2- 1142/2023

44RS0001-01-2023-000068-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2023 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Сварян С.М., с участием истца Р.Р.Е., представителя ответчика и третьего лица В.А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Р.Е. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области об обжаловании отказа а принятии на службу в уголовно-исполнительную систему РФ, обязании заключить контракт на прохождение службы в уголовно-исполнительной системе,

у с т а н о в и л:

Р.Р.Е. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, просит суд, признать отказ ответчика в принятии на службу в уголовно-исполнительную систему незаконным. В обоснование требований указывает, что <дата> ему было отказано в приеме на службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области. Причиной отказа послужил факт возбуждения в отношении него уголовного дела по преступлению, предусмотренному п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ. По мнению ответчика данное обстоятельство, в соответствии с положениями ч.1 ст.14, ч.5 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» не позволяет заключить контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе. Истец не согласен с данным решением, в силу ст.14 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, поскольку <дата> постановлением Свердловского районного суда города Костромы указанное выше уголовное дело было прекращено на основании ст. 427 ч.1 УПК РФ, в связи с чем, на основании ст. 90 УК РФ была применена принудительная мера воспитательного воздействия в виде предупреждения. Применение данной меры Постановлением Свердловского районного суда города Костромы повлекло прекращение уголовного Применение данной меры Постановлением Свердловского районного суда города Костромы повлекло прекращение как уголовного преследования так и возбужденного уголовного дела и, соответственно, течение к уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия не только не связаны с уголовной ответственностью, но и выделены в отдельную часть, содержание которой позволяет сделать вывод о наличии специфического подхода законодателя к возможности применения данных мер в качестве альтернативного правового воздействия. Считает, что применение принудительных мер воспитательного воздействия не является основанием согласно положениям Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ для отказа в приеме на службу в уголовно-исполнительную систему.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просив так же обязать ответчика заключить с ним контракт на службу в уголовно-исполнительной системе

Истец Р.Р.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске в уточненной редакции, указав, что просит суд, обязать ответчика заключить с ник служебный контракт на основании ранее поданного заявления, поскольку оснований для неприема его на службу не имелось.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области по доверенностей В.А.П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для заключении служебного контракта с истцом не имеется, поддержав доводы, изложенные в уведомлении от <дата>, пояснив так же, что решение об отказе в приеме на службу самостоятельного не выносилось, уведомление за подписью начальника учреждения было направлено в связи с заключением начальника службы безопасности, отметка заявлении Р.Р.Е. от <дата>.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Порядок прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.07.2018 года N 197-ФЗ (ред. от 05.12.2022 года) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно части 1 статьи 17 Федеральным законом от 19.07.2018 года N 197-ФЗ на службу в уголовно-исполнительной системе вправе поступать граждане не моложе 18 лет (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи) независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе в следующих случаях:1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу; 2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости, включая снятую или погашенную; 3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом; 4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности или должности, на замещение которой претендует сотрудник, связано с использованием таких сведений; 5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы; 6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) прекращение гражданства Российской Федерации; 8) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства; 9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе или в период ее прохождения. На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14.07.022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, подвергался в судебном порядке административным наказаниям за совершенные умышленно административные правонарушения; подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в уголовно-исполнительной системе), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом; не согласен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; не дал письменного согласия на обработку своих персональных данных в целях изучения возможности приема его на службу в уголовно-исполнительной системе; приобретает статус иностранного агента.

Статья 19 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ регламентирует порядок рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел и принятие по ним решений.

По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в уголовно-исполнительной системе, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; 2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе; 3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании; 4) направить гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме; 5) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в уголовно-исполнительной системе, приеме на службу в уголовно-исполнительной системе или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы для обучения по очной форме (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ).

О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ).

Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом уголовно-исполнительной системы (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ)..

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ одним из принципов принципами службы в уголовно-исполнительной системе является обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в уголовно-исполнительной системе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника

В соответствии с п. 2 Порядка назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 05.08.2021 года N 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» назначаемые на должности в УИС сотрудники и принимаемые на службу в УИС граждане должны соответствовать квалификационным требованиям к должностям в УИС, в число которых входят требования к уровню образования, стажу службы в УИС или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, а также уровню физической подготовки и требованиям к замещению должностей в УИС сотрудниками мужского или женского пола, способными по своим личным и деловым качествам исполнять служебные обязанности по этим должностям. Назначение на должности в УИС, для исполнения обязанностей по которым требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется после оформления допуска по соответствующей форме.

В соответствии с п. 5 Порядка назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 05.08.2021 года N 132 основаниями для издания приказа о назначении на должность являются: в отношении гражданина - контракт о прохождении службы в УИС, заключенный в соответствии с Федеральным законом N 197-ФЗ.

Как указал Конституционного Суда РФ в Определение от 13.05.2019 года N 1199-О служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 года N 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 года N 2749-О, от 25.01.2018 года N 159-О, от 27.03.2018 года N 766-О и от 27.09.2018 года N 2242-О). Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом. Федеральный законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для данной категории государственных служащих, что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в уголовно-исполнительной системе лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, а также способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя служебные обязательства. Эти требования в равной мере распространяются на всех лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, предопределены задачами, принципами организации и функционирования такой службы, а также специфическим характером деятельности граждан, ее проходящих, а потому не могут рассматриваться как вступающие в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости.

Из материалов дела следует, <дата> Р.Р.Е., <дата> г.р. обратился с заявлением о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему РФ на должность младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, указав что с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральным законом от 19.07.2018 года N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», условиями материального и пенсионного обеспечения, обязанностями по должности, правила внутреннего распорядка ознакомлен, предупрежден об ответственности за нарушение законности и служебной (трудовой) дисциплины, с должностными обязанностями, положениями о структурном подразделении, правилами внутреннего служебного распорядка ознакомлен.

На основании вышеприведенных норм ст. 19 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ, а так же Порядка прохождения гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, психофизиологического исследования, тестирования, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществам, в отношении Р.Р.Е. проведены необходимые проверки перед приемом на службу в уголовно-исполнительную систему РФ, и вынесено заключение.

Согласно данному заключению, Гражданин Российской Федерации Р.Р.Е. обратился в <дата> в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области с заявлением о рассмотрении возможности приёма па службу в уголовно-исполнительную спетому Российской Федерации. С ним проведено ознакомительное собеседование, в ходе которого кандидата информирован об основных требованиях, предъявляемых к службе в УИС РФ. С целью предварительного изучения, кандидат был направлен на первичное психологическое изучение в психологическую лабораторию учреждения. С условиями материального и пенсионного обеспечения, обязанностями по должности ознакомлен. Р.Р.Е. родился <дата> в городе Костроме. В период <дата> обучался в ОГБПОУ «Костромской автотранспортный колледж», получил специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», квалификацию «техник». В период <дата> года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ по контракту в войсковой части в должности водителя-электрика десантного обеспечения. По представленной характеристике из войсковой части Р.Р.Е. характеризуется исключительно с положительной стороны, как целеустремленный. добросовестный исполнительный военнослужащий. Р.Р.Е. женат, проживает но адресу: <адрес>. Считаю целесообразным дальнейшее изучение кандидата. Заключение военно-врачебной комиссии о годности кандидата к службе в качестве: «А» - Годен к службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности младшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, группа предназначения степень ограничения Справка ВВК ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России от <дата>. Заключение ГИД от <дата> , вывод: «рекомендуется». Результаты изучения физической подготовленности кандидата: комплексное силовое упражнение - хорошо; челночный бег (10x10 м) – хорошо; бег 1000 м - хорошо. Результаты проверочных мероприятий: Компрометирующих материалов на близких родственников Р.Р.Е. не поступало, за исключением на кандидата Р.Р.Е. По месту регистрации Р.Р.Е. и его семья характеризуются положительно, к уголовной и административной ответственности не привлекались. Па учетах в УМВД России но <адрес> не состоят. Вывод по результатам изучения и проверки кандидата: Р.Р.Е. ознакомлен со спецификой службы в уголовно-исполнительной системе РФ в целом и в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в частности. Полагают возможным назначить на должность младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области по контракту сроком на 3 года, без испытания.

Так же заключение содержит решение начальника, имеющего право назначения должность – начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области Б.А.Л. от <дата>, назначить Р.Р.Е. на должность младшего инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области по контракту сроком на 3 года, без испытания.

Вместе с тем, как следует из уведомления от <дата> , направленного в адрес истица, ему сообщено о принятом решении об отказе в приеме на службу в уголовно-исполнительную систему, поскольку по результат проведенных проверочных мероприятий установлено, что в <дата> в отношении него имел место быть факт возбуждения уголовного дела по преступлению, предусмотренному п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, уголовное преследование по которому осуществляется в публичном порядке. Данное обстоятельство в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ не позволяет заключить контракт на прохождение службы в уголовно-исполнительной системе.

Как следует из постановления Свердловского районного суда г. Костромы от <дата>, несовершеннолетний Р.Р.Е., <дата> рождения, <дата> в период времени с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, более точное время установить не представилось возможным, находясь в школьной раздевалке гимназии г. Костромы, расположенной по адресу: <адрес>, имея умысел на тайное хищение чужого имущества, осознавая, что своими умышленными преступными действиями совершает общественно-опасное деяние, и, желая наступления преступных последствий, воспользовавшись тем, что за ним никто не наблюдает, путем свободного доступа тайно похитил с полки вешалки для верхней одежды, сотовый телефон марки «Samsung GT-i8262 Galaxy Соре 4.3», стоимостью 7000 рублей, в силиконовом чехле красного цвета, стоимостью 300 рублей, оставленный без присмотра в указанной раздевалке несовершеннолетней ФИО4, и принадлежащий ФИО5 После чего, несовершеннолетний Р.Р.Е. с места совершения преступления с похищенным телефоном скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, чем причинил моральный вред несовершеннолетней ФИО4 и значительный материальный ущерб на общуто сумму 7300 рублей ФИО5 <дата> несовершеннолетнему Р.Р.Е. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ - кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину. Постановлением старшего следователя отдела СУ УМВД России по г. Костроме от <дата> уголовное преследование в отношении Р.Р.Е. прекращено на основании ст. 427 УПК РФ и возбуждено перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому Р.Р.Е. принудительной меры воспитательного воздействия. Данным постановлением ходатайство органов предварительного следствия о применении к несовершеннолетнему обвиняемому Р.Р.Е. принудительных мер воспитательного воздействия удовлетворено. Постановлено, применить в отношении Р.Р.Е. принудительную меру воспитательного воздействия в виде предупреждения.

Как разъяснено в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 (ред. от 24.11.2015 года) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 года). Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора. При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса). Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным. Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере)

Как следует из позиции стороны ответчика уведомление об отказе в заключении с ним контракта было направлено за подписью руководителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> в силу визы заявлении от <дата> следующего содержания – ввиду совершения преступления в несовершеннолетнем возрасте привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, прием кандидата на службу не целесообразен. Иных оснований в отказе в заключение служебного контакта не имелось, что установлено содержанием вышеуказанного заключения о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему РФ, а так же не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Нормы ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ содержат закрытый перечень оснований по которым сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе, а вышеприведенная норма ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ императивное предписание обязывающее нанимателя отказать лицу, претендующему на заключение служебного контракта на службу в уголовно-исполнительной системе в связи с наличием указанных в ней обстоятельств.

В частности действующее законодательство содержит прямой запрет нахождения на службе в уголовно-исполнительной системе граждан, подвергавшихся уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в уголовно-исполнительной системе), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Такое правовое регулирование, осуществленное в пределах дискреции законодателя, непосредственно обусловлено спецификой данного вида государственной службы, направлено на урегулирование вопроса принятии на службу в уголовно-исполнительной системе лиц, обладающими не только надлежащим уровнем профессиональной подготовки, но и морально-нравственными качествами, позволяющими им в полной мере реализовывать возложенные на данную службу публичные задачи.

Вместе с тем, вышеприведенная норма Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ является не только императивной, но прежде всего содержит исчерпывающий перечень оснований по которым лицо не подлежит принятии на службу в уголовно-исполнительную систему и не подлежит расширенному толкованию, иное повлекло бы нарушение одного из основополагающих принципов трудового законодательства, закрепленного в ст. 3 ТК РФ.

Из материалов дела следует, что к Р.Р.Е. были применены принудительные мер воспитательного воздействия, которые являются мерой уголовно-правового характера, применяемой к лицам, не достигшим возраста 18 лет, в качестве альтернативы уголовному наказанию, если характер и степень общественной опасности содеянного и данные о личности виновного позволяют правоприменителю принять такое решение. И уголовное преследование в отношении него было прекращено в порядке, предусмотренном ст. 427 УПК РФ. Данное основание отсутствует в качестве такового, препятствующего для нахождения на службе в уголовно-исполнительной системе (ст. 14 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ), а так же как основание обязывающие работодателя отказать в заключении служебного контракта(ст. 17 Федерального закона от 19.07.2018 года N 197-ФЗ).

В связи с чем, суд разрешая исковые требования истца об оспаривании решения об отказе в приеме истца на службу в уголовно-исполнительной системе на основании его заявления от <дата>, исходит из того, что основания по которому Р.Р.Е. было отказано в заключении контракта является необоснованным, не соответствующими нормам действующего законодательства.

И поскольку несмотря на содержание вышеуказанного заключения о возможности заключения с Р.Р.Е. служебного контракта по результатам рассмотрения документов, представленных истцом для поступления на службу, иных оснований препятствующих заключению такового не установлено, оценка его личных и деловых качеств так же дана положительная, обоснованным является требование истица об обязании ответчика заключить с ним контракта на основании заявления от <дата>.

На основании изложенного суд приходит к вывод у об удовлетворении исковых требований Р.Р.Е. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░.,<░░░░> ░.░., ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░.░., <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.02.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1142/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Резвяков Роман Евгеньевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области
Другие
УФСИН России по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Ковунев Андрей Викторович
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
10.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее