Дело № 2-1682/2023 (59RS0025-01-2023-001611-47)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 9 октября 2023 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Карповой К. А.,
с участием истца Попова А.Н.,
представителя ответчика Администрации Краснокамского городского округа ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Попова А.Н., Поповой С.А., к Администрации Краснокамского городского округа, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, о признании права собственности на самовольную постройку, утверждение схемы земельного участка с целью перераспределения земель,
УСТАНОВИЛ:
Попов А.Н., Попова С.А. обратился в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку, утверждении схемы земельного участка с целью перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, находящихся в частной собственности.
Требования мотивированы тем, что они являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. На земельном участке в 1947 году введен в эксплуатацию одноэтажный жилой дом, площадью 4,8 кв.м, кадастровый №. В 2023 году они произвели реконструкцию данного дома путем замены деревянных стен на шлакоблочные. По итогу реконструкции объекта недвижимости, общая площадь здания составила 98,5 +0,9 кв.м. Считают, что ими не допущены нарушения строительных норм и правил при возведении одноэтажного жилого дома, по адресу: <адрес>. в связи с предстоящей реконструкцией они в адрес ответчика направили заявление о перераспределении земель находящихся в муниципальной собственности и земель находящихся в частной собственности с приложенной схемой. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в перераспределении земельных участков. В обосновании своего решения ответчик указал на установленные Постановлением Краснокамского городского округа от 13.10.2021 №654-п предельные размеры ширину улиц в красных линиях 15-30 м. Было предложено изменить схему с соблюдением необходимых пределов.ДД.ММ.ГГГГ они повторно обратились в адрес ответчика с заявлением о перераспределении земель находящихся в муниципальной собственности и земель, находящихся в частной собственности с приложенной схемой с соблюдением необходимых размеров. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ на данное заявление, с указанием на нарушение СП 42.13330.2016, а именно данная схема не обеспечивает безопасность движения в распределяемой зоне. Предложено заменить параметры схемы. После этого ответчиком произведено межевание земельного участка с вклиниваем земель общего пользования в земельный участок, на котором расположен их дом. ДД.ММ.ГГГГ они, с учетом действующих границ направили заявление о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, находящихся в частной собственности с приложенной схемой. К заявлению была приложена пояснительная записка о том, что перераспределение земель необходимо для регистрации права собственности так как предыдущее межевание проведено с вклиниванием земель общего пользования на их землю, на которой расположен объект недвижимости.
Просят признать за Поповым А.Н. 2/3 доли в праве и за Поповой С.А. 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, площадью 98,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, находящихся в частной собственности в следующих координатах: 1. х № у №; х № у №; 3. х № у №; 4. х № у №; 5. х № у №; 6. х № у №; 7. х № у №; 8. х № у №; 9. х № у №; 10. х № у №; 11. х № у № 12. х № у №; 13. х № у №; 14. х № у №.
Истец в судебном заседании на иске настаивал.
Истец Попова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился.
Представитель ответчика комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, извещен. Направлен отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управление федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о дате и времени судебного заседания извещен.
Заслушав пояснения истца, возражения ответчика, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему выводу.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ) определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди которых:
- подпункта 3 разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам
- пункт 6 разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Судом установлено, что Попов А.Н., Попова С.А. являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 1071,09 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, кадастровый № ( л.д. 40-41, т.2).
Попов А.Н., Попова С.А. являются собственниками здания - индивидуальный жилой дом, по адресу: <адрес>, общей площадью 46,8 кв.м, кадастровый № ( л.д. 43-44, т.2).
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Н. обратился в комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просил перераспределить земельный участок, земельный участок находящийся в муниципальной собственности и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1071,09 кв.м, находящийся в частной собственности по адресу: <адрес> (л.д. 103, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ, согласно которому принято решение об отказе в перераспределении земельного участка со ссылкой на п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ указано, что согласно правил землепользования и застройки Краснокамского городского округа, утвержденных на земельных участках общего пользования (улица), где ширина улиц и дорог городских населенных пунктов принимается в красных линиях 15-30 м. Перераспределение земельных участков проводится в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости ( л.д. 105, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Н. обратился в комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просил перераспределить земельный участок, земельный участок находящийся в муниципальной собственности и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1071,09 кв.м, находящийся в частной собственности по адресу: <адрес>. Представил схему. (л.д. 106, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ, согласно которому принято решение об отказе в перераспределении земельного участка, со ссылкой на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, указали, что в соответствии с п. 11.16 Свода Правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» закреплено, что на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размер сторон равнобедренного треугольника для условий «транспорт-транспорт» при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее 25 и 40 м. для условий «пешеход-транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8х40 и 10х50 м. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и другого), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. Указали, что прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории приведет к нарушению в обеспечение безопасности дорожного движения. Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ( л.д. 108, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Н. обратился в комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просил перераспределить земельный участок, земельный участок находящийся в муниципальной собственности и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1071,09 кв.м, находящийся в частной собственности по адресу: <адрес>. Представил схему. (л.д. 111,112, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ. согласно которому принято решение об отказе в перераспределении земельного участка, со ссылкой п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, из приложенной схемы следует, что земельный участок расположен в кадастровом квартале застроенном многоквартирными домами. Проект планировки для кадастрового квартала № не разработан ( л.д. 113, т.1).
Согласно заключению по техническому обследованию жилого дома по адресу: <адрес> технический план сформирован на основании: декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ для регистрации реконструкции здания (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Средняя квадратическая погрешность площади здания и площади всего здания вычислена на основании утвержденного приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0082. Площадь застройки по координатам составляет 114,8 кв.м площадь всего здания составляет 98,5 кв.м, общее количество этажей 1, подземных – 0, материал шлакобетонные.. При построении по координатам выявлен факт пересечения установленной границы земельного участка капитальной стеной здания, таким образом изменяемый объект располагается на двух земельных участках с кадастровыми номерами №, № (л.д. 156-193, т. 1).
Согласно заключению по техническому обследованию жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние строительных конструкций здания оценивается следующим образом: техническое состояние – фундаментов – работоспособное; техническое состояние перекрытия первого этажа – работоспособное; техническое состояние наружных и внутренних стен и перегородок – работоспособное; техническое состояние кровли – удовлетворительное; техническое состояние окон – удовлетворительное; техническое состояние дверей – удовлетворительное. Отсутствуют видимые повреждения. Свидетельствующие о снижении несущей способности. Необходимости в ремонтных работах нет. Обследованный жилой дом представляет собой отдельно стоящее здание высотой 5,5 м, с одним наземным этажом, состоит из жилых комнат, кухни, ванной, санузла, котельной и прочих помещений вспомогательного назначения. Нсущие конструкции обследованного жилого дома по адресу: <адрес>, находятся в работоспособном состоянии и не угрожают жизни и здоровью проживающих в нем граждан, надежность и безопасность здания обеспечена, дальнейшая эксплуатация в качестве объекта индивидуального жилого дома допускается. Действующее строение не нарушает законные интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц и соответствует градостроительным и пожарным нормам. ( л.д. 240-250, т.1, л.д. 1, т. 2).
В материалы дела представлены технические паспорта на здание по адресу: <адрес> на январь 1975, согласно которому общая площадь дома составляла 37,8 кв.м (жилая 30,2 кв.м, вспомогательная 7,6кв. м.) (л.д. 232-233, т. 1).
Технический паспорт на индивидуальный жилой дом на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь дома составляет 46,1 кв. ( жилая 30,5 кв.м., вспомогательная 15,9 кв.м) ( л.д. 227-231, т. 1).
Технический паспорт на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь дома составляет 48,8 кв.м (л.д. 223-226, т.1).
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть 12.0.1.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, судом установлено, что истцы произвели реконструкцию жилого дома, при этом изменяемый объект располагается на двух земельных участках, в том числе на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования улично-дорожная сеть.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 года, разъяснено, что иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Следовательно, по настоящему делу, связанному с разрешением права на самовольную постройку, юридически значимым обстоятельством являлось выяснение вопроса о наличии у истца права возведения на земельном участке объекта капитального строительства.
Установив, что жилой дом соответствует требованиям строительных, градостроительных и иных норм и правил и не создает опасности для жизни и здоровья граждан, вместе с тем суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований о признании права собственности на самовольную постройку в связи с тем, что указанный объект возведен истцами на землях населенных пунктов без согласия муниципального образования и без соответствующего разрешения на реконструкцию жилого дома, при этом факт законности возведения самовольной постройки на спорном земельном участке истцами не доказан.
Разрешая требования об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, находящихся в частной собственности, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В связи с этим в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Таким образом, процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ответчиками было принято три решения об отказе в перераспределении земельного участка и ни одно из них не было оспорено истцами в судебном порядке.
В настоящем исковом заявлении истцы также не просили отменить решение уполномоченного органа.
Учитывая, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимает уполномоченный орган, в данном случае комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа, и является его исключительной прерогативой, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в данной части.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Попова А.Н., Поповой С.А., к Администрации Краснокамского городского округа, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа, о признании права собственности на самовольную постройку, утверждение схемы земельного участка с целью перераспределения земель, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Щербакова А.В.