Решение по делу № 2а-1658/2022 от 29.03.2022

Дело № 2а-1658/2022

УИД 11RS0005-01-2022-001969-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Савинкиной Е.В., при секретаре Писаревой М.А., с участием представителя ответчиков Каневой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 27.05.2022 года административное дело № 2а-1658/2022 по иску Банникова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Банников А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по РК» (далее – ФКУ ИК-8) о взыскании денежной компенсации в размере 50 000 рублей за ненадлежащие условия содержания.

В обоснование требований указал, что с <...> г. прибыл в ФКУ ИК-8, водворен в одиночную камеру на .... суток, в которой не созданы надлежащие условия: отсутствуют горячее водоснабжение, стол, табурет для сидения, бак для питьевой воды, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, регулятора звука радио. Прогулочные дворы, отведенные для ОК, не соответствуют стандартам.

Истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом, о проведении ВКС не ходатайствовал.

Определением суда от 28.04.2022 года в качестве соответчика привлечено ФСИН России.

Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 и иными нормативными актами.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Банников А.В. прибыл <...> г. из ...., отбывает наказание на строгих условиях с <...> г..

Из справки по личному делу следует, что с <...> г. находился в ФКУ .... УФСИН России по РК.

Ответчиком не оспаривается, что истец по прибытии <...> г. был помещен в одиночную камеру, в которой содержался .... дней. При этом ответчик указал, что истец был помещен в одиночную камеру на условиях карантина, поскольку истец отбывает наказание на строгих условиях и должен содержаться отдельно от осужденных, находящихся на обычных условиях. Камера ШИЗО оборудована в соответствии с требованиями Приказа №512 от 27.07.2006, указанным приказом полочки для хранения умывальных принадлежностей, полки, вешалки, бачки не предусмотрены.

Согласно ст. 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 1).

Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания (ч. 2 ст. 79 УИК РФ).

В силу ст.125 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима, проживают в общежитиях.

Таким образом, исправительное учреждение обязано поместить осужденного на срок до .... дней (по состоянию на <...> г.) в карантинное отделение и на период помещения осужденного в карантинное отделение, обеспечить его обычными условиями для отбывания наказания.

При этом действующим законодательством предусмотрено раздельное содержание лиц, прибывших для отбывания наказания на обычных и строгих условиях, в связи с чем, само по себе, размещение истца в одиночной камере на условиях карантина, не является нарушением, за которое подлежит взысканию денежная компенсация.

Согласно Приказа №512 от 27.07.2002 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено оборудование помещения общежития кроватью металлической, столом прямоугольным, подставкой под бак для воды, баком для питьевой воды.

Между тем, оборудование ОК не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства: отдельно стоящие столы и стулья, подставка под бак для воды, бак для питьевой воды отсутствуют.

В наличии у истца имелись откидная спальная кровать, стол для приема пищи, место для сидения, умывальник.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о существенных отклонениях от таких требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания, поскольку администрацией учреждения созданы условия для приема пищи и сна осужденному, поэтому его права, связанные с выявленными отклонениями, не нарушены.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).

В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Из материалов дела, в т.ч. справки старшего инспектора ОКБИиХО Е.. следует, что воздухообмен во всех камерах ПКТ ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК осуществляется за счет естественной вентиляции, посредством форточек, оборудованных в коконных проемах и искусственной вытяжной вентиляции с естественных побуждением, представленной воздуховодами типа коробов, изготовленных из оцинкованного железа, подведенного к камерам и смонтированного как отверстие в стене закрытое перфорированной решеткой. Оконные проемы во всех камерах оборудованы окнами ПВХ с форточками со специальным механизмом для открывания и закрывания окон, представляющими собой металлическую ручку длиной около .... см с круглым наконечником для регулировки положения створки. Данный механизм позволяет открывать форточки на расстояние не менее .... см, что позволяет проветривать камеры без какого-либо ограничения. При соблюдении режима проветривания в камерах создается комфортный микроклимат с нормативными показателями температуры и влажности.

Доказательств нарушения микроклимата камеры в материалах дела не имеется.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее также – Свод правил).

На основании п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам, и др.).

Сводом правил определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных улучшающие их положение в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и уравнивает их с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях введенных в эксплуатацию после утверждения Свода правил.

Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-8 обязанности обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решением .... от <...> г. года по делу ...., оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями от <...> г. (соответственно) без изменения, исковые требования удовлетворены, в настоящий момент не исполнены.

Из объяснений представителя ответчиков следует, что прогулочные дворы ШИЗО/ОК имеют площади от .... кв.м., ограждение выполнено из профилированного настила, имеют металлический навес, установлена скамейка.

В нарушение требований пп. 14 п. 32 приказа Минюста России от 04.09.2006г. № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и п. 17.11, п.14.4.4 пп.20 Свода правил в ФКУ ИК-8 прогулочные дворы отряда выполнены из листов профилированного настила (цельного металла) и не соответствуют площади.

Согласно пункту 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Действующее законодательство не содержит требований к техническим устройствам, размещаемым в исправительном учреждении, лишь указывая на необходимость установки радиоточек.

Наличие радиоточки истец не отрицает, указывая лишь на то, что в камере отсутствовал регулятор громкости звука. Между тем, отсутствие в камере возможности регулировать настройки громкости звука, программ не свидетельствует о нарушении прав Банникова А.В., поскольку функциональное назначение установленных радиоточки, выполняется.

В силу ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения")

Согласно п. 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Учитывая изложенное, суд полагает, что за не обеспечение истца горячей водой за период за период его пребывания в одиночной камере, подлежит взысканию денежная компенсация в размере 1500 рублей.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны РФ, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний России.

Довод ответчика о пропуске срока истца для обращения в суд судом отклоняется.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Таким образом, Банников А.В. находится в ФКУ ИК-8 в условиях лишения свободы, и оспаривает действия административных ответчиков, нарушившие, по его мнению, условия содержания в <...> г., что в свою очередь свидетельствует о длящемся характере правоотношений, оснований для вывода о пропуске трехмесячного срока обращения в суд не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Банникова А.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 500 рублей.

В удовлетворении исковых требований Банникова А.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, о взыскании денежной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 31.05.2022

Судья Е.В.Савинкина

2а-1658/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Банников Андрей Васильевич
Ответчики
ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
УФСИН России по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация административного искового заявления
29.03.2022Передача материалов судье
01.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее