и 67004/20/18028-ИП.
Определением суда от 07.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Веретенникова Н.А.
В судебное заседание административный истец Фотеева Е.Р. не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Глазовскому и Ярскому районам УФССП по УР, УФССП по УР в судебное заседание не явились, представителя не направили, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Веретенникова Н.А. не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», действовавшего до 08.01.2020, судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
В соответствии с п. 5 ст. 6.4. Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", действующего с 08.01.2020 судебные приставы-исполнители являются сотрудниками органов принудительного исполнения.
Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Глазовскому и Ярскому районам Шуклиной Н.В. возбуждено исполнительное производство № 86116/19/18028-ИП, о чем 22.11.2019 вынесено постановление.
Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа ФС № 031186263, выданного Глазовским районным судом по гражданскому делу 2-340/2019.
Предметом исполнения является взыскание с Фотеевой Елены Ривхатовны в пользу Веретенниковой Наталии Анатольевны денежной суммы в размере 17 200,00 рублей.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Глазовскому и Ярскому районам Шуклиной Н.В. от 17.02.2020 исполнительное производство № 86116/19/18028-ИП окончено в связи с выполнением исполнительного документа в полном объеме.
14.02.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Глазовскому и Ярскому районам Шуклиной Н.В. вынесено постановление № 18028/20/67004 о взыскании исполнительского сбора, согласно которому в связи с неисполнением Фотеевой Е.Р. в установленный срок исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 86116/19/18028-ИП, с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 1 204,00 рублей.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Глазовскому и Ярскому районам Шуклиной Н.В. возбуждено исполнительное производство № 13378/20/18028-ИП, о чем 10.03.2020 вынесено постановление. Предметом исполнения является исполнительский сбор в размере 1 204,00 рубля.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Глазовскому и Ярскому районам от 24.04.2020 исполнительное производство 13378/20/18028-ИП окончено в связи с выполнением исполнительного документа в полном объеме.
Сведения о направлении административным ответчиком постановлений о возбуждении исполнительных производств, об окончании исполнительных производств в адрес административного истца не представлены.
18.03.2020 административный истец обратилась в ОСП по Глазовскому и Ярскому районам с заявлением об ознакомлении ее с материалами исполнительного производства № 86116/19/18028-ИП и № 18028/20/67004. На заявлении имеется отметка о принятии его 18.03.2020.
Доказательства ознакомления с материалами исполнительного производства либо сообщения Фотеевой Е.Р. о возможности (невозможности) ознакомления с материалами исполнительного производства, административным ответчиком не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет такое административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Пропуск административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность своевременного обращения в суд.
По общему правилу, закрепленному в части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем согласно части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Судом установлено, что на момент обращения административного истца в суд административный истец не ознакомлена с материалами исполнительного производства, в связи с чем срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
В силу ст. 48 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон Об исполнительном производстве) взыскатель и должник являются сторонами исполнительного производства.
В соответствии со ст. 50 названного закона стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Приведенная норма предусматривает право сторон исполнительного производства на получение информации о ходе исполнительного производства и непосредственного участия в нем.
Право на доступ к информации означает возможность ее получения, в том числе путем ознакомления с материалами исполнительного производства.
Согласно ст. 64.1 закона Об исполнительном производстве, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
При этом Закон об исполнительном производстве не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства, которые определяются судебным приставом-исполнителем, совершающим исполнительные действия. Важным является обеспечение возможности реализовать право на ознакомление.
Согласно ч. 1 ст. 64.1 Закона заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления (ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными Директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом Российской Федерации 11 апреля 2014 г, в порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений
Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64,1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:
совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);
применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);
об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);
о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;
об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;
о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;
по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.
Заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота с добавлением к регистрационному номеру литеры "X".
Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Закона:
заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона;
обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.
Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.
Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом (п. 2.1. методических рекомендаций).
Таким образом, обращение административного истца не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения обращений граждан, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 названного закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ст. 10 закона)
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст. 12 закона).
Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания правомерности бездействия должностного лица возложено на административного ответчика, то есть в данном случае именно судебный пристав-исполнитель должен был представить доказательства ознакомления административного истца с материалами исполнительного производства либо предоставления возможности такого ознакомления. Такие доказательства административным ответчиком не представлены.
Учитывая изложенное, суд находит незаконным и нарушающим права административного истца, бездействие административного ответчика, выразившееся в не предоставлении информации (не предоставлении ответа) по исполнительным производствам.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
При установленных судом обстоятельствах, суд считает, что способом восстановления нарушенного права административного истца будет ознакомление административного истца с материалами исполнительных производств.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Фотеевой Елены Ривхатовны о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие административного ответчика Шуклиной Наталии Вячеславовны, выразившееся в не предоставлении Фотеевой Елене Ривхатовне информации об исполнительных производствах № 13378/20/18028-ИП и № 86116/19/18028-ИП.
Обязать административного ответчика ознакомить административного истца с материалами исполнительных производств № 13378/20/18028-ИП и № 86116/19/18028-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Глазовский районный суд УР.
Судья И.В. Джуган
Решение суда в окончательной форме составлено 13 августа 2020 года.