Решение от 07.12.2020 по делу № 2а-607/2020 от 28.09.2020

Дело № 2а-607/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                           Леккеревой И.С.,

при секретаре:                                                                      Михалевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Евграфова Андрея Сергеевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,

установил:

Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он подал в Министерство имущественных и земельных отношений РК заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которую не разграничена, без проведения торгов на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, для индивидуального жилищного строительства. Местоположение участка ..., кадастровый квартал , площадь участка 682 кв.м. Ответчиком в письме от хх.хх.хх г. было отказано в предоставлении участка по тем мотивам, что заявитель не состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении. Однако дынный вывод не соответствует требованиям закона. Также ответчик в решении указал, что участок расположен в зоне специальных защитных лесов. При этом данных, подтверждающих эти обстоятельства, ответчик в своем решении не привел. Кроме того, в решении ответчик указал, что испрашиваемый участок расположен за границами населенного пункта. Вместе с тем данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении участка. Кроме того, участок расположен в ... Прионежского района. Также доводы ответчика о расположении участка в границах санитарно-защитной зоны от станции сотовой связи не соответствуют фактическим обстоятельствам и безосновательны. В связи с чем истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений РК от хх.хх.хх г. и обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Макаров Д.А. с требованиями не согласился, считал, что у ответчика имелись законные основания для вынесения оспариваемого решения.

Другие заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Евграфов А.С. хх.хх.хх г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которую не разграничена, без проведения торгов на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, для индивидуального жилищного строительства. Местоположение участка ..., кадастровый квартал , площадь участка 682 кв.м. К заявлению прилагалась схема земельного участка.

Ответчиком в письме от хх.хх.хх г. было отказано в предоставлении участка по тем мотивам, что отсутствуют сведения о том, что заявитель состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении. Также в ответе указано, что согласно генерального плана ... сельского поселения Прионежского муниципального района испрашиваемый участок располагается в зоне защитных лесов, а исходя из сопоставления схемы участка и карты градостроительного зонирования, карты функциональных зон, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки ... сельского поселения, выявлено, что испрашиваемый участок расположен за границами населенного пункта, а также в санитарно защитной зоне от станции сотовой связи.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства независимо от вида права, на котором испрашивается земельный участок, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2).

Подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статье 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 ГрК РФ в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.

Правила землепользования и застройки включают в себя также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В ходе рассмотрения дела, на основании совокупности представленных доказательств, было установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на землях, категория которых не установлена. Также не установлена территориальная зона и градостроительный регламент в отношении испрашиваемого участка.

При указанных обстоятельствах, исключена возможность использования на настоящий момент участка в целях строительства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого им земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

2а-607/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Евграфов Андрей Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Администрация Нововилговского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Леккерева Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация административного искового заявления
28.09.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее