Дело № 2-321/2024
УИН 75RS0019-01-2024-000445-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2024 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,
при помощнике судьи Мерзликиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края к Простакишиной Екатерине Игоревне о взыскании выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Истец ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением ссылаясь на то, что 04.06.2023 ответчик Простакишина Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Межрайонный отдел ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по реализации мероприятия «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.04.2021 № 110 утверждены условия и порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, оказываемой на условиях софинансирования из федерального бюджета. 22.06.2023 с Простакишиной Е.И. заключен социальный контракт, предметом которого являлось оказание государственной социальной помощи последней и членам ее семьи по мероприятию «Индивидуальная предпринимательская деятельность» в размере единовременной выплаты 350 000 руб. Согласно программы социальной адаптации Простакишина Е.И. обязалась приобрести на средства, полученные в рамках государственной социальной помощи следующие товары: оборудование, инструменты, расходные материалы, аренда в срок до 22.12.2023 года. В декабре 2023 года Простакишиной Е.И. был предоставлен договор купли-продажи на оборудование бывшего в употреблении, общая сумма составила 300 000 руб. Договор купли-продажи, предоставленный Простакишиной Е.И. не был принят, так как были нарушены условия социального контракта. Социальный контракт Простакишиной Е.И. действует с 22.06.2023 по 22.12.2023, документы предоставленные ответчиком были от 27.02.2023, то есть оборудование было куплено до оформления социального контракта, также Простакишиной Е.И. не представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин не выполнения мероприятий программы социальной адаптации. 28.12.2023 Межведомственной комиссией принято решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта Простакишиной Е.И., на основании п. 51 Правил № 1931 в связи с установление факта нецелевого расходования получателем социальной помощи денежных средств. 25.12.2023 Простакишиной Е.И. направлено через отделение почтовой связи уведомление № 2349 о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Просит взыскать с Простакишиной Е.И. сумму выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 руб. в пользу ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края.
Определением суда от 25.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Истец ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, ответчик Простакишина Е.И., третье лицо Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, надлежаще извещенные о дате и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Простакишина Е.И. представила в суд письменные пояснения, выразила несогласие с исковыми требованиями, просила провести судебное заседание без ее участия. Указала, что зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя до получения указанной субсидии, оборудование приобрела в рассрочку, полную оплату которого произвела в августе 2023 года. Денежные средства по субсидии израсходованы по назначению, на покупку оборудования, аренду помещения, рекламу. Признает несвоевременное предоставление отчета по причине того, что сотрудники социальной защиты ей непонятно разъяснили сроки контракта, общались в грубой форме, не могли оказать помощь. Информаций в контракте изложена с использованием бухгалтерской терминологии, которая ей непонятна. Уведомление об отчетности в январе и июле 2024 года социальная служба не приняла, так как денежные средства были потрачены не в один день, а с учетом сроков годности химических препаратов. Расходы на салон состоят из следующего: 300 000 руб. – оборудование; 75 000 руб. – реклама; 50 000 руб. - аренда помещения; 150 000 руб. – закупка расходных материалов и химических препаратов; 20 000 руб. – подключение торгового эквайринга от Т-банка, терминал. Обращает внимание на неизлечимое заболевание, в связи с которым она постоянно находиться на стационарном лечении, оформляет инвалидность. Иные чеки не представляется возможным представить ввиду их того, что они находились в автомобиле, который угнали в июле 2023 года.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы дела и оценив все в совокупности с действующим законодательством, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»)
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные ч. 1.1 ст. 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (п. 1.2 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В абз. 8 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указано, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2.3 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно п. 1 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (п.п. 2, 3 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Закон Забайкальского края от 24.02.2021 № 1920-ЗЗК «О государственной социальной помощи, социальной помощи для отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», устанавливает организационные основы оказания социальной помощи для отдельных категорий граждан в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» на территории Забайкальского края.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931 утверждены Правила оказания субъектам Российской Федерации на условиях оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом «О государственной социальной помощи» (далее – Правила № 1931).
В соответствии с п. 4 Правил № 1931 к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в том числе мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В силу подп. «б», п. 10 Правил № 1931 органом социальной защиты населения в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта получателю такой помощи осуществляется денежная выплата по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере не более 350 тыс. рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией.
До 10 процентов денежной выплаты, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи, до 15 процентов - на принятие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, до 5 процентов - на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях. Оставшаяся часть денежной выплаты (или вся ее сумма в случае отсутствия указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно п. 51 Правил № 1931 получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности обязан в том числе:
д) при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, оплатить расходы, связанные с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, с приобретением программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также с приобретением носителей электронной подписи (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, оплатить расходы на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях (не более 5 процентов назначаемой выплаты), и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы;
е) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в течение 30 дней со дня прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) либо со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
з) представлять документы (сведения), необходимые для контроля за выполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации, а также для реализации пунктов 42, 45 и 46 настоящих Правил, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с п. 31 Правил № 1931 решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения в том числе, в следующих случаях:
з) нецелевое использование получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта средств государственной социальной помощи на основании социального контракта;
и) неисполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Условия и порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, оказываемой на условиях софинансирования из федерального бюджета утверждены Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.04.2021 № 110 (далее – Порядок № 110).
В соответствии с п. 2 Порядка № 110 право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Забайкальского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Забайкальском крае.
Назначение и оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) (п. 3 Порядка № 110).
В силу п. 9 Порядка № 110 к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи следующие мероприятия, в том числе мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат, размер которых установлен пунктом 10 Правил № 1931 (п. 12, 14 Порядка № 110).
Согласно п. 44 Порядка № 110 уполномоченным органом осуществляется ежемесячный контроль за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.
В соответствии с п. 45 Правил № 110 в течение последнего месяца действия социального контракта уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта, но не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Решение о продлении срока действия социального контракта принимается уполномоченным органом в случае невыполнения мероприятий программы социальной адаптации по независящим от гражданина причинам.
Основаниями для продления срока действия социального контракта являются:
1) обстоятельства непреодолимой силы природного характера (наводнения, землетрясения и иные природные катаклизмы);
2) чрезвычайные явления общественного характера (войны, введение режима чрезвычайной ситуации, введение режима самоизоляции, эмбарго, запретительные предписания на осуществление отдельных видов деятельности);
3) события, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии);
4) болезнь гражданина (члена семьи гражданина, за которым требуется уход).
В силу п. 52 Порядка № 110 средства, используемые уполномоченным органом не по целевому назначению, а также неиспользованные средства подлежат возврату в бюджет Забайкальского края в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Забайкальского края следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Забайкальского края нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается на основании социального контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ закон устанавливает исключения из правил, согласно которым не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
Судом установлено и следует из материалов дела, 22.06.2023 между Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края в лице начальника Межрайонного отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (уполномоченным органом) и Простакишиной Е.И. (получателем) заключен социальный контракт № 1197.
Согласно условиям социального контракта № 1197 от 22.06.2023, предметом является оказание государственной социальной помощи Простакишиной Е.И. и членам ее семьи, а также сотрудничество по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.04.2021 № 110 «Об определении размера, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой в 2021-2023 годах, формы социального контракта» в целях стимулирования активных действий получателя по преодолению трудной жизненной ситуации. Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью настоящего социального контракта (п.п. 1.1. и 1.2.).
В соответствии с разделом 2 социального контракта получатель имеет право на получение государственной социальной помощи в виде, предоставления денежных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 350 000 руб., также на получение необходимой информации в уполномоченном органе по вопросам исполнения мероприятий программы социальной адаптации.
Получатель обязан исполнять программу социальной адаптации в полном объеме; представлять в уполномоченный орган информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на исполнение мероприятий программы социальной адаптации, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; представить в уполномоченный орган объяснение в письменный форме о причинах неисполнения мероприятий программы социальной адаптации в случае их неисполнения; в случае неисполнения условий настоящего социального контракта возместить уполномоченному органу денежные средства, полученные в виде государственной социальной помощи; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение настоящего социального контракта, представлять все сведения о ходе исполнения программы социальной адаптации; не препятствовать проверке представленных сведений и обследованию бытовых условий представителями уполномоченного органа (раздел 3 социального контракта).
Уполномоченный орган обязан в соответствии с программой социальной адаптации оказывать получателю государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» в размере 350 000 руб. на период с 01.06.2023 по 30.06.2023 (п. 3.2.1. социального контракта).
Из программы социальной адаптации следует, что Простакишина Е.И. в период действия социального контракта с 22.06.2023 по 22.12.2023 и плану мероприятий обязана зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, приобрести необходимые товары, осуществлять предпринимательскую деятельность с ежемесячным занесением дохода в приложение «Мой налог»/ «книга учета расходов и доходов», предоставить отчет.
Ответчиком Простакишиной уполномоченному органу представлен бизнес-план «Организация и открытие парикмахерской», на затраты на запуск парикмахерской включены 350 000 руб. – закупка оборудования и материалов.
В соответствии с платежным поручением № 464802 от 30.06.2023 ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края произвело выплату государственной социальной помощи Простакишиной Е.И. в размере 350 000 руб.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25.01.2017 № 153 переданы отдельные полномочия и функции ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, также организация оказания государственной социальной помощи в виде денежных выплат (п. 1.2. Перечня к вышеуказанному Приказу).
Во исполнение условий социального контракта и программы социальной адаптации Простакишина Е.И. предоставила договор купли-продажи парикмахерского оборудования, бывшего в употреблении от 27.02.2023. Представленный в материалы дела договор купли-продажи не имеет подписей сторон.
По условиям данного договора Простакишина Е.И. (покупатель) приобрела у Грядуновой Е.Н. (продавца) бывшее в употреблении оборудование, размещенное в ТЦ «Арена» в Салоне-Парикмахерской «Точка Красоты», расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно п. 3.1 договора купли-продажи стоимость оборудования составила 300 000 руб.
Оплата оборудования производится в размере 50 % - 150 000 руб. путем передачи покупателем наличных денежных средств продавцу в течение 1 рабочего дня. Оставшаяся сумма 150 000 руб. производится в течение шести месяцев по графику платежей: до 05.04.2023 – 35 610 руб., до 05.05.2023 – 35 610 руб., 05.06.2023 – 35 610 руб., 05.07.2023 – 35 610 руб., до 05.08.2023 – 7 560 руб.
Продавец обязан передать покупателю оборудование на основании Акта приемки-передачи оборудования с даты 100 % оплаты. Право собственности на оборудование переходит от продавца к покупателю с момента полной 100 % оплаты по договору купли-продажи парикмахерского оборудования от 27.02.2023 (п. 3.4 договора).
В обоснование исковых требований истец указал, что в связи с нарушениями условий социального контракта данный договор купли-продажи от 27.02.2023 уполномоченным органом принят не был, так как он заключен с ответчиком до социального контракта.
Протоколом заседания № 26.1 межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта принято решение о расторжении социального контракта и возвращении денежных средств с Простакишиной Е.И.
В адрес Простакишиной межрайонным отделением ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края направлено уведомление от 25.12.2023 № 2349 о необходимости предоставления отчета в срок до 12.01.2024 и взыскании денежных средств в судебном порядке.
ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края указав, что Простакишиной не возвращены полученные денежные средства в размере 350 000 руб., обратилось в суд с настоящим иском.
Суд признает установленным факт не исполнения ответчиком Простакишиной условий социального контракта и не предоставлением в полном объеме доказательств приобретения средств для осуществления предпринимательской деятельности, определенных для рассмотрения в уполномоченный орган бизнес-плане, также доказательств наличия уважительных причин, препятствующих выполнению контракта, что свидетельствует о нецелевом характере использования предоставленных ей за счет бюджета средств.
Истцом в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные отношения, доказано обстоятельство недобросовестности ответчика в получении социальной помощи.
При этом доводы ответчика об исполнении условий социального контракта в виде заключения договора купли-продажи от 27.02.2023 о приобретении оборудования парикмахерской, об оплате приобретенного оборудования в рассрочку, судом отклоняются.
В силу статьи 35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (ч. 2 ст. 35 ГПК РФ).
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства.
В нарушение статей 56, 57 ГПК РФ ответчик Простакишина не представила суду соответствующие доказательства в подтверждение своих возражений против исковых требований истца, а именно доказательства исполнения условий социального контракта в сроки его действия, а также уважительность причин его неисполнения.
В материалах дела имеется договор купли-продажи парикмахерского оборудования, бывшего в употреблении от 27.02.2023, который не имеет подписей сторон, и которое было заключено между ответчиком и продавцом до заключения данного социального контракта.
Иных доказательств полного исполнения Простакишиной социального контракта в сроки его действия не имеется.
Ссылка ответчика о том, что денежные средства по приобретению оборудования по договору купли-продажи от 27.02.2023 были переданы в рассрочку и последний платеж состоялся в августе 2023 года, не состоятельна, поскольку согласно расписке Грядунова Е.Н. (продавец) получила от Простакишиной Е.И. (покупатель) сумму 350 000 руб. по договору купли-продажи парикмахерского оборудования - 05.04.2023.
Суд также отклоняет доводы ответчика о том, что ей не были разъяснены уполномоченным органом условия и сроки исполнения условий социального контракта, о прохождении лечения, о позднем приобретении препаратов ввиду их срока годности, поскольку стороны сделки должны добросовестно осуществлять свои гражданские права, в связи с чем, Простакишина, исходя из текста и содержания социального контракта, действуя разумно и осмотрительно должна была понимать значение подписываемого ею документа, сделка совершена дееспособным лицом, ответчик самостоятельно подала документы в уполномоченный орган для предоставления ей социальной помощи в виде денежных средств для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем обязана была проявить должную степень осмотрительности при возложении на себя обязанности о возврате полученных средств в установленные законом сроки, также с учетом состояния здоровья. Стороной ответчика не доказано наличие у нее болезни, прохождения лечения, которые бы препятствовали ей обратиться в уполномоченный орган с заявлением об уважительности причин своевременного неисполнения контракта.
Следовательно, учитывая, что обязательство истца по предоставлению денежных средств по условиям социального контракта выполнено полностью и своевременно, ответчиком допущено нарушение условий социального контракта, суд приходит к выводу о взыскании выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Простакишиной Е.И. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 700 руб., отсрочка уплаты которой была предоставлена истцу определением судьи от 05.06.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-195 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края к Простакишиной Екатерине Игоревне о взыскании выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта удовлетворить.
Взыскать с Простакишиной Екатерины Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт №) в пользу государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> (ИНН №) сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 рублей.
Взыскать с Простакишиной Екатерины Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Сретенска Читинской области (паспорт №) государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в размере 6 700 руб.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционных жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья Б.Д. Дугарова