АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Залевской Е.А., Емельяновой Ю.С.
при секретарях Вавилиной В.В., Зеленковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-3692/2024 по иску Абиновой Татьяны Юрьевны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета
по апелляционной жалобе истца Абиновой Татьяны Юрьевны на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения истца Абиновой Т.Ю., представителя истца Комаровой Т.В., действующей на основании доверенности от 23.04.2023, представителя ответчика Абдуллаевой А.М.к., действующей на основании доверенности от 09.01.2024, судебная коллегия
установила:
Абинова Т.Ю. обратилась с иском к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Томская областная клиническая больница» (далее – ОГАУЗ «ТОКБ», больница), просила суд обязать ответчика откорректировать сведения индивидуального (персонифицированного) учета Абиновой Т.Ю. за периоды работы с 21.11.2005 по 28.02.2006, с 15.10.2009 по 01.11.2009, с 01.10.2011 по 31.12.2011, с 01.03.2006 по 14.10.2009, с 02.11.2009 по 30.09.2011, с 01.01.2012 по 30.06.2013, с 15.07.2013 по 23.07.2014, с 07.08.2014 по 10.11.2014, с 22.11.2014 по 08.01.2017, с 01.02.2017 по 15.05.2018, с 17.05.2018 по 05.06.2018, с 23.07.2018 по 25.07.2018, с 23.08.2018 по 12.09.2018, с 04.10.2018 по 06.02.2020, с 21.02.2020 по 30.04.2020, с 10.05.2020 по 31.05.2020. с 08.10.2020 по 14.10.2020 в должности старшей медицинской сестры токсикологического отделения в Томской областной клинической больнице с указанием кода льготы 28 – ГД за периоды работы с 21.11.2005 по 28.02.2006, с 15.10.2009 по 01.11.2009, с 01.10.2011 по 31.12.2011, с 01.10.2011по 31.12.2008, с 01.03.2006 по 31.12.2008 и 27 – ГД за периоды работы с 01.01.2009 по 14.10.2009, с 02.11.2009 по 30.09.2011, с 01.01.2012 по 30 06.2013, с 15.07.2013 по 23.07.2014, с 07.08.2014 по 10.11.2014, с 22.11.2014 по 08.01.2017, с 01.02.2017 по 15.05.2018, с 17.05.2018 по 05.06.2018, с 23.07.2018 по 25.07.2018, с 23.08.2018 по 12.09.2018, с 04.10.2018 по 06.02.2020, c 21.02.2020 по 30.04.2020, с 10.05.2020 по 31.05.2020, с 08.10.2020 по 14.10.2020.
В обоснование заявленных требований в письменных заявления и пояснениях суду лично и в лице представителя Комаровой Т.В. указывала, что решением ГУ – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области от 19.03.2021 № 1237 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
Спорные периоды, когда она работала в должности старшей медицинской сестры токсикологического отделения в ОГАУЗ «ТОКБ», исключены из специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, так как ответчик - работодатель не подтверждает осуществление ею лечебной деятельности. Лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах за период с 01.01.2002 по 31.12.2008 указывается кодом льготы - 28-ГД, а с 01.01.2009 – 27-ГД.
В соответствии со списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют старшие медицинские сестры больниц всех наименований. Согласно Положению о токсикологическом отделении ОГАУЗ «ТОКБ» от 02.08.2012 указанное отделение входит в состав ОГАУЗ «ТОКБ». Должностные инструкции соответствуют квалификационным характеристикам должностей и работников в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н.
Картами аттестации для должности старшей медицинской сестры предусмотрено право на досрочную пенсию.
Кроме того, в период работы старшей медсестрой она направлялась работодателем на повышение квалификации по направлению лечебной деятельности. Однако все спорные периоды работодателем представлены сведения индивидуального учета о работе истца общими условиями, без указания кода льготы медицинской деятельности по должности старшей медицинской сестры.
Поскольку должность старшей медицинской сестры относится к медицинской деятельности, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета сданы ответчиком без указания кода льготы, полагала, что имеются основания для возложения на ОГАУЗ «ТОКБ» обязанности по корректировке сведений персонифицированного учета за указанные периоды с кодом льготы 28-ГД.
Ответчик ОГАУЗ «ТОКБ» иск не признал, пояснив суду в лице представителя Абдулаевой А.М.к., что первоначально при подаче сведений о стаже истицы в Пенсионный фонд больница указывала код льготы, однако по итогам проверки, проведённой пенсионным органом, сведения о льготном стаже были скорректированы.
Третье лицо ОСФР по Томской области полагало, что оснований для удовлетворения иска не имеется, о чём представило письменные отзывы (листы дела 44-46, 76-78).
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ОСФР по Томской области.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Томска от 22.11.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Абинова Т.Ю. в лице представителя Комаровой Т.В. просит указанное решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что ответчик необоснованно отправил в пенсионный орган корректирующие сведения по спорным периодам работы без указания льготного кода, указав что она работала в обычных условиях, поскольку она работала в должности старшей медицинской сестры токсикологического отделения ОГАУЗ «ТОКБ» в течении полного рабочего дня, что не оспаривалось ответчиком. Полагает, что имеет право на включение спорного стажа в льготный, в связи с чем ответчик обязан вновь скорректировать сведения, поданные за спорные периоды, указав код льготы.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции истец Абиова Т.Ю., представитель истца Комарова Т.В. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представитель ответчика Абдуллаева А.М.к полагала жалобу стороны истца необоснованной.
На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ОСФР по Томской области, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом о страховых пенсиях.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона о страховых пенсиях).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях, в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа только либо в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона о страховых пенсиях).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона о страховых пенсиях приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона о страховых пенсиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон об индивидуальном персонифицированном учёте).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном персонифицированном учёте страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона об индивидуальном персонифицированном учёте).
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона об индивидуальном персонифицированном учёте).
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона об индивидуальном персонифицированном учёте).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в нём лицами, что Абинова Т.Ю. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.08.1998, спорные периоды работы истицы в должности старшей медсестры токсикологического отделения ОГАУЗ ТОКБ были первоначально заявлены работодателем с кодом льготы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Вместе с тем ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области письмом от 30.04.2021 предложило ОГАУЗ ТОКБ проверить и при необходимости внести изменения в ранее представленные индивидуальные сведения на Абинову Т.Ю. за период работы с 01.01.2002 по 31.12.2020, с отражением в индивидуальных сведениях отпуска без сохранения заработной платы, предоставленные во время совместительства ( листы дела 85-87).
В ответ на указанный запрос ОГАУЗ «ТОКБ» сообщило, что уплата дополнительных взносов по дополнительным тарифам не осуществлялась, так как сотрудник Абинова Т.Ю. не занималась работами, указанными в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях, а также то, что по требованию Пенсионного фонда РФ от 30.04.2021 произведена корректировка индивидуальных сведений Абиновой Т.Ю. за периоды работы с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2013 по 31.12.2014 с 01.01.2017 по 31.12.2018 и с 01.01.2020 по 31.12.2020 (листы дела 84, 88-89).
Обращаясь с настоящим иском, истец ссылалась на то, что у работодателя отсутствовали основания для корректировки сведений о страховом стаже, выразившейся в исключении из них кода льготы, поскольку она в спорные периоды работала в должности старшей медицинской сестры токсикологического отделения в Томской областной клинической больнице, и имеет право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности, а, значит, работодатель обязан внести соответствующие данные в сведения персонифицированного учета.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истицей не представлено достаточных и убедительных доказательств тому, что, работая в спорные периоды в должности старшей медсестры в токсикологическом отделении ОГАУЗ «ТОКБ», она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течении 80% рабочего времени.
Судебная коллегия поддерживает сделанные выводы, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства соответствуют материалам дела.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу частей 2,3, 4 Федерального закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется ряд Списков должностей, профессий и учреждений, работа в которых в специальный стаж лечебной деятельности.
Применительно к спорным периодам при определении такого стажа применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781).
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка №781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу - старшей медицинской сестре, работающей в больнице ( больницы всех наименований) (пункт 1 раздела «Наименование учреждений» в том же списке).
Вмесите с тем, в соответствии с пунктом 2 Правил № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список) (пункт 3 Правил N 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего времени с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работа по должности в соответствии со штатным расписанием определяет трудовую функцию работника, которую он должен выполнять в рамках трудового договора. При этом, трудовое законодательство закрепляет необходимость соответствия наименований должностей и квалификационных требований к ним, устанавливаемых работнику, наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или соответствующим положениям профессиональных стандартов, если в соответствии с законодательными актами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот либо наличие ограничений (статьи 56, 57).
В спорные периоды действовала Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, которая включала должность «Старшая медицинская сестра». При этом должность «Старшая медицинская сестра» отнесена к разделу 1.4 должностей среднего медицинского персонала.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказами Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (далее - ЕКС N 541н), от 06.11.2009 N 869 (далее - ЕКС N 869), Тарифно-квалификационные характеристики работников здравоохранения, утв.постановлением Минтруда России от 27.08.1997 N 43, от 22.03.1993 N 62, от 17.11.1992 N 37 (далее - ТКХ N 43, ТКХ N 62, ТКХ N 37). Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.11.1998 N 37).
Таким образом, право на досрочную пенсию старшей медицинской сестре связывается с выполнением должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по этим должностям, установленным ЕКТС N 541H, ЕКС N 869, ТКХ N 62, ТКХ N 37 и другими документами в сфере здравоохранения, регламентирующими деятельность таких работников.
Согласно штатным нормативам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н (с ЕКС N 541н), старшая медицинская сестра оказывает доврачебную медицинскую помощь. Осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что факт осуществления Абиновой Т.Ю. в спорные периоды лечебной деятельности в течении 80% рабочего времени своего подтверждения не нашёл.
Так, из должностных инструкций старшей медицинской сестры токсикологического отделения, утвержденных главным врачом ОГАУЗ «ТОКБ» от 11.10.2004, от 04.02.2013, от 25.07.2018 следует, что старшая медицинская сестра обязана, в том числе, владеть техникой сестринских манипуляций, оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, провести сердечно-легочную реанимацию, повышать уровень своей квалификации, раз в 5 лет проходить аттестацию ( инструкции от 11.10.2004, от 04.02.2013), согласно инструкции от 25.07.2018 – дополнительно: исполнять обязанности среднего медицинского персонала на период отсутствия, ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций, своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, выполнять забор биологических материалов.
Между тем на старшую медсестру возлагались и иные обязанности, как то контролировать выполнение средним и младшим медперсоналом своих обязанностей; следить за соблюдением сан-эпидрежима и лечебно-охранительного в отделении и соблюдать его лично; проводить мероприятия по рациональной организации труда среднего и младшего медперсонала; обеспечивать правильность расстановки кадров среднего и младшего медперсонала по постам; составлять графики работы среднего и младшего медперсонала, вести табеля; своевременно производить замещение среднего и младшего медперсонала не вышедшего на работу; производить ознакомление и контролировать выполнение профессионально-должностных инструкций среднего и младшего медперсонала; проводить первичный инструктаж по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и ознакомление с должностными инструкциями среднего и младшего медперсонала при поступлении на работу, контролировать соблюдение ТБ, ОТ, ППБ; организовать сестринский уход за больными на основе сестринского процесса; обеспечить учебные занятия по эксплуатации мед.техники и оборудования; использовать в работе документы регламентирующие порядок выписывания, учёта, хранения, особенности использования лекарственных средств и материалов; систематически пополнять отделение медицинским инструментарием, медикаментами, материалами, предметами ухода за больными, вести их распределение и контроль за их использованием; проверять правильность хранения и учёта сильнодействующих и ядовитых медикаментов; ежедневно контролировать правильность расходования наркотических, дорогостоящих, остродефицитных средств и сильнодействующих медикаментов; контролировать соблюдение персоналом отделения, больными установленных правил внутреннего распорядка; организовать санитарно-просветительную работу и пропаганду здорового образа жизни, как среди пациентов, так и среди среднего и младшего медперсонала; организовывать индивидуальные посты у тяжелобольных по заданию зав. отделением; вести контроль за передачами для больных, следить за питанием для больных, наблюдать за раздачей пищи; составлять порционные листы на питание больных, наблюдать за качеством пищи; контролировать правильность выполнения процедур, режима, кормления и ухода за больными средним и младшим медперсоналом; осуществлять контроль за сохранностью и рациональным использованием мед.оборудования, аппаратуры, инструмента; ежедневно проводить обход отделения и контролировать правильность сдачи и приёма дежурств среднего и младшего медперсонала; готовить документы для выписки и перевода больных; направлять в аптеку заявки, принимать и распределять между медперсоналом медикаменты, предметы ухода за больными; контролировать состояние помещений отделения, технических коммуникаций; докладывать зав.отделением о всех неисправностях, а так же других ЧП, происшедших в отделении; под руководством зав.отделением разрабатывать и контролировать выполнение планов повышения квалификации среднего и младшего медперсонала, проведение сестринских конференций и практических занятий; хранить должностные инструкции среднего и младшего медперсонала, своевременно по необходимости пересматривать их, знакомить сотрудников с должностными инструкциями под роспись (литы дела 19-26, 79-83).
Таким образом, в соответствии с должностными инструкциями старшей медсестры токсикологического отделения ОГАУЗ «ТОКБ» на Абинову Т.Ю. возлагались должностные обязанности как связанные с осуществлением лечебной деятельности, так и представляющие собой иную деятельность - руководство подчиненными ему исполнителями на самостоятельном участке работы.
В ходе судебного разбирательства по делу сторона ответчика поясняла суду, что сведений о количестве времени, в течение которого истица выполняла непосредственно лечебную работу, не отслеживалось и не фиксировалось.
Кроме того, суду представлены карта аттестации рабочего места старшей медицинской сестры № 00301105 от 2012 года, карта специальной оценки условий труда старшей медицинской сестры № 6-4-05-07/14 от 2016 года, согласно которым рабочее место истицы аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса в 2012 году по классу 3.1, в 2016 году - по классу 2.
Согласно части 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 1512.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд введены для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами, т.е. в пользу лиц, имеющих право на льготную пенсию. Тариф определяется исходя из проведенной оценки условий труда и присвоенного класса.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
В случае если по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в отношении рабочего места физического лица, занятого на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, установлен итоговый класс условий труда допустимый (подкласс 2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (тариф - 0,0 процента).
Если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, не начисляются.
Из дела видно, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за Абинову Т.Ю. не начислялись.
Поскольку доказательств, подтверждающих занятость истца в спорные замещения должности старшей медицинской сестры лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на протяжении не менее 80 процентов рабочего времени истцом не представлено, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на работодателя обязанности скорректировать сведения индивидуального (персонифицированного) учета Абиновой Т.Ю. за периоды работы с 21.11.2005 по 28.02.2006, с 15.10.2009 по 01.11.2009, с 01.10.2011 по 31.12.2011, с 01.03.2006 по 14.10.2009, с 02.11.2009 по 30.09.2011, с 01.01.2012 по 30.06.2013, с 15.07.2013 по 23.07.2014, с 07.08.2014 по 10.11.2014, с 22.11.2014 по 08.01.2017, с 01.02.2017 по 15.05.2018, с 17.05.2018 по 05.06.2018, с 23.07.2018 по 25.07.2018, с 23.08.2018 по 12.09.2018, с 04.10.2018 по 06.02.2020, с 21.02.2020 по 30.04.2020, с 10.05.2020 по 31.05.2020. с 08.10.2020 по 14.10.2020 в должности старшей медицинской сестры токсикологического отделения в ОГАУЗ «ТОКБ» с указанием кода льготы 28 – ГД.
Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истца в суде первой инстанции, суд дал надлежащую оценку данным доводам с учётом оценки всех представленных доказательств и установленных обстоятельств, оснований для переоценки нет.
Решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Абиновой Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи