УИД 19RS0005-01-2024-000181-11
Председательствующий: Туревич К.А.
Дело № 33-1647/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Балашовой Т.А., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2024 года по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту неопределенного круга лиц к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения истца прокурора Плотниковой Т.А., представителя ответчика администрации Алтайского района Республики Хакасия Молотковой А.А., представителя третьего лица ПАО «Россети Сибирь» Космыниной Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (далее – Подсинский сельсовет) об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению ИАС и публикации в средствах массовой информации проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность детей в зимний период, по результатам которой в деятельности администрации Подсинского сельсовета выявлены нарушения. Установлено, что на территории с. Подсинее в границах улиц Комсомольская-Набережная имеется естественный рельефный склон горы, спуск с которого примыкает к автомобильной дороге. В зимний период данный склон беспрепятственно используется несовершеннолетними для катания с него на санках, тюбах, ватрушках и других средствах катания по снегу. При скатывании с указанной горы на проезжую часть имели место случаи травмирования, что подтверждено информацией ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району. Исчерпывающие меры, направленные на защиту детей от негативных факторов, влияющих на их развитие, недопущение их катания со склона вышеуказанной горы, а также предупреждению травматизма людей и причинения вреда их имуществу, администрацией Подсинского сельсовета не приняты, ответчик ограничивается принятием решений о закрытии части дороги в зимний период. Так, Решением Совета депутатов Подсинского сельсовета от 10.11.2023 № 54 «О закрытии части дороги» прекращено движение транспортных средств по части ул. Набережная с. Подсинее в границах домов №№ 28-30 до периода таяния снежного покрова. Прокурор полагал, что администрация Подсинского сельсовета ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. С учетом уточнения требований прокурор просил обязать администрацию Подсинского сельсовета выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц Комсомольская-Набережная с. Подсинее на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Республики Хакасия Гончаренко С.Ю. исковые требования с учетом их уточнений поддержала.
Представитель администрации Подсинского сельсовета Игнатова Е.А. согласилась с исковыми требованиями, выбор мероприятий, необходимых для устранения нарушения, просила оставить на усмотрение ответчика.
В письменном отзыве на исковое заявление глава Подсинского сельсовета Маркова С.А. указала, что с исковыми требованиями прокурора не согласна, просила в иске отказать.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на администрацию Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия возложена обязанность выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц Комсомольская-Набережная с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
С данным решением не согласна глава Подсинского сельсовета Маркова С.А.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить.
Полагает, что исковые требования в том виде, в котором они были заявлены, не подлежали удовлетворению, поскольку в иске отсутствует указание на конкретные материально-правовые требования истца и их правовое обоснование, не указано, в чем заключаются нарушения, допущенные администрацией.
Полагает решение суда необоснованным, поскольку, придя к выводу о необходимости принятия администрацией Подсинского сельсовета мер, направленных на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы, суд не указал, какие мероприятия должны быть выполнены, в то время как ответчик не является специалистом в указанной области.
Кроме того, полагает, что возложение на ответчика обязанности по выполнению мероприятий, направленных на исключение возможности катания неопределенного круга лиц с естественного склона горы, влечет нарушение прав ответчика на осуществление вопросов местного самоуправления и повлечет необоснованное расходование средств местного бюджета на осуществление полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения и не переданных в качестве отдельных государственных полномочий. Обращает внимание на то, что земельный участок, на котором расположен естественный рельефный склон горы, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и не находится в муниципальной собственности муниципального образования Подсинский сельсовет. Считает, что администрация Подсинского сельсовета является ненадлежащим субъектом в спорных правоотношениях. Также указывает, что на данном склоне горы отсутствуют какие-либо сооружения, которые могут быть отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем, при разрешении исковых требований не подлежали применению нормативные требованиях, касающиеся дорожной деятельности. К объектам благоустройства данный земельный участок также не отнесен.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Алтайского района Республики Хакасия Гончаренко С.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 2 июля 2024 года установлено, что дело рассмотрено с нарушением норм гражданского процессуального законодательства. Указанным определением суда постановлено о переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Алтайского района Республики Хакасия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика, привлечено ПАО «Россети-Сибирь».
В судебном заседании истец прокурор Плотникова Т.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Алтайского района Республики Хакасия Молоткова А.А. исковые требования не признала, поскольку администрация Алтайского района Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению к ответчику администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Сибирь» Космынина Л.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что спорный земельный участок входит в охранную зону ПАО «Россети Сибирь». В отношении охранной зоны имеются определенные ограничения, которые должны быть учтены при выполнении мероприятий, связанных с исключением возможности катания с естественного склона горы.
Представитель ответчика администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в судебное заседание не явилась, будучи о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что житель села Подсинее ИАС обращался в прокуратуру Алтайского района Республики Хакасия, а также в ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району с заявлениями о проведении проверки в связи с организацией главой Подсинского сельсовета детской горки в границах улиц Комсомольская-Набережная. Приняв решение об ограничении движения по улице, путем установки знаков, запрещающих движение, Подсинский сельсовет разрешил катание детей с естественного склона горы, который заканчивается на проезжей части. Пересекая проезжую часть, дети доезжают до заборного ограждения его земельного участка, травмируются, ударяясь о забор и стенки гаража. 30 декабря 2023 года дети на плюшке сбили его супругу, при падении она сломала руку. Считает, что склон горы не соответствует требованиям, предъявляемым к организации катания с детской горки, кроме того, над ней проходит линия электропередач. Обращаясь в органы ГИБДД, просил оказать содействие в закрытии стихийной горки.
Из публикаций в СМИ следует, что 20 лет Подсинский сельсовет не принимает никаких действий для предотвращения катания детей с горы, склон которой выходит на проезжую часть.
По обращению ИАС и публикации в СМИ прокуратурой Алтайского района Республики Хакасия проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия в границах улиц Комсомольская – Набережная имеется естественный рельефный склон горы, спуск с которого примыкает к автомобильной дороге. В зимний период данный склон беспрепятственно используется несовершеннолетними детьми для катания с него на санках, тюбах, ватрушках и других средствах катания по снегу.
За подписью главы Подсинского сельсовета Марковой С.А. в прокуратуру направлено пояснение, что детская горка в границах ул. Комсомольская-Набережная администрацией не организовывалась. Указанная горка является естественным рельефным склоном горы. Информация о том, что данный естественный рельефный склон не предназначен для катания, размещен на данном участке и на официальном сайте администрации Подсинского сельсовета. С 2013 года ежегодно Советом депутатов принимаются решения о закрытии части дороги ул. Набережная в границах домов №№ 28-30 во избежание трагического случая.
В адрес главы Подсинского сельсовета прокурором Алтайского района Республики Хакасия вынесено представление от 7 февраля 2024 года об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности детей.
5 марта 2024 года прокурором Алтайского района Республики Хакасия внесен протест на решение Совета депутатов Подсинского сельсовета от 10.11.2023 № 54 «О закрытии части дороги в зимний период».
5 апреля 2024 года Совет депутатов Подсинского сельсовета единогласно отклонил протест прокурора в связи с тем, что решение носило сезонный характер и распространялось на зимний период. Решение утратило свою силу.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Алтайскому району Республики Хакасия направлял в адрес главы Подсинского сельсовета Марковой С.А. письмо о необходимости принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и ликвидации несанкционированной горки, проведению профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями с целью недопущения катания с несанкционированной горки и выезда на проезжую часть в районе дома № 30 по ул. Набережная в с. Подсинее.
В рапорте Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Алтайскому району Республики Хакасия от 16 января 2024 года, адресованном начальнику ОМВД России по Алтайскому району, указано на необходимость провести проверку по факту травмирования Ивановой, которая 29 декабря 2023 года была сбита с ног в результате наезда на нее двух девочек, скатившихся с горы на плюшке.
17 января 2024 года старшим инспектором ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения по факту от 29 декабря 2023 года.
В объяснениях от 11 января 2024 года ИАС указал, что рядом с его домом имеется горка, с которой периодически катаются дети на плюшках. 30 декабря 2023 года его супруга подъехала к дому и оставила автомобиль возле ограды. Увидев, как с горы катятся две девочки в сторону автомобиля, она попыталась оттолкнуть плюшку от автомобиля, чтобы дети не травмировались, при этом сама получила телесные повреждения.
Главой Подсинского сельсовета Марковой С.А. 15 января 2024 года направлен ответ на обращение ИАС, в котором она указывает, что решение о закрытии части дороги ул. Набережной было принято Советом депутатов, которое опубликовано на официальном сайте администрации. Глава не является депутатом Совета депутатов Подсинского сельсовета и в голосовании не участвует.
Первый заместитель главы администрации Алтайского района ПВИ на обращение ИАС 14 марта 2023 года сообщил, что стихийная горка является естественным рельефным склоном, официально она не признана горкой для катания, разрешение на катания с нее никто не выдавал. Принимая во внимание, что фактически жители села Подсинее ее используют для катания в зимнее время, во избежание случаев травматизма граждан на стихийной горке, на официальном сайте администрации Подсинского сельсовета была неоднократно размещена информация о том, что данный естественный склон горы не предназначен для катания. Также специалистами сельсовета проводились информационно-разъяснительные беседы с населением об опасности катания на стихийной горке. С учащимися школы проводились беседы об опасности катания на стихийной горке. Полагал, что администрацией Подсинского сельсовета были приняты исчерпывающие меры в рамках действующего законодательства по ограничению катания с горки и предотвращению травматизма.
В пояснениях на запрос главы Подсинского сельсовета Марковой С.А. заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» ААВ 15 апреля 2024 года сообщил, что земельный участок между домами №№ 28-30 по ул. Набережная в с. Подсинее расположен вблизи воздушной линии электропередач, напряжением свыше 1000 в ф.32-09 от ПС 110 кВ. в соответствиями с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, на данный объект установлена охранная зона.
Обращаясь в суд, прокурор ссылался на то, что администрация Подсинского сельсовета ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, использующих в зимний период указанный естественный рельефный склон горы для катания.
В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита прав детей находится под защитой государства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В п. 1 ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ указано, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В силу требований ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 124-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются приоритет охраны здоровья детей и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав гражданин в сфере охраны здоровья.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к исключительному ведению органов местного самоуправления сельских поселений отнесено осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого, в числе прочих, является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются задачами безопасности дорожного движения.
В силу требований п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи со ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Судебной коллегией установлено, что естественный склон горы относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Вместе с тем, в силу положений действующего законодательства орган местного самоуправления муниципального района не является землепользователем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель, поскольку наделен лишь полномочиями властно-распорядительного характера.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация Подсинского сельсовета, которая наделена полномочиями по принятию мер по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, и к ведению которой отнесены вопросы по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечению безопасности дорожного движения на них благоустройству территории поселения, в том числе в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции были допрошены в качестве свидетелей ИАС, КИЮ, КСА, КНН, которые подтвердили, что на спорном участке имеется естественный рельефный склон горы, с которого в зимнее время катаются несовершеннолетние, выезд с горки осуществляется на проезжую часть. Глава Подсинского сельсовета размещала на столбе объявления о запрете катания с горки. Кроме того, в зимнее время каждый год на данном участке посредством установки дорожных знаков закрывается проезд для транспорта во избежание несчастных случаев из-за скатывания детей на дорогу.
Допрошенный в качестве свидетеля заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» ААВ пояснил, что под охранной зоной ЛЭП запрещены какие-либо строительства и размещение кустарников определенной высоты, а также запрещены подъемные механизмы. Лини электропередач – объект повышенной опасности, перекрытие части дороги шлагбаумом также должно быть согласовано. Указал. что в данной зоне скатывание детей с горы опасно. Для устранения нарушений при использовании рельефного склона для катания, возможен подъезд грузового автомобиля и высыпание ПГС, также возможно укладка вдоль горы бетонных блоков, длиной менее одного метра. Не исключается работа трактора для создания борозды, рыхления для предотвращения возможности скатывания. Любые действия, которые администрация Подсинского сельсовета намерена будет предпринять, должны быть согласованы с электросетевой организацией.
Как установлено судебной коллегией, на спорном склоне горы расположена воздушная линия электропередач напряжением свыше 1000В, установлена охранная зона.
В силу п. 8, 9, 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
- проводить работы, угрожающие повреждению объектов электросетевого хозяйства, размещать объекты и предметы, которые могут препятствовать доступу обслуживающего персонала и техники к объектам электроэнергетики, без сохранения и (или) создания, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, необходимых для такого доступа проходов и подъездов в целях обеспечения эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики;
- складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
- размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи);
- посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.
Установка ограждений, высаживание деревьев и кустарников, в том числе создание парков отдыха в охранной зоне воздушной линии электропередачи не допускается, поскольку может создать препятствия для оперативного устранения аварий на данном объекте электроэнергетики, а также угрозу жизни и здоровью жителей.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия находит установленным использование жителями с Подсинее, в том числе несовершеннолетними детьми естественного склона горы, выходящего на проезжую часть, для катания в зимнее время, что угрозу их жизни и здоровью. При этом администрацией Подсинского сельсовета исчерпывающие меры, направленные на недопущение катания несовершеннолетних со склона горы, не принимаются, требования законодательства в сфере защиты детей от факторов, негативно влияющих на их безопасность, не выполняются.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и возложения на администрацию Подсинского сельсовета обязанности выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц Комсомольская-Набережная с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что конкретные виды мероприятий по устранению установленных нарушений прав граждан на исключение травматизма, а также для охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, должны быть разработаны ответчиком, исходя из своих финансовых и возможностей с учетом положений действующего законодательства и с учетом ограничений, обусловленных нахождением земельного участка в охранной зоне ПАО «Россети Сибирь».
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку судом такое нарушение было допущено, оспариваемое решение по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 22 апреля 2024 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия к администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних – удовлетворить.
Обязать администрацию Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия выполнить мероприятия, направленные на исключение возможности катания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, с естественного склона горы в границах улиц Комсомольская-Набережная с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия на различных средствах катания с гор (горок) в течение зимнего климатического сезона, способами, не противоречащими действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения и законодательства о гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований прокурора Алтайского района Республики Хакасия к администрации Алтайского района Республики Хакасия – отказать.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.А. Балашова
А.В. Пронина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.07.2024