К делу №2-1378/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года г. Новокубанск
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Симанчева Геннадия Федоровича, с участием: прокурора, выступающего по делу в качестве истца, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Новокубанское городское поселение, - помощника прокурора Новокубанского района Костенко А. В.; представителя ответчика Горяйновой О. В. – Серкина И. В., предоставившего нотариально удостоверенную доверенность 23АА4064379 от 07 октября 2014 года; представителя администрации муниципального образования Новокубанский район, как ответчика, - Ситниковой М. В., предоставившей доверенность от 01 августа 2014 года; представителя филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее по тексту – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю), привлеченного для участия по делу в качестве третьего лица, - Гончаровой Л. В., предоставившей доверенность от 01 февраля 2013 года; при секретаре Гутник Т. М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Новокубанское городское поселение, к администрации муниципального образования Новокубанский район, Горяйновой О. В., с привлечением на стороне ответчиков филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Армавирского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, о признании постановления администрации муниципального образования о внесении изменений в постановление главы муниципального образования об утверждении границ и уточнении площади земельного участка незаконным и его отмене, о понуждении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю аннулирования и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об изменении описания местоположения границ земельного участка, сведений о земельном участке, о признании постановления администрации муниципального образования о предоставлении земельного участка незаконным и его отмене, о признании сделки по аренде земельного участка недействительной, о признании права на земельный участок отсутствующим,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района, действуя в интересах муниципального образования Новокубанское городское поселение и в интересах неопределенного круга лиц, обратился 28.08.2014 года в Новокубанский районный суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, Горяйновой О. В., с привлечением на стороне ответчиков филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Армавирского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, о признании постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 28.05.2013 №880 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 31 декабря 2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>» незаконным и его отмене, о понуждении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю аннулирования и исключении из государственного кадастра недвижимости сведения об изменении описания местоположения границ земельного участка, площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>», о понуждении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю аннулирования и исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенном в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>», о признании постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 25.02.2014 №303 «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по <адрес>, О.В. Горяйновой в аренду сроком на 5 лет, незаконным и его отмене, о признании сделки – договора аренды от 25.02.2014 №2100006077 земельного участка, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, заключенный между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Горяйновой О. В., недействительной, о признании права Горяйновой О. В. на земельный участок, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенный в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, отсутствующим.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что земельный участок, площадью 116 кв.м., сформирован в результате изменения конфигурации земельного участка, площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске по <адрес>, с видом разрешенного использования — для размещения и эксплуатации муниципального учреждения культуры «Новокубанский парк культуры и отдыха».
Землеустроительные работы по изменению конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске по <адрес>, произведены кадастровым инженером Гончаровым В.Ф. на основании заявления администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение с нарушением требований закона.
Согласно ч.4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
В рассматриваемом случае у органа кадастрового учета - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № . . . в связи с изменением описания местоположения его границ, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Однако изменение конфигурации земельного участка, площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., не обусловлено образованием новых земельных участков способами, указанными в ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ.
Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Вместе с тем, сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . ., внесены в государственный кадастр недвижимости 27.04.2009 в соответствии с требованиями Закона о кадастре, при этом в материалах землеустроительного дела по изменению конфигурации указанного земельного участка отсутствуют сведения, указывающие на то, что изменения границ участка связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре).
Согласно ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Данная позиция высказана Минэкономразвития Российской Федерации, в письмах от 17.10.2011 № 22781-ИМ/Д23 и от 27.12.2011 №29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ».
Однако изменение конфигурации земельного участка, площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., проведено в отсутствии вышеуказанных оснований.
Согласно сведениям администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение изменение конфигурации указанного участка произведено в связи с необходимостью формирования земельного участка площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., т.е. в отсутствии оснований, предусмотренных Законом о кадастре.
В заключении кадастрового инженера указано, что изменение конфигурации земельного участка произведено на основании заявления администрации Новокубанского городского поселения в связи с реконструкцией и благоустройством парка.
Однако Законом о кадастре необходимость проведения работ по реконструкции и благоустройству объектов, не отнесено к основаниям, дающим право на проведение работ по уточнению границ земельного участка.
Согласно позиции Минэкономразвития Российской Федерации, изложенном в письме от 17.10.2011 №22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ» кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
В этой связи, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Согласно ч.9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Право собственности администрации Новокубанского городского поселения на земельный участок площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., зарегистрировано в 2010 году, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2010.
Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ существенно отличается от конфигурации содержащейся в кадастровом паспорте земельного участка в части освобождения части территории, площадью 116 кв.м., с одной стороны участка и прибавлением части общественных земель аналогичной площадью с другой стороны участка.
В соответствии с позицией Минэкономразвития России, в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28.07.2011 № 375).
Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
С учетом изложенных обстоятельств, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в ч.9 ст. 38 Закона о кадастре, изменение конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в ч.4 ст. 27 Закона о кадастре.
В заключении кадастрового инженера Гончарова В.Ф., содержащемся в землеустроительном деле, отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Согласно информации кадастрового инженера Гончарова В.Ф., работы по изменению конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . проведены по рекомендации администрации Новокубанского района исключительно в целях высвобождения нового земельного участка для установки на нем временных торговых павильонов. Какой-либо кадастровой ошибки в границах земельного участка с кадастровым номером № . . . не было.
Из информации кадастрового инженера Гончарова В.Ф. следует, что работы по изменению конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . ., при отсутствии оснований указанных в Законе о кадастре, возможны при наличии акта органа местного самоуправления, которым вносятся изменения в первоначальный акт, которым утверждены границы земельного участка.
В этой связи администрацией муниципального образования Новокубанский район принято постановление №880 от 28.05.2013 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 31 декабря 2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>».
Данным постановлением утверждена новая схема расположения земельного участка с кадастровым номером № . . ., которая предусматривает изменение месторасположения границ участка.
Принятие акта органа местного самоуправления об изменении конфигурации земельного участка также должно обуславливаться вышеперечисленными основаниями, предусмотренными Законом о кадастре.
Учитывая данные требования закона в постановлении администрации муниципального образования Новокубанский район №880 от 28.05.2013 указано, что изменения в постановление главы муниципального образования Новокубанский район от 31.12.2008 №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>» вносятся в связи с допущенной технической ошибкой. При этом в постановлении не указано, какая именно техническая ошибка была допущена.
Из объяснения начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район Правда А.В., утвердившей проект постановления администрации №880 от 28.05.2013, а также схему расположения земельного участка с кадастровым номером № . . ., следует, что ей ничего не известно о допущенной технической ошибке.
Прокуратурой района факт наличия технической ошибки не установлен.
Таким образом, в постановлении администрации №880 от 28.05.2013, как основание его принятия, необоснованно указана ссылка на допущенную техническую ошибку, фактически, ошибка отсутствовала, соответственно у администрации муниципального образования Новокубанский район отсутствовали законные основания для принятия указанного постановления.
Учитывая изложенное изменение конфигурации земельного участка площадью 39983 кв.м., с кадастровым номером № . . ., проведено в отсутствии на то законных оснований и с нарушением требований Закона о кадастре, в связи с чем, сведения об изменении границ земельного участка подлежат исключению из государственного кадастрового учета.
В результате неправомерного изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . освободилась часть территории общественных земель, площадью 116 кв.м.
05.09.2013 данный участок поставлен на кадастровый учет с уточнением площади-116 кв.м. и присвоением кадастрового номера № . . ..
Учтивая, что изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . произведено неправомерно, сведения о земельном участке, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . . также подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости.
Прокуратурой установлены нарушения при предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № . . ., связанные с отсутствием у граждан доступа к информации администрации муниципального образования Новокубанский район о наличии указанного земельного участка как свободного от прав третьих лиц и предоставляемого в аренду.
Так, 10.08.2013 администрацией Новокубанского района, в связи с поступившим 29.07.2013 заявлением Горяйновой О.В. о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., размещена публикация в приложении №1 к газете «Свет маяков» «Официальный вестник» № 93 (11292) о намерении предоставить указанный земельный участок в аренду для размещения временных торговых павильонов.
В связи с отсутствием поступивших заявлений, 25.02.2014 между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Горяйновой О.В. заключен договор аренды земельного участка, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Вместе с тем, сообщение о предоставлении земельного участка расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, фактически, опубликовано не было.
Так, официальным печатным изданием на территории Новокубанского района является газета «Свет маяков».
Фактически, сообщения о наличии свободных земельных участков, как и сообщение о предоставлении земельного участка расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, размещено администрацией муниципального образования Новокубанский район в приложении к газете «Свет маяков» «Официальный вестник». В самой газете «Свет маяков» данная информация не публикуется и никогда не публиковалась.
Средний тираж газеты «Свет маяков», выпущенный в 2013 году составил около 6 тыс. экземпляров. Приложение к газете «Официальный вестник» выпускается отдельным тиражом в количестве от 130 до 500 экземпляров, в зависимости от количества заказчиков, полиграфически самостоятельно оформлено, имеет часть выходных сведений (дату, тираж, время подписания в печать), т. е., фактически, приложение «Официальный вестник» является самостоятельным печатным изданием.
Так, тираж «Официального вестника» от 10.08.2013 № 93, в котором размещена информация о наличии свободного земельного участка, расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, составил 130 экземпляров, 30 из которых остались в редакции газеты «Свет маяков», оставшиеся 100 экземпляров направлены редакцией газеты в администрацию района.
Учитывая, что тираж «Официального вестника» составляет 100 экземпляров, при населении Новокубанского района 87,6 тысяч человек, жители района не имеют реальной возможности ознакомится с размещаемой в нем информацией.
Кроме того, газета «Свет маяков» выпускается и распространяется самостоятельно, без приложения «Официальный вестник», т.е. подписчики газеты также не имеют возможности ознакомиться с приложением «Официальным вестником», в свободной продаже названное приложение также отсутствует.
Помимо изложенного, в результате проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушении ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», согласно которой производители документов доставляют через полиграфические организации по два обязательных экземпляра муниципального образования всех видов печатных изданий в соответствующие библиотеки муниципальных образований в день выхода в свет первой партии тиража, ООО «Редакция газеты «Свет маяков», являясь производителем документов — приложения к газете «Свет маяков» «Официальный вестник», не предоставляет обязательные экземпляры приложения «Официальный вестник» в соответствующие организации.
По данному факту прокурором района 05.03.2014 в отношении генерального директора ООО «Редакция газеты» «Свет маяков» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.23 КоАП РФ — нарушение установленного законом порядка предоставления обязательного экземпляра документов. Постановлением мирового судьи от 24.03.2014 виновное лицо привлечено к административной ответственности.
Соблюдение принципов публичности и открытости процедур предоставления земельных участков предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. При этом обнародование информации о наличии свободных земельных участков должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.
Несоблюдение указанных правил нарушает права и законные интересы как самого муниципального образования, заинтересованного в привлечении как можно большего количества потенциальных арендаторов, что, в свою очередь, направлено на реализацию права аренды по наиболее высокой цене, так права неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов на свободный доступ к информации о наличии свободных земельных участков.
Размещение сообщений в приложении к газете «Свет маяков» «Официальный вестник» не отвечает указанным требованиям закона, оно не является ни широко распространенным, ни специализированным изданием, способным обеспечить массовое информирование потенциальных арендаторов.
Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного в г. Новокубанске, по смежеству с земельным участком по <адрес>, сделано в порядке и способом, не соответствующим цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность сведений о наличии свободного земельного участка, потенциально заинтересованным в его приобретении арендаторам и способным приобрести его по реальной рыночной цене.
Согласно ч.2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. (л.д.1-10)
Принимая во внимание то, что дело относиться к категории сложных, необходимо определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу, в силу ст. 152 ГПК РФ, возникли основания для назначения предварительного судебного заседания.
Прокурор, выступая в качестве истца, с учетом требований, предусмотренных нормами ГПК РФ, в частности ст. 45 ГПК РФ, с учетом выдвинутых исковых требований, заявил ходатайство, изложенное в исковом заявлении, о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на земельный участок, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенный в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>.
Определением судьи о назначении предварительного судебного заседания от 16 сентября 2014 года также удовлетворено ходатайство прокурора о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на земельный участок, площадью 116 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенный в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>. (л.д.73-77)
Сторонам на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе и в определении судьи о назначении предварительного заседания, было предложено представить доказательства, обосновывающие их требования и возражения, разъяснены процессуальные права, обязанности.
С учетов доводов и процессуальной позиции сторон дело было назначено к рассмотрению по существу. (л.д.133-135)
От сторон, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, ходатайств о приостановлении, или прекращении производства по делу не поступило.
От лиц, привлеченных для участия по делу, поступили письменные отзывы на иск.
В письменном отзыве на иск представитель администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение указывает на то, что по заявлению данного муниципального образования, в связи с благоустройством городского парка культуры и отдыха были произведены кадастровые работы по изменению конфигурации границ земельного участка с кадастровым номером № . . .. Изменения конфигурации участка обусловлены необходимостью включения объектов благоустройства в территорию парка, ранее находившихся за ее пределами.
Представитель администрации муниципального образования Новокубанское городское поселение просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного муниципального образования. (л.д.84-85, 86-87)
Заместитель начальника Армавирского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Зацепин М.Г. в своем письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного учреждения. (л.д.141)
Горяйнова О.В., в заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Серкина И.В., указав о том, что исковые требования не признает в полном объеме, возражает относительно их удовлетворения. (л.д.108)
В письменных возражениях на иск, поданных от имени Горяйновой О.В., указывается на не признание ответчиком Горяйновой О.В. исковых требований, высказана просьба об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Горяйнова О.В. в обоснование отношения к иску приводит следующие доводы.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему имущества.
Спорные земельные участки, площадью 39983 кв.м., по адресу: г. Новокубанск, <адрес> и площадью 116 кв.м., по адресу: г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по <адрес> МО Новокубанский район и Администрации МО Новокубанское городское поселение.
Данные лица вправе совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и законные интересы других лиц.
Таким образом, вносить изменения в ранее вынесенное постановление в отношении спорного земельного участка, равно как и передавать его в аренду, это право собственника и собственник в данном случае реализовал свое право.
Изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр сведений о земельном участке не затрагивает права неопределенного круга лиц, а затрагивает права исключительно индивидуально определенного круга лиц, а именно: собственников земельных участков (в данном случае, Администрации МО Новокубанский район и Администрации МО Новокубанское городское поселение), а также пользователей земельных участков (в данном случае, Муниципального учреждения культуры «Новокубанский парк культуры и отдыха»).
Данные лица являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающими правами оспаривать сделки, действия и др. в отношении принадлежащего им имущества.
О каком-либо нарушении своих прав указанные лица не заявили.
При подобных обстоятельствах ответчик считает, что прокурор вообще не обладает правом на оспаривание указанных выше решений собственника.
Требование в части признания недействительной сделкой договора аренды от 25 февраля 2014 года не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор не указывает основания для признания сделки недействительной (например, мнимая, притворная, не соответствует требованиям закона, противоречит основам правопорядка и др.).
Он лишь ссылается на общие нормы о том, какие сделки являются оспоримыми и круг лиц, имеющих право на оспаривание сделок (ст. 166 ГК РФ) и каковы последствия недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ).
Как следует из существа иска, основанием для признания договора аренды ничтожным является, по мнению прокурора, нарушение порядка предоставления ответчику в аренду земельного участка, выразившееся в не опубликовании объявления о предоставлении земельного участка в официальном печатном издании - газете «Свет маяков».
С данным выводом прокурора нельзя согласиться, поскольку информация о намерении предоставить ответчику спорный земельный участок в аренду для размещения временных торговых павильонов была размещена в официальном печатном издании на территории Новокубанского района в приложении №1 к газете «Свет маяков» «Официальный вестник» №93 (11292) от 10 августа 2013 года.
Указанное приложение №1 «Официальный вестник» является неотъемлемым приложением к газете «Свет маяков» и не является самостоятельным печатным изданием.
Доводы прокурора Новокубанского района об обратном голословны, не подтверждены доказательствами и более того, ошибочны.
Указанное приложение специально разработано для публикации нормативно-правовых актов администрации Новокубанский район, а также информации о торгах, конкурсах, действиях с муниципальным имуществом и т.п..
Таким образом, нарушений порядка предоставления Горяйновой О.В. в аренду земельного участка допущено не было в связи с чем оснований для признания договора недействительным и признания права Горяйновой О.В. на земельный участок отсутствующим, не имеется. (л.д.109-111)
Представитель администрации муниципального образования Новокубанский район в своем письменном отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать, указав, что в соответствии с п.1. ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии с п.3. ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
22.05.2013 года в администрацию Новокубанского района поступило обращение (заявление) главы Новокубанского городского поселения Новокубанского района А.Ф. Игнатьева о внесении изменений в постановление главы муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 31.12.2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>». К заявлению прилагалось землеустроительное дело, в котором имелись документы: карта (план) границ земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации права, обращение (заявление) главы администрации Новокубанского городского поселения от 26.12.2012 года к ИП В.Ф. Гончарову о проведении работ по изменению конфигурации границ земельного участка, постановление главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 31.12.2008 года №2660, акт согласования местоположения границ земельного участка, пояснительная записка.
В соответствии с п.1.2. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги: «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 06.02.2013 года №240 (далее – Регламент), заявителями в получении услуги могут быть граждане РФ и юридические лица. Пункт 2.3. Регламента гласит, что результатом предоставления муниципальной услуги является: утверждение и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении муниципальной услуги. Основанием для отказа, в соответствии с п.2.9. Регламента, может служить следующее:- с заявлением обратились граждане, не относящиеся к категории заявителей, наличие в представленных документах недостоверных сведений либо несоответствие их требованиям законодательства, отказ самого заявителя, на основании определения или решения суда.
В силу статей 128, 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости), вступившего в силу с 01.03.2008, к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
На основании статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
Таким образом, собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 ГК РФ).
Следовательно, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка с согласия его собственника не нарушает положения статей 44 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка, упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
В данном случае имеется заявление собственника земельного участка об утверждении новой схемы расположения земельного участка в связи с изменением конфигурации земельного участка, с учетом фактического использования земельного участка.
Таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги: «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории», утвержденным постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 06.02.2013 года №240, у администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края не имелось. В связи с этим результатом исполнения услуги стало утверждение и выдача новой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В исковом заявлении истца указано, что при предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № . . . установлены нарушения, связанные с отсутствием у граждан доступа к информации администрации муниципального образования Новокубанский район о наличии указанного земельного участка как свободного от прав третьих лиц и предоставляемого в аренду.
Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодичного издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Так Истцом указано, что публикация о намерении предоставить земельный участок в аренду для размещения временных торговых павильонов, размещена в приложении №1 к газете «Свет маяков» «Официальный вестник» №93 (11292). Таким образом, истцом подтверждается факт, что вышеуказанное приложение - это неотъемлемая часть газеты «Свет маяков», которая является официальным печатным изданием на территории Новокубанского района и является единственным источником опубликования нормативно-правовых актов администрации Новокубанский район.
В апреле-мае 2014 года прокуратурой района проводилась масштабная проверка соблюдения земельного законодательства в управлении имущественных отношений администрации Новокубанский район, по результатам которой прокурором района вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Каких-либо замечаний, нарушений и т.д. по опубликованию нормативно-правовых актов, различных сведений о земельных участках прокуратурой района не выявлено. В дальнейшем каких-либо актов реагирования прокуратурой в адрес администрации направлено не было.
Таким образом, администрация Новокубанский район в полном объеме соблюла порядок информирования населения о наличии свободных земельных участков, о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.27 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае рассматривается исковое заявление прокуратуры района о признании незаконным решения администрации муниципального образования Новокубанский район по предоставлению земельного участка.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 22, 24 ГПК РФ данное дело должно быть рассмотрено в районном суде Новокубанского района.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в письменном отзыве на иск в части исковых требований, касающихся данного учреждения, просила отказать, в остальной части полагается на усмотрение суда, указав, что, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № . . . снят 09.06.2014 года с государственного кадастрового учета и имеет статус «архивный» в настоящее время, в результате образования 28.04.2014 года (путем раздела) из него двух земельных участков с кадастровыми номерами № . . . и № . . . (п. 53 порядка ведения государственного кадастра недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в пользу Новокубанского городского поселения Новокубанского района.
Из этого следует, что требования истца об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № . . ., не актуальные (не объективные), и не могут быть исполнены.
Земельный участок с кадастровым номером № . . . поставлен на кадастровый учет 05.09.2013 года в результате: - рассмотрения заявления Ивановой В.В. о постановке на государственный кадастровый учет от 16.08.2013 года №23-0-1-91/3001/2013-1809; - межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 13.08.2013; - постановления администрации МО Новокубанский район «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории …» от 08.08.2013 №1294.
Сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером № . . . образовался из земельного участка с кадастровым номером № . . . государственный кадастр недвижимости не содержит.
Законных оснований для принятия филиалом учреждения решения о приостановлении или отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка № . . ., в рамках установленных ст. ст. 26, 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции действующей на момент постановки такого земельного участка на кадастровый учет), не имелось.
В соответствии со ст. ст. 24, 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п. 53 порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 04.02.2010 г №42, снятию с кадастрового учета по заявлению собственника недвижимости подлежат земельные участки со статусом временные, то есть государственный кадастровый учет которых осуществлен после 01.03.2008 года и государственная регистрация прав на которые не осуществлена.
В соответствии с ч.6 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Преобразуемым (исходным) земельным участком является земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (образованные земельные участки или последующие).
Земельные участки с кадастровыми номерами № . . . и № . . . (последующие земельному участку № . . .) и № . . . являются «Учтенными», так как были поставлены на ГКУ после 01.03.2008 (после вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») и не являются преобразуемыми земельными участками, следовательно не могут быть сняты с государственного кадастрового учета в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
На спорные земельные участки зарегистрировано право собственности, которое до настоящего времени не прекращено.
В обоснование своих доводов приводятся разъяснения, данные в соответствующих постановлениях Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. (л.д.143-145)
Прокурор Костенко А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном их объеме, дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в лице администрации муниципального образования Новокубанский район – Ситникова М.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Горяйновой О.В. – Серкин И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве Горяйновой О.В. на исковое заявление.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю Гончарова Л.В. в судебном заседании высказала процессуальную позицию и дала объяснения на иск аналогичные доводам и обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу требований ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ч.1 ст. 68 ГПК РФ, с учетом толкования данной нормы закона, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», которая разъяснялась сторонам на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в определении судьи от 28 августа 2014 года, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Как установлено в судебном заседании, 22 мая 2013 года в администрацию МО Новокубанский район поступило обращение (заявление) главы Новокубанского городского поселения Игнатьева А.Ф. о внесении изменений в постановление главы МО Новокубанский район от 31 декабря 2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнения площади земельного участка, кадастровый номер № . . ., расположенного по адресу: г. Новокубанск, <адрес>».
К заявлению прилагалось землеустроительное дело, в котором имелись документы: карты (планы) границ земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации права, обращение (заявление) главы администрации Новокубанского городского поселения от 26 декабря 2012 года к ИП Гончарову В.Ф. о проведении работ по изменению конфигурации границ земельного участка, постановление главы администрации МО Новокубанский район от 31 декабря 2008 года №2660, акт согласования местоположения границ земельного участка, пояснительная записка.
Административная процедура по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории» регламентируется Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО Новокубанский район от 6 февраля 2013 года №240.
Согласно п. 2.3. данного регламента результатом предоставления Муниципальной услуги является: утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В рамках административной процедуры кадастровым инженером Гончаровым В.Ф. были проведены землеустроительные работы по уточнению границ земельного участка. Кадастровым инженером дано заключение с обоснованием фактического местоположения уточненных границ земельного участка, изготовлен межевой план.
Результатом предоставления муниципальной услуги стало вынесение постановления администрации МО Новокубанский район от 28 мая 2013 года №880 «О внесении изменений в постановление главы МО Новокубанский район от 31 декабря 2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка по адресу: г. Новокубанск, <адрес>», которым утверждено новое местоположение границ земельного участка. (л.д.56)
В силу статей 128, 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, собственник обладает все полнотой власти в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализуя правомочия собственника, администрация МО Новокубанское городское поселение и администрация МО Новокубанский район согласовали и утвердили новую схему расположения земельного участка в связи с изменением местоположения границ земельного участка, с учетом его фактического использования, без ущерба имуществу собственника.
Как следует из пояснений представителя администрации МО Новокубанский район, вынося оспариваемое постановление, руководствовались критериями целесообразности и удобства эксплуатации земельного участка, с соблюдением его использования по целевому назначению.
В связи с этим, суд не находит оснований для признания постановления администрации МО Новокубанский район от 28 мая 2013 года №880 «О внесении изменений в постановление главы МО Новокубанский район от 31 декабря 2008 года №2660 «Об утверждении проекта границ и уточнении площади земельного участка по адресу: г. Новокубанск, <адрес>», незаконным и его отмене.
Исходя из изложенного, суд также считает, что поскольку определение местоположение границ земельных участков является правом собственников земельных участков, то прокурор Новокубанского района не обладает процессуальным правом выступать по данному спору в интересах неопределенного круга лиц, поскольку их интересы не затрагиваются оспариваемым постановлением.
Также суд не находит оснований для понуждения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю аннулировать и исключить из государственного кадастра сведения об описании местоположения границ земельных участков.
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).
Изменение органом кадастрового учета сведений в отношении ранее учтенного земельного участка кадастровый номер № . . . было произведено по заявлению собственника земельного участка на основании межевого дела, изготовленного кадастровым инженером Гончаровым В.Ф. и оспариваемого постановления.
Постановка земельного участка с кадастровым номером № . . . на кадастровый учет также была произведена 5 сентября 2013 года по заявлению уполномоченного лица Ивановой В.В., на основании межевого плана и оспариваемого постановления.
Как следует из позиции представителя органа кадастрового учета, документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках были представлены в надлежащей форме и в полном объеме. Оснований для принятия решения об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках не имелось.
В настоящее время земельный участок кадастровый номер № . . . снят с государственного кадастрового учета 9 июня 2014 года и имеет статус «архивный», в результате образования путем раздела 28 апреля 2014 года из данного земельного участка двух земельных участков с кадастровыми номерами № . . . и № . . ., право собственности на которые зарегистрировано за Новокубанским городским поселением Новокубанского района.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств незаконности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении спорных земельных участков, не представлено. Кроме того, поскольку участок кадастровый номер № . . . снят с государственного кадастрового учета, то сведения о нем не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра.
Доводы прокурора Новокубанского района о нарушении требований федерального законодательства РФ при уточнении местоположения границ земельного участка и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Также суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмене постановления администрации МО Новокубанский район от 25 февраля 2014 года №303 «О предоставлении земельного участка по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с земельным участком по <адрес>, Горяйновой О.В. в аренду сроком на 5 лет» (л.д.21-22), признании незаконной сделки аренды данного земельного участка и признании права Горяйновой О.В. на участок отсутствующим.
29 июля 2013 года Горяйнова О.В. подала заявление о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка, площадью 116 кв.м., кадастровый номер № . . .. (л.д.29)
В силу ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке РФ в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Единственным официальным периодическим печатным изданием на территории Новокубанского района является газета «Свет Маяков».
10 августа 2013 года администрация Новокубанского района в связи с поступившим от Горяйновой О.В. заявлением разместила информацию о намерении предоставить указанный земельный участок в аренду для размещения временных торговых павильонов. Информация была размещена в приложении №1 к газете «Свет маяков» «Официальный вестник» № 93 (11292) от 10 августа 2013 года. (л.д.25-28, 146)
Основанием для признания договора аренды ничтожным является, по мнению прокурора, нарушение порядка предоставления в аренду земельного участка, выразившееся в отсутствии у граждан получить информацию о наличии указанного земельного участка предоставляемого в аренду.
С данным доводом прокурора суд не может согласиться, поскольку информация о намерении предоставить спорный земельный участок в аренду для размещения временных торговых павильонов была размещена в официальном печатном издании на территории Новокубанского района. В связи с чем суд считает, что требования действующего законодательства РФ о необходимости публикации информации о земельных участках, предоставляемых в аренду, были соблюдены.
Довод прокурора Новокубанского района о том, что обязательный экземпляр газеты с информацией в отношении спорного земельного участка не поступил в библиотеку муниципального района, суд оценивает критически, поскольку он не нашел подтверждения в судебном заседании.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки утверждения прокурора Новокубанского района, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новокубанская городская библиотечная система» предоставило справку от 13 ноября 2014 года №127, из которой следует, что в городской центральной библиотеке МБУК «Новокубанская городская библиотечная система» имеется в наличии газета «Свет маяков» № 93 от 10 августа 2013 года с приложением №1 «Официальный вестник» и граждане Новокубанского района имеют возможность ознакомиться с данным печатным изданием в городской центральной библиотеке. (л.д.146)
Также в судебном заседании было установлено, что в администрации МО Новокубанский район имеется информационный стенд, на котором размещена информация, содержащая сведения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что принцип открытости и прозрачности процедуры предоставления спорного земельного участка нарушен не был.
Постановление по делу об административном правонарушении от 24 марта 2014 года, которым генеральный директор «Свет Маяков» был признан виновным в совершении административного правонарушения, суд считает не относимым доказательством. Из данного постановления не видно когда было совершено административное правонарушение, соответственно, нельзя безусловно отнести его к спорным правоотношениям сторон по настоящему делу.
Нарушений при совершении сделки аренды земельного участка от 25 февраля 2014 года №2100006077 земельного участка, площадью 116 кв.м. с кадастровым номером № . . . в г. Новокубанске по смежеству с земельным участком по <адрес>, заключенный между Администрацией МО Новокубанский район и Горяйновой О. В. (л.д.11-18), суд не усматривает. В связи с чем оснований для признания права Горяйновой О.В. на земельный участок отсутствующим суд не находит.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в судебном заседании истцом не представлено убедительных оснований в обоснование своих исковых требований, в связи с чем не усматривается оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований подлежат отмене принятые по делу обеспечительные меры.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 116 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № . . ., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░