Судья Касаткин А.В. № 33-603/2025
№ 13-244/2024
67RS0029-01-2024-000468-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2025 года г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего Чеченкиной Е.А.,
при помощнике судьи Рыженковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, материал по частной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Николаевское» на определение судьи Десногорского городского суда Смоленской области от 24 декабря 2024 г. об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество «Николаевское» (далее – СНТ «Николаевское») обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Десногорского городского суда Смоленской области от
27 июня 2024 г., которым на СНТ возложена обязанность заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) - АО «Спецавтохозяйство» (далее – АО СпецАТХ») договор на оказание услуг по обращению с ТКО в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование указывали, что на исполнение данного решения суда требуется значительное время, т.к. необходимо создать (построить) площадку для сбора ТКО с бетонным основанием, огородить ее, изготовить и установить два контейнера для сбора ТКО, согласовать размещение данной площадки с администрацией муниципального образования г. Десногорск Смоленской области и внести ее в реестр. В зимнее время при отрицательных температурах ведение бетонных работ невозможно. Заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 30 мая 2025 г.
Обжалуемым определением судьи Десногорского городского суда Смоленской области от 24 декабря 2024 г. в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе СНТ «Николаевское» просит определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, приводит доводы о том, что на исполнение данного решения суда необходимо значительное время.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГПК РФ судебные постановления, вступившие в законную силу, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд по заявлению лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, должник вправе поставить перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 г. №104-О, основания для отсрочки и рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае таким образом, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Тогда как возможная отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Десногорского городского суда Смоленской области от 27 июня 2024 г., вступившим в законную силу 6 августа 2024 г., по гражданскому делу № 2-245/2024 исковые требования прокурора
г. Десногорска Смоленской области к СНТ «Николаевское» о возложении обязанности заключить договор на вывоз ТКО удовлетворены. На ответчика возложена обязанность заключить с региональным оператором по обращению с ТКО АО «СпецАТХ» договор на оказание услуг по обращению с ТКО в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.м. 25-28).
На основании вышеуказанного решения суда 15 октября 2024 г. выдан исполнительный лист серии ФС №, на основании которого
21 ноября 2024 г. судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № №-ИП в отношении должника СНТ «Николаевское» (л.м. 29-30).
2 декабря 2024 г. представителю СНТ «Николаевское» судебным приставом-исполнителем Лариной С.С. вручено предупреждение о возможных последствиях неисполнения решения суда (л.м. 31).
До настоящего времени решение суда от 27 июня 2024 г. должником не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции указал, что заявителем не приведено исключительных обстоятельств, которые могли бы обусловить предоставление отсрочки, а также не представлены доказательства того, что в испрашиваемый срок судебное постановление будет исполнено.
С такими выводами суда согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Из взаимосвязанных положений п. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ и п.п. 9, 13 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 («Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что на момент заключения договора между СНТ и региональным оператором необходимо наличие конкретного места для накопления ТКО, данные о нем должны содержаться в договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердых коммунальных отходов относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г.
№ 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил № 1039).
Исходя из вышеизложенного, за исключением случаев предусмотренных законом, обязанность создать место накопления твердых коммунальных отходов возложена на администрацию.
Из содержания заявления следует, что в СНТ «Николаевское» место накопления ТКО не создано.
При этом заявителем в материалы дела представлено заключение Межрегионального управления № 135 Федерального медико-биологического агентства от 20 декабря 2024 г. № 06 о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Николаевское», а также решение заместителя Главы МО «город Десногорск» от 23 декабря 2024 г. № 4 «О согласии создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области», которым СНТ «Николаевское» согласовано создание места накопления твердых коммунальных отходов в целях размещения контейнера для твердых коммунальных отходов (2 шт., объем 0,75) (л.м. 42, 43).
Изложенное свидетельствует о том, что должником предпринимаются меры для исполнения решения суда. Самого факта обращения к региональному оператору для заключения договора на вывоз ТКО недостаточно, поскольку такому заключению предшествует ряд мероприятий по созданию и обустройству места накопления ТКО.
Таким образом, поскольку для обустройства площадки для размещения контейнеров необходимо проведение, в том числе строительных работ по заливке площадки бетонной смесью, что требует определенных временных затрат, а также наличие благоприятных погодных условий, имеются основания полагать о наличии объективных причин, препятствующих в настоящее время исполнению решения суда, несмотря на предпринимаемые СНТ действия, направленные на исполнение судебного акта.
Поскольку предоставление судом отсрочки исполнения решения суда предусмотрено законом, злоупотребления правом со стороны заявителя не установлено, суд апелляционной инстанции находит данные обстоятельства исключительными, не зависящими от заявителя и препятствующими исполнению судебного постановления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа СНТ «Николаевское» в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в этой связи определение суда первой инстанции подлежат отмене с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2024 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░
░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░ № 2-245/2024) ░░ 30 ░░░ 2025 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░