РЕШЕНРР•
24 мая 2021 года г.Самара
Судья Железнодорожного районного суда г.Самара Авцина А.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу РћРћРћ «Самара» РЅР° постановление в„– заместителя главного государственного инспектора РІ Самарской области РїРѕ использованию Рё охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра РїРѕ Самарской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 30.09.2020Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением в„– заместителя главного государственного инспектора РІ <адрес> РїРѕ использованию Рё охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра РїРѕ <адрес> Р¤РРћ2 РѕС‚ 30.09.2020Рі., РћРћРћ «Самара» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях, Рё ему назначено административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 100 000 рублей.
РќРµ согласившись СЃ данным постановлением, РћРћРћ «Самара» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ его отменить, производство РїРѕ делу прекратить, ссылаясь РЅР° то, что согласно выписке РёР· ЕГРН РѕС‚ 03.02.2021Рі., видами разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 487 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, являются: «магазин, для объектов общественно-делового значения». Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.35 Градостроительного кодекса Р Р¤, Рє объектам общественно-делового значения относятся отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального Рё коммунально-бытового назначения, объекты стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объекты торговли, общественного питания, социального Рё коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные СЃ обеспечением жизнедеятельности граждан. Таким образом, размещение РЅР° земельном участке павильона «Шаурма РђР·РёСЏВ», АГЗС, здания букмекерской конторы соответствует РІРёРґСѓ разрешенного использования земельного участка, так как данные объекты относятся Рє объектам торговли, общественного питания Рё предпринимательской деятельности. Размещение букмекерской конторы РІ здании, размещенном РЅР° земельном участке РЅРµ противоречит РІРёРґСѓ разрешенного использования земельного участка, так как это относится Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ использования объекта недвижимости, Р° РЅРµ земельного участка, поскольку согласно выписке РёР· ЕГРН РѕС‚ 25.06.2020Рі. РЅР° земельном участке расположено нежилое здание, площадью 63,4 РєРІ.Рј, имеющее кадастровый в„–, назначение использования которого является: «нежилое здание». РРЅРѕР№ РІРёРґ использования указанного объекта РЅРµ определен. Таким образом, вменяемый РћРћРћ «Самара» состав нарушения административного законодательства РЅРµ имеется, поскольку земельный участок используется РЅРµ только РІ соответствии СЃ разрешенным РІРёРґРѕРј деятельности, РЅРѕ Рё для передачи РІ аренду помещений СЃ целью РёС… использования для осуществления арендаторами розничной торговли, для использования РїРѕРґ офисы. Рспользование части помещений РІ предпринимательских целях РІ нежилом здании относится Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ использования объекта недвижимости, Р° РЅРµ земельного участка Рё РЅРµ свидетельствует РѕР± использовании земельного участка РЅРµ РїРѕ своему назначению РІ соответствии СЃ его принадлежностью Рє той или РёРЅРѕР№ категории земель Рё разрешенным использованием. Земельный участок СЃ кадастровым номером 63:01:0109005:518, площадью 487 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, зарезервирован Приказом Министерства транспорта Рё автомобильных РґРѕСЂРѕРі <адрес> в„– РѕС‚ 15.06.2016Рі. для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес> РІ целях строительства проспекта Карла Маркса РЅР° участке РѕС‚ <адрес> РІ Рі.Рѕ.Самара, что РїСЂСЏРјРѕ подтверждается выпиской РёР· ЕГРН РѕС‚ 03.02.2021Рі. (раздел 4.2.). Р’ соответствии СЃ указанным Приказом РЅР° данном земельном участке установлен запрет РЅР° осуществление застройки зданиями капитального типа. РџСЂРё этом, запрета РЅР° размещение временных объектов РЅРµ установлено. Таким образом, размещение РЅР° земельном участке временных объектов любого назначения РЅРµ нарушает его целевого использования.
Р’ судебном заседании представитель РћРћРћ «Самара» Р¤РРћ1, действующий РЅР° основании доверенности, РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы поддержал, РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить.
Заместитель главного государственного инспектора РІ Самарской области РїРѕ использованию Рё охране земель, начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра РїРѕ Самарской области Р¤РРћ2, извещенная надлежащим образом Рѕ РґРЅРµ Рё времени слушания дела, РІ судебное заседание РЅРµ явилась, представила отзыв, РІ котором просила рассмотреть жалобу РІ её отсутствие Рё отказать РІ её удовлетворении.
Выслушав объяснения представителя заявителя жалобы исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
РР· Рї.2 СЃС‚.7 Земельного кодекса Р Р¤ следует, что земли РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, подразделяемые РїРѕ целевому назначению РЅР° указанные РІ пункте 1 этой статьи категории, используются РІ соответствии СЃ установленным для РЅРёС… целевым назначением. Правовой режим земель определяется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РёС… принадлежности Рє той или РёРЅРѕР№ категории Рё разрешенного использования РІ соответствии СЃ зонированием территорий, общие принципы Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения которого устанавливаются федеральными законами Рё требованиями специальных федеральных законов. Любой РІРёРґ разрешенного использования РёР· предусмотренных зонированием территорий РІРёРґРѕРІ выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений Рё процедур согласования. Р’РёРґС‹ разрешенного использования земельных участков определяются РІ соответствии СЃ классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции РїРѕ выработке государственной политики Рё нормативно-правовому регулированию РІ сфере земельных отношений.
В силу положений ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Земельный кодекс РФ в порядке реализации положений ст.9 (ч.1) и ст.36 (ч.ч.1 и 2) Конституции РФ закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30.06.2011г. N 13-П; определения от 24.12.2013г. N 2153-О, от 24.03.2015г. N 671-О, от 23.06.2015г. N 1453-О и от 28.02.2017г. N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения ст.42 Земельного кодекса РФ, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28.09.2017г. N 1919-О, от 27.09.2018г. N 2347-О).
Согласно частей 1, 2, 4 и 6 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Рспользование земельного участка РЅРµ РїРѕ целевому назначению РІ соответствии СЃ его принадлежностью Рє той или РёРЅРѕР№ категории земель Рё (или) разрешенным использованием, Р·Р° исключением случаев, предусмотренных частями 2 Рё 3 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Р’ судебном заседании установлено, что РІ С…РѕРґРµ проверки, проведенной 28.07.2020Рі. муниципальным земельным инспектором Администрации Железнодорожного внутригородского района Рі.Рѕ.Самара Р¤РРћ3, установлено, что РЅР° земельном участке РїРѕ адресному ориентиру: <адрес>, СЃ кадастровым номером в„– СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования: магазин, площадью 487 РєРІ.Рј, РЅР° который зарегистрировано ограничение (обременение) прав РІ РІРёРґРµ аренды РІ пользу РћРћРћ «Самара» РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка РѕС‚ 11.09.2017Рі. в„–Р·, последнее допустило использование земельного участка РїРѕРґ размещение временного павильона «Шаурма РђР·РёСЏВ», АГЗС, Р° также здание букмекерской конторы, что отражено РІ акте осмотра (обследования) земельного участка в„– РѕС‚ 28.07.2020Рі. Рё фототаблице Рє нему Рё явилось основанием для составления 28.08.2020Рі. РІ РћРћРћ «Самара» протокола РѕР± административном правонарушении Рё привлечения его Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела с соблюдением правил ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о том, что видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 487 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, являются: «магазин, для объектов общественно-делового значения», а в соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса РФ, к объектам общественно-делового значения относятся отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и коммунально-бытового назначения, объекты стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объекты торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, таким образом, размещение на земельном участке павильона «Шаурма Азия», АГЗС, здания букмекерской конторы соответствует виду разрешенного использования земельного участка, так как данные объекты относятся к объектам торговли, общественного питания и предпринимательской деятельности, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, действовавшему на момент совершения административного правонарушения, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014г. N 540, разрешенное использование «магазин» предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м, в то время, как размещение мест общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, баров), к каковым относится павильон «Шаурма Азия» соответствует разрешенному виду использования «общественное питание», размещение автозаправочных станций соответствует «заправка транспортных средств», а размещение букмекерской конторы – «проведение азартных игр».
Также, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты РІРѕ внимание РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы Рё Рѕ том, что размещение букмекерской конторы РІ здании, размещенном РЅР° земельном участке РЅРµ противоречит РІРёРґСѓ разрешенного использования земельного участка, так как это относится Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ использования объекта недвижимости, Р° РЅРµ земельного участка, поскольку согласно выписке РёР· ЕГРН РѕС‚ 25.06.2020Рі. РЅР° земельном участке расположено нежилое здание, площадью 63,4 РєРІ.Рј, имеющее кадастровый в„–, назначение использования которого является: «нежилое здание», поскольку РІ силу принципа единства СЃСѓРґСЊР±С‹ земельных участков Рё прочно связанных СЃ РЅРёРјРё объектов, размещение РІ здании букмекерской конторы влечет изменение функционального назначения здания. Рзменение деятельности РїРѕ эксплуатации помещений РІ здании свидетельствует Рѕ несоответствии такой деятельности разрешенному РІРёРґСѓ использования земельного участка, РЅР° котором расположено такое здание.
Доводы жалобы о том, что приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области № 178 от 15.06.2016г. на данном земельном участке установлен запрет на осуществление застройки зданиями капитального типа, при этом, запрета на размещение временных объектов не установлено, в связи с чем, размещение на земельном участке временных объектов любого назначения не нарушает его целевого использования, также несостоятельны, поскольку примечанием 2 к Приказу Минэкономразвития от 01.09.2014г. N 540, установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Между тем, ни павильон общественного питания, ни АГЗС, ни букмекерская контора к вышеуказанным объектам не относится.
Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена вина ООО «Самара» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Действия ООО «Самара» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Самара» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для отмены состоявшегося по делу постановления с прекращением производства по делу, не имеется, а доводы жалобы не опровергают правильность сделанных должностным лицом и подтвержденных материалами дела выводов, процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, в ходе составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, нарушены не были.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.2.9 и ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление, как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является охрана окружающей среды и природопользования, и фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.2.2 указанной статьи, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях (ч.2.3 ст.4.1 названного Кодекса).
С учетом положений ч.ч.2.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характера совершенного правонарушения, отсутствия каких-либо последствий, имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствия отягчающих обстоятельств, с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также ввиду необходимости исключения карательной функции назначенного наказания, суд полагает возможным изменить постановление в части назначенного ООО «Самара» наказания, назначив его ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, определив административный штраф в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШРР›:
Жалобу РћРћРћ «Самара» РЅР° постановление в„– заместителя главного государственного инспектора РІ Самарской области РїРѕ использованию Рё охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра РїРѕ Самарской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 30.09.2020Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях удовлетворить частично.
Постановление в„– заместителя главного государственного инспектора РІ Самарской области РїРѕ использованию Рё охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росрееста РїРѕ Самарской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 30.09.2020Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях РІ отношении РћРћРћ «Самара» - изменить, СЃРЅРёР·РёРІ размер административного штрафа РґРѕ 50 000 рублей.
Р’ остальной части постановление в„– заместителя главного государственного инспектора РІ Самарской области РїРѕ использованию Рё охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра РїРѕ Самарской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 30.09.2020Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.1 СЃС‚.8.8 Кодекса Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях РІ отношении РћРћРћ «Самара» оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Авцина А.Е.
.
.
.
.