УИН: 29RS0007-01-2021-000448-67
Мотивированное решение составлено
22 октября 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 г. пос.КоношаКоношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Красова С.С.,
при секретаре Ширяевской В.А.,
с участием истцов Шилова А.А., Шиловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шилова А.А., Шиловой М.А. и В.А. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» об обязании перечислить средства социальной выплаты,УСТАНОВИЛ:
Шилов А.А., Шилова М.А. и В.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО «Коношский муниципальный район» об обязании перечислить Шилову А.А. средства социальной выплаты в размере 415800 рублей.
В обоснование своих требований истцы указали, что их семья в составе: супруг Шилов А.А., супруга Шилова М.А., дочь В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ стала участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ ими по договору купли-продажи был приобретен жилой дом и земельный участок, на котором расположен жилой дом. Жилой дом и земельный участок они приобрели за счет собственных средств в размере 120 000 руб. и за счет кредитных средств по кредитному договору №, заключенному с АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в размере 1 080 000 руб. В 2021 г. его семья получила свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и планировала направить социальную выплату на погашение части суммы основного долга и уплаты процентов по ранее предоставленному жилищному кредиту. Они в течение 1 месяца со дня выдачи свидетельства сдали его с необходимыми документами в дополнительный офис № Сбербанка в <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ им пришла справка об отказе в приеме документов. Основанием для отказа стало то, что «средства субсидии будут направлены на погашение задолженности по кредитному договору, за счет которого была оплачена стоимость земельного участка». ДД.ММ.ГГГГ они направили в ПАО «Сбербанк России» заявление, в котором указали на необоснованность действий банка. Их заявление было рассмотрено банком, удовлетворено и в администрацию МО «Коношский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на перечисление денежных средств социальной выплаты. В свою очередь администрация МО «Коношский муниципальный район» направила запрос в Министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области о правомочности отказа ПАО «Сбербанк России» в получении его семьей социальной выплаты. В ответе Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ отказ ПАО «Сбербанк» признан обоснованным. Истцы считают данный отказ ответчика в перечислении средств социальной выплаты необоснованным, так как социальная выплата может быть потрачена на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение жилого дома.
Истцы Шилов А.А. и Шилова М.А. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске, подтвердили, исковые требования поддержали в полном объеме, уточнив их, - просили обязать ответчика перечислить средства социальной выплаты на банковский счет, открытый на имя Шилова А.А. в ПАО Сбербанк.
Представитель ответчика - администрации МО «Коношский муниципальный район» в судебном заседании участия не принимал. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации МО «Коношский муниципальный район» Едемский С.С. просит рассмотреть дело без участия представителя администрации, поддерживает доводы, указанные в отзыве.
Согласно отзыву администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик просит в удовлетворении исковых требования отказать, поскольку в числе перечисленных в нормативных актах объектов, которые могут быть приобретены за счет средств социальной выплаты, земельный участок не указан.
Представители третьих лиц - Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области, ПАО Сбербанк и АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в судебном заседании участия не принимали. О дате, времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом.
Из отзыва Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, не предусмотрено право использования социальной выплаты для приобретения земельного участка.
Согласно отзыву акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» от ДД.ММ.ГГГГ, банк просит рассмотреть дело без участия их представителя, решение оставляет на усмотрение суда.
Суд, заслушав истцов, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты семей с детьми.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В ее структуру включена ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (утв. Минстроем России 09.09.2019 N 17-П/05) со сроками реализации -2019-2025 годы.
В перечне мероприятий данной целевой программы предусмотрено обеспечение жильем молодых семей. В обоснование мероприятия указано, что оказание поддержки молодым семьям в обеспечении жильем будет способствовать улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710) (- далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Как предусмотрено подпунктом «е» пункта 2 Правил социальная выплата может быть использована для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой и выдача которого осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы(пункты 3,4 Правил).
Участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил).
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях(пункт 7 Правил).
Решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы принимает орган местного самоуправления после проверки сведений в представленных молодой семьей документов. О принятом решении молодая семья уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п.21 Правил).
Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28 Правил).
В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 30 Правил).
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в документах, удостоверяющих личность владельца этого свидетельства, а также своевременность представления указанного свидетельства в банк.
Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты. В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство о праве на получение социальной выплаты его владельцу (пункт 35 Правил).
Молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства жилого дома, уплаты цены договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами, и средства, предоставляемые при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"(пункт 38 Правил).
Согласно пункту 39 Правил, для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных п. п. 41, 42, 44 и п. "а" и "б" п. 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам. При несоответствии заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты либо при несоответствии представленных документов настоящим Правилам перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк (п.47 Правил).
В соответствии с данными Правилами Постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 475-пп утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в наст. время ред. от 26.08.2021), которые содержат аналогичные вышеприведённым положения.
В судебном заседании установлено, что семья Шиловых в составе трех человек: супруг Шилов А.А., супруга Шилова М.А. и дочь В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, распоряжением главы администрации МО «Тавреньгское» от ДД.ММ.ГГГГ № признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Дом молодой семьи» в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ решением администрации МО «Коношский муниципальный район» данная семья признана участником муниципальной программы «Дом молодой семьи» долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей на 2012 -2015г.г.» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.
ДД.ММ.ГГГГ Шилова М.А. и Шилов А.А. заключили договор купли-продажи объекта недвижимости, согласно которому приобрели в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно данному договору стоимость жилого дома составила 1041000 руб., стоимость земельного участка - 183000 руб., что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО «РосОценка» № от ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом и расположенный под ним земельный участок приобретаются покупателями у продавца частично за счет собственных средств в размере 120000 руб., частично за счет кредитных средств в размере 1080000 руб., предоставляемых покупателям по кредитному договору (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между покупателями и АО «Российский Сельскохозяйственный банк».
ДД.ММ.ГГГГ Шилова М.А. и Шилов А.А. заключили с АО «Российский Сельскохозяйственный банк» Архангельский региональный филиал кредитный договор № на получение кредита на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, с ипотекой в пользу АО «Российский Сельскохозяйственный банк» на сумму 1080000,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ семье Шиловых, как являющейся участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», администрацией МО «Коношский муниципальный район» было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №Р-117 в размере 415800,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Шилов М.А. заключил с ПАО «Сбербанк России» договор банковского счета № обслуживания целевых жилищных программ для перечисления владельцу суммы социальной выплаты в размере 415800 руб.
Истцы предъявили указанное свидетельство № с необходимыми документами в дополнительный офис № Сбербанка в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ из Сбербанка истцам пришел ответ о том, что документы для оплаты жилого помещения не могут быть приняты по причине того, что средства субсидии будут направлены на погашение задолженности по кредитному договору, за счет которого была оплачена стоимость земельного участка, что противоречит условиям программы.
ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в Сбербанк заявление, в котором указали на необоснованность действий банка, сославшись на ст.69 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Заявление было рассмотрено банком, удовлетворено и в администрацию МО «Коношский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на перечисление денежных средств социальной выплаты.
Данные факты подтверждаются сообщением главы администрации МО «Коношский муниципальный район» Реутова О.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, копией кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора банковского счета обслуживания целевых жилищных программ от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу администрации МО «Коношский муниципальный район» в адрес истцов от ДД.ММ.ГГГГ, перечисление денежных средств социальной выплаты на реализацию свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно в связи с тем, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. не предусмотрено право использования социальной выплаты для приобретения земельного участка.
Из ответа министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отказ Сбербанка министерство считает обоснованным, так как направление субсидий в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 вышеуказанных Правил - для погашения суммы основного долга (его части) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения возможно в случае, если земельный участок, на котором находится такое жилое помещение, приобретен полностью за счет собственных средств семьи.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации МО «Коношский муниципальный район» в перечислении на банковский счет истца средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в размере 415800 руб., поскольку со стороны истцов выполнены все необходимые условия для участия в данной жилищной программе и получения субсидии, и они не утратили характеристик, позволяющих отнести их к категории молодых семей, приобретших право на получение данной выплаты.
Возможность направления социальной выплаты на погашение долга по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения прямо предусмотрена подпунктом «е» пункта 2 Правил. При этом, Правила не содержат запрета на использование социальной выплаты для погашения кредита, средства которого предоставлялись одновременно как для приобретения жилого помещения, так и земельного участка.
Таким образом, обстоятельство, указанное ответчиком в обоснование отказа в перечислении средств социальной выплаты, законом не предусмотрено.
Препятствий, для получения истцами средств данной выплаты, предусмотренных пунктами 22,33,47 Правил, не установлено.
То обстоятельство, что кредитный договор был заключен для приобретения жилого дома и земельного участка, на котором расположен данный дом, не может являться основанием для вышеуказанного отказа ответчика, так как в договоре купли-продажи объекта недвижимости определена цена дома (1017000 руб.) и земельного участка (183000 руб.), и сумма социальной выплаты в размере 415800 руб. не превышает размер кредитных средств, направленных на приобретение жилого помещения.
Как следует из пункта 12 Правил в случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил, размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно справке АО «Российский Сельскохозяйственный банк» от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ истцами не погашена, остаток ссудной задолженности на ДД.ММ.ГГГГ составляет 685076,50 руб., в том числе основной долг -684 532 рубля 62 коп., проценты 543 рубля 88 коп.
Таким образом, размер социальной выплаты не превышает и размер задолженности истцов по жилищному кредиту, в том числе с учетом вычета стоимости земельного участка.
На основании изложенного, требования истцов об обязании перечислить социальную выплату в размере 415800 руб. на банковский счет Шилова А.А. для обслуживания целевых жилищных программ подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом Шиловым А.А. при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 400 рублей.
Вместе с тем, как следует из подпунктов 1 и 15 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании пособий; истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Таким образом, истцы Шиловы, обратившись в суд с исковым заявлением в интересах своей семьи, в том числе и ребенка, о перечислении социальной выплаты, законом были освобождены от уплаты государственной пошлины, и поэтому на основании п.1.ч.1.ст. 333.40 НК РФ истец Шилов А.А. имеет право на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шилова А.А., Шиловой М.А. и В.А. - удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» перечислить на банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ, открытый на имя Шилова А.А. в ПАО Сбербанк, средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в размере 415 800 рублей.
Истец Шилов А.А. на основании п.1.ч.1.ст. 333.40 НК РФ имеет право на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд.
Председательствующий С.С.Красов